Ценообразование в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать процесс ценообразования на предприятии торговли на примере ООО «Торговый дом «М».
Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:
– изучить теоретические основы ценообразования: сущность и особенности ценообразования на предприятиях торговли, методы регулирования цен на потребительском рынке;
– проанализировать и оценить эффективность ценообразования на предприятии торговли и его влияния на результаты деятельности предприятия;
– предложить направления регулирования цен на исследуемом предприятии торговли.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Теоретические основы исследования ценообразования в сфере торговли. 4
1.1. Сущность цены и ценообразования. 4
1.2. Особенности ценообразования на предприятиях торговли. 8
1.3. Варианты ценовой политики предприятия. 2
Глава II. Анализ и оценка системы ценообразования в ООО «Торговый дом «М». 2
2.1. Общая характеристика предприятия. 2
2.2. Система ценообразования в ООО «Торговый дом «М». 2
Глава III. Пути увеличения эффективности ценообразования. 2
Заключение. 2
Список использованных источников 2

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по ценообразованию.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)
 

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Государственный  университет по землеустройству» 
 
 

Кафедра экономики и организации

сельскохозяйственного производства 
 
 
 
 
 

Расчётно-графическая  работа по ценообразованию на тему:

«Ценообразование  в торговле» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент  3 курса,

группы  №32-Э, Палагин А.А.

Научный руководитель : д.э.н.,

 профессор  Сагайдак А.Э. 
 
 

                                                   
 
 
 
 

Москва 2012

Содержание. 

Введение

     Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. Разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно отражается на динамике продаж и рентабельности. Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы.

     Вместе с тем правильная оценка всех условий рынка и возможностей предприятия в определении цен на реализуемые им факторы, средства производства – залог выживания в условиях конкурентного предприятия торговли, благополучия и успеха, устойчивости финансового положения, конечно, при эффективной и мобильной производственно-хозяйственной деятельности.

     На  предприятии торговли в условиях работы на рынок и получения всех исходных факторов производства с рынка  должна быть организованна специальная, системная работа по наблюдению, изучению, выработке стратегии и тактики в области цен как на реализуемую предприятием продукцию, услуги, работы, так и на факторы производства, покупаемые предприятием на рынке (в рыночных условиях): средства производства, природные ресурсы, труд. Правильно проводимая ценовая политика может значительно повысить эффективность деятельности фирмы. Ошибки в определении уровня цены часто приводят к отрицательным последствиям. Всё это делает ценообразование важной частью маркетинговой стратегии фирмы.

     Ценообразование является важным элементом системы  управленческого учета. Оно подразумевает  не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс  управления ценами предприятия торговли в различных рыночных ситуациях.

     Актуальность  темы работы заключается в том, что система ценообразования предприятия торговли и эффективное формирование цен позволяет определить цену, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль. Кроме этого, с помощью разных вариантов ценовой стратегии предприятия можно устанавливать на свои товары такие цены и так варьировать ими, в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи.

     Цель  работы – исследовать процесс ценообразования на предприятии торговли на примере ООО «Торговый дом «М».

     Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:

     – изучить теоретические основы ценообразования: сущность и особенности ценообразования на предприятиях торговли, методы регулирования цен на потребительском рынке;

     – проанализировать и оценить эффективность ценообразования на предприятии торговли и его влияния на результаты деятельности предприятия;

     – предложить направления регулирования цен на исследуемом предприятии торговли.

     Предмет исследования – система ценообразования  ООО «Торговый дом «М».

Глава I. Теоретические основы исследования ценообразования в сфере торговли.

1.1. Сущность цены и ценообразования.

     Цена  является важнейшим критерием принятия потребительских решений. Определение  цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия – объемы продаж, доходы, получаемую прибыль [14].

     Установление  определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи  и получения прибыли. Очень важно  назначить цену таким образом, чтобы  она не оказалась слишком высокой  или слишком низкой. Эффективность торговой деятельности предприятия и работы предприятия в целом во многом определяется разумной системой ценообразования.

     В условиях рыночной экономики успех  любого предприятия или предпринимателя  во многом зависит от того, как правильно  они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

     Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

     Схематично  весь процесс ценообразования можно  представить следующим образом (табл. 1.1):

     Таблица 1.1. Процесс ценообразования на предприятии торговли

Издержки (себестоимость) предприятия Прибыль Снабженческо-сбытовая или оптовая наценка (скидка) Торговая  надбавка (скидка)
Издержки Прибыль Издержки Прибыль
Оптовая (отпускная) цена предприятия  
Оптовая цена промышленности  
Рыночная  цена

     Нетрудно  заметить, что каждый последующий  вид цены включает в себя предыдущий.

     Выбор верной системы ценообразования  при формировании рыночной цены является достаточно непростым делом и  требует создания маркетинговых служб.

     В рыночной экономике цены на товар  постоянно колеблются. Направления  изменения рыночных цен для конкретных видов товаров предприятий торговли и в конкретные периоды может  быть различным. Однако есть и общие  тенденции, характерные как для  отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.

     В настоящее время ценообразование  в сфере торговли приобретает  для предприятия все большую  значимость, поскольку потребители  стали обращать все большее внимание на соотношение цены и полезности (ценности) продукции, что обусловило возрастание роли цены в маркетинговом комплексе. При этом надо иметь в виду, что улучшение этого соотношения далеко не всегда напрямую определяется снижением цены. В этом смысле повышение конкурентоспособности может быть достигнуто не за счет снижения издержек, а за счет продуманной системы мер, направленных на усиление ценовой чувствительности потенциальных покупателей [15].

     Вместе  с тем в отличие от прошлого, когда система ценообразования  в основном была связана с горизонтальной конкуренцией и предприятия конкурировали с взаимозаменяемыми видами продукции, сейчас значительный вклад в выбор системы ценообразования вносит жесткая вертикальная конкуренция.  Последнее во многом определяет действия предприятий, участвующих в изготовлении конечной продукции, направленные на увеличение достающейся им части стоимости, уплачиваемой конечным потребителем. Это приводит к усилению корпоративной ценовой политики и поиску путей эффективного ценообразования.

     Одновременно  усиливаются позиции кастомизированного ценообразования, т.е. происходит переход от маркетинговой ориентации на продукт к ориентации на клиентов. В ценообразовании все больше учитываются перспективы субъективного восприятия продукта потребителем, достижения его целевого эффекта. В связи с эти большое значение приобретает создание «ценового имиджа».

     Процесс ценообразования должен опираться  на исследования рынков и создание моделей как данного рынка, так  и потребительских предпочтений, что приводит к увеличению количества инновационных ценовых концепций, особенно в сфере услуг.

     И наконец, большое влияние на ценовую  политику предприятия стали оказывать  интернационализация рынков и появление  электронных рынков. На электронных рынках возникает новая система продаж, предусматривающая высокую степень индивидуализации ценовой политики, масштаба дифференциации цен и ценовой дискриминации [13].

     Для разработки обоснованной системы ценообразования  важно правильно определить систему  факторов, воздействующих на нее. Эффективность ценообразования, или, иначе говоря, реализации ценовой политики, зависит от подхода к определению цены. При затратном подходе к определению цены предприятие опирается на свои внутренние условия. В этом случае содержанием ценовой политики является учет затрат и формирование цены на их основе. И хотя в процессе реализации продукции могут применяться различные скидки для стимулирования продаж, принцип формирования цены остается неизменным.

     Развитием этого подхода является поиск  оптимальных соотношений цены и качества продукции. В этом случае ценовая политика учитывает не только внутренние, но и внешние условия, рассчитываются верхние (но спросу) и нижние (по затратам) границы цены. Такое ценообразование представляет собой элемент маркетинга.

     Наиболее  эффективна такая система ценообразования, которая не только служит инструментом общей рыночной политики предприятия, но и направлена на учет всех возможных требований потенциальных потребителей с точки зрения формирования и применения цены. На первое место в этом случае выходит оценка полезности продукта и условий его потребления. В то же время меняются узловые пункты системы ценообразования. Цена прейскуранта (каталога) перестает быть основным параметром для покупателя. Она периодически корректируется, и, что самое главное, дополнительно вводятся многочисленные новые параметры, учитываемые в процессе адаптации цены [2].

     Важнейшим условием разработки обоснованной системы  ценообразования является изучение конъюнктуры рынка или отдельного его сегмента. Это означает, что для принятия правильных решений надо изучить уровни и динамику цен, а также формы ценовой и неценовой конкуренции, применяемые на данном рынке.

1.2. Особенности ценообразования на предприятиях торговли.

     Особенности ценообразования на предприятиях торговли регламентируются методиками установления цен на продукцию и товары предприятия. В целях исследования особенностей ценообразования необходимо рассмотреть основные методики ценообразования на предприятиях торговли.

     Определение цен на основе воспринимаемой покупателем ценности товара относится к рыночным методам ценообразования. Такой подход означает, что производитель при формировании цены должен ориентироваться не на свои затраты, а на то, как потребитель оценит качественные параметры изделия, будет ли он согласен платить за них или сочтет эти траты излишними. Следовательно, потребитель совершает покупку лишь в том случае, если ценность товара или услуги для него превышает их цену. При этом надо иметь в виду, что экономическая ценность даже одного товара различается для разных потребителей, поскольку каждый из них может использовать его для разных целей или нуждаться в нем в разной степени. Выбирая из нескольких вариантов, покупатель отдает предпочтение тому, при котором превышение ценности над ценой максимально.

     Подход  к формированию цен на основе ценности товара означает использование следующего алгоритма действий:

     Покупатели –> Ценность –> Цена –> Затраты –> Товар.

     Цель  ценообразования в этом случае заключается  в установлении цены, отражающей в  полной мере экономическую ценность данного товара. Однако для того чтобы потребители могли адекватно сравнивать цену и ценность, необходимо обеспечить их информацией, анализ которой и даст им возможность принять рациональное решение. Только в таком случае производитель сумеет получить большую прибыль от реализации товара, обладающего большей ценностью. [12]

     Рассмотрим  схему процесса формирования представления  о ценности продукта и учета ее в ценообразовании.

     Первоначальный  анализ ценности складывается из двух компонентов: анализа конкуренции, целью которого является выявление возможностей расширения и углубления дифференциации продуктов, и анализа потребления для более глубокого изучения и определения сегментов рынка.

Информация о работе Ценообразование в торговле