Формирование цен в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
Цена - это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Цена как экономическая категория…………………………………………………4
3. Условия и особенности рыночного ценообразования…………………………….8
4. Взаимодействие цены спроса и предложения……………………………………16
5. Факторы, влияющие на уровень цен……………………………………………...19
6. Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ - готовая работа.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

     При этом следует учитывать потребительские  качества товара и интересы

потребителя, т. е. основываться на сравнительной оценке общественной

потребительной стоимости товара и общественно необходимых затрат на их

производство. Исходя из интересов потребителя, можно  наилучшим образом

достичь хозрасчетные цели своего предприятия.

     Необходимо  ориентироваться на обеспечение  высокой рентабельности предприятия при более низких ценах, но более высоком спросе и выпуске продукции.

     Учитывая  возможности усиления взаимозаменяемости одного товара другим и

неизбежное увеличение потребления одних товаров при  сокращении спроса на

другие товары, плановые органы определяют объемы производства соответствующих товаров. Вот почему решения на этот счет должны быть всесторонне взвешенными как с экономической, так и с социально-политической точки зрения. Большую помощь в этом отношении может оказать внедрение в практику народнохозяйственного планирования дифференцированных балансов доходов и расходов потребления различных социально - возрастных групп. На основе таких балансов можно более объективно предвидеть взаимосвязь между уровнем цен и спросом.

     Рассмотренные функции цен являются основными, осуществляются, как правило, во взаимопереплетении друг с другом и реализуются через различные виды цен.

     Общее количество самых различных видов  цен исчисляется несколькими  десятками названий, поэтому необходима не только их общая характеристика, но и классификация как системы цен, отражающей взаимоотношения между различными частями экономического организма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Условия и особенности рыночного ценообразования 

     Принципы  и методы формирования цен в условиях централизованной экономики строятся на том, что они определяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда – господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях плановой экономики. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

     Коренное  отличие рыночного ценообразования  от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

     Поэтому наши представления о стоимости  товара (его формировании) и цене как экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке.

     Это принципиальное теоретическое положение до последнего времени почти полностью игнорировалось в нашей экономической науке и практике ценообразования. Однако и сейчас нередко практика ценообразования такова, когда затраты на производство товаров считают общественно необходимыми задолго до того, как эти товары появятся на рынке и будут признаны товарами со стороны покупателей, т.е. задолго до того, как затраты на их производство получат общественное признание. Этому во многом способствовали имеющиеся в последние годы постоянное и существенное превышение спроса над предложением и монополизм изготовителей товаров. Очевидно, что такая практика явно противоречит современным представлениям экономической теории о рыночной экономике.

     Основное  принципиальное отличие рыночного  ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначальные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

     Какова  же при этом роль государства, государственных  органов?

     Государственные органы в зависимости от сложившейся  хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.

     В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Но государственные органы не устанавливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изготовляемые различными собственниками.

     Таким образом, предприятия или фирмы  реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным ими самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.

     Поэтому в период перехода к рынку, в условиях смешанной (многоукладной) экономики, рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития и формировать соответствующие пропорции.

     Механизм  ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического.

     Стратегический  фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.

     Тактический фактор проявляется в том, что  цены на конкретные товары формируются  под влиянием конъюнктуры рынка.

     Первый фактор – фактор долговременного перспективного действия. Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока; здесь требуется всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и научиться умело пользоваться. В противном случае предприятию или фирме включаться в рыночную экономику не имеет смысла – это чревато для них отрицательными экономическими последствиями.

     Первый  из названных факторов ставит в наиболее благоприятные условия те фирмы, которые имеют современную технику, передовую технологию, пользуются совершенными методами организации труда и производства и т.д. В результате наибольший выигрыш получают та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко умеют воспользоваться конъюнктурой рынка. И в этом случае требуются гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, а также высокопрофессиональные исполнители (кадры). Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те фирмы и предприятия, которые имеют возможность умело использовать оба фактора.

     Следовательно, в условиях рынка динамика цен  формируется совершенно по-иному и в значительной мере непредсказуемо. Но таковы природа рынка и его законы, которые нельзя игнорировать. Напротив, необходимо глубоко и всесторонне изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.

     Следует иметь в виду, и это подтверждает опыт зарубежных стран, что государство  может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм государственного воздействия на уровень и динамику цен в условиях перехода к рынку у нас слабо налажен, что при высокой степени монополизма многих изготовителей ведет к росту цен.

     В связи с этим требуется продуманная  система мер, которые уже опробованы в странах с рыночной экономикой. К ним относятся: установление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и др. Большая роль в этом деле должна отводиться местным органам управления, а все мероприятия, организуемые в этой области, должны быть обязательно закреплены законодательными актами в центре и на местах.

     Неотъемлемым  и весьма важным элементом рынка  является конкуренция. Нормальными конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном собственнике создает монополию, которая порождает застой и консервацию отсталости в производстве.

     Монополия государственной собственности  во многих отраслях выступает главным  препятствием на пути перелива ресурсов непосредственно через предприятия под влиянием механизмов закона стоимости и ценообразования.

     Поэтому возникла острая потребность в изменении  отношений собственности, что должно быть сделано законодательным путем. Необходимо введение многообразия форм собственности и признания их равенства перед законом. Однако чтобы рыночные механизмы по-настоящему заработали, должно быть, реальное разнообразие форм собственности на уровне предприятий и действительное юридическое их равенство.

     В настоящее время во многом еще  господствует государственная собственность. В этой связи важнейшей проблемой  является конверсия государственной собственности в коллективную и частную. Приватизация собственности, превращение трудящихся в реальных собственников на своем предприятии, на производстве, преодоление их отчужденности от собственности являются массовой социально-экономической основой перевода экономики и всего общества на рыночные рельсы. Без приватизации собственности такая основа не может быть создана, ее просто нет. Без проведения приватизации собственности рыночные, товарно-денежные отношения развиваться не могут.

     Следует отметить, что рынок – это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор всех его участников на их выживаемость в конкурентной борьбе. Главным условием жизнестойкости на рынке является высокий уровень производства и высокий профессионализм в его управлении. Уже сейчас многие фирмы и предприятия, не выдержав конкуренции, разоряются и становятся банкротами. Но мощности этих предприятий не пропадают, они переходят в другие руки, технически совершенствуются, обновляются и включаются в процесс воспроизводства на новой, более эффективной основе. Поэтому банкротство конкретного собственника и предпринимателя зачастую оборачивается для общества в целом ростом эффективности экономики.

     Мощным  двигателем рыночной экономики является конкуренция. Именно она движет экономику  вперед, используя такой действенный  механизм, как закон стоимости, механизм ценообразования. Конкуренция является своеобразным экзаменом для предпринимателя на совершенство его производства, на жизнестойкость и выживаемость. Но вместе с тем конкуренция, и это главное, есть механизм стимулирования постоянного и всестороннего совершенствования производства, механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения несовершенного и отстающего.

     Поэтому не случайно в антимонопольном законодательстве западных стран посягательство на честную конкуренцию считается одним из самых тяжелых преступлений. Честная конкуренция – главное; создать ее – значит создать рынок.

     Основы  успеха в конкуренции коренятся  в состоянии производства. Мировая практика рыночной экономики базируется на гибком производстве. Оно обладает свойствами быстро, по мере возникновения новых потребностей перестраиваться на их удовлетворение, при этом обходясь практически без повышенных затрат периода освоения новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освоения будет большим. Без этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому переход к рыночной экономике помимо собственно рыночных преобразований требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.). Это принципиальное положение, о котором часто забывают, а нередко пытаются сознательно игнорировать – вероятнее всего, потому, что такая перестройка сопряжена со значительными капитальными затратами (инвестициями).

     Как уже отмечалось, в нашей экономике  все еще имеет место монополия государственной собственности. Эта монополия является одним из главных препятствий при переходе к рыночному хозяйству. И наоборот, многообразие форм собственности (кооперативной, арендной, акционерной, личной и т.д.) есть та база, экономическая основа, на которой реально вырастают и развиваются рыночные отношения.

Информация о работе Формирование цен в условиях рынка