Тарифная политика операторов сотовой связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:10, реферат

Краткое описание

Работа по предмету "Организация производства на предприятиях связи". Анализирует политику ценообразования крупных операторов сотовой связи в Новосибирской области

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

«Тарифная политика операторов сотовой связи»

по  дисциплине «Организация производства на предприятиях связи»                                                                                

                                                              Вариант 4

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Особенности ценообразования в сфере услуг сотовой связи…….5
    1. Стратегии ценообразования на услуги сотовой связи…………….5
    2. Влияние конкуренции на тарифную политику операторов сотовой связи………………………………………………………………………………..7

2. Развитие конкурентных отношений операторов сотовой связи в Новосибирской области…………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………14

Список литературы……………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Еще сравнительно недавно наличие мобильного телефона свидетельствовало об успехе и достатке человека, он был предметом роскоши, символом глобальных перемен в обществе и экономике страны. Сегодня он стал неотъемлемым атрибутом повседневной жизни практически каждого россиянина. Не случайно рынок сотовой связи стремительно развивается и остается одним из наиболее привлекательных для инвесторов сегментом телекоммуникационного рынка страны и в целом экономики России.

Крупнейшие  компании, такие как ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» («Билайн») и ОАО «Мегафон», так называемая «большая тройка», продолжают активно создавать общенациональные сети сотовой связи. Реализация этих проектов уже в ближайшие годы позволит создать равные условия для населения всех регионов страны и предусматривает унификацию набора предоставляемых основных и дополнительных услуг.

Двадцать лет  назад, на этапе становления рынка подвижной связи, подобные услуги были весьма дорогостоящими. Операторы изначально ориентировались на небольшое число пользователей, достаточно узкий круг абонентов – дипломатов, политиков, руководителей крупных предприятий. Но уже к июлю 1997 года ситуация резко изменилась. И причина этого кроется не только в возраставшем спросе на мобильную связь, который диктовала сама жизнь, не только в новейших технических решениях, облегчавших внедрение нового, можно сказать, альтернативного вида связи, но и в изменившейся тарифной политике операторов, сделавших свои услуги значительно доступнее.

Но рост числа  абонентов не мог продолжаться бесконечно, и первые признаки насыщения рынка стали ощутимы уже к концу 2005 года, и полностью проявились к 2009 году, когда количество пользователей сотовой связью превысило показатель 60 % от населения страны.

За последние два-три года реальная численность абонентов сотовой связи в РФ стала значительно отличаться от номинального. Достаточно много граждан стали владельцами двух, а то и трех SIM-карт. Однако, несмотря на насыщение рынка мобильной связи, темпы роста финансовых показателей операторов не замедлились. Для современного рынка сотовой связи, в соответствие с меняющимися потребностями общества, характерен переход от предоставления голосовых услуг к информационным. К тому же, не смотря на достаточно интенсивную конкуренцию, наметилась тенденция к объединению операторов в разных формах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности ценообразования в сфере услуг сотовой связи

1.1.Стратегии ценообразования на услуги сотовой связи

Характер рынка персональной беспроводной связи обуславливается целым рядом особенностей: лицензированием деятельности в этой области; сложностью и дороговизной построения качественных сетей; необходимостью широкого их развития с целью обеспечения интересов народного хозяйства. Как следствие, количество действующих на рынке операторов остается сравнительно небольшим, и они имеют возможность предоставлять услуги конечным потребителям по завышенным ценам. Важно заметить, что государственное регулирование в области тарифов на услуги подвижной связи сегодня не осуществляется. Но только до того момента, когда оператор займет доминирующее положение (более 65% рынка).

Но зависимость операторов друг от друга постоянно повышается, ведь всегда сохраняется возможность перераспределения между ними абонентской базы. При этом влияние каждого отдельно взятого оператора на весь рынок мобильной связи конкретного региона весьма ощутимо.

Поэтому, в процессе установления тарифов на свои услуги операторы вынуждены ориентироваться не только на собственные операционные показатели и бизнес-план, но и учитывать, как те или иные шаги в ценовой политике отразятся на бизнесе других операторов региона.

На основании тщательного анализа каждый оператор должен действовать таким образом, чтобы измененные условия рынка не давали другим операторам возможность улучшить свои показатели за счет взвешенного понижения тарифов на свои услуги. В противном случае, такое положение приведет к простому снижению цен на всем рынке, ведущему к падению рентабельности всех операторов.

Разработка  ценовой политики и стратегии  операторов сотовой связи включает в себя несколько этапов: определение стратегических целей тарифной политики, сбор исходной информации, стратегический анализ и формирование стратегии.

Основной стратегической целью маркетинга операторов сотовой связи является расширение существующего потребительского рынка для увеличения собственных доходов и прибыли. Для достижения этой цели необходимо провести сегментацию рынка телекоммуникационных услуг и определить целевой сегмент пользователей услуг и его характеристики, в том числе по уровню платежеспособности потенциальных клиентов. Важно сохранить и повысить собственную конкурентоспособность за счет предложения абонентам дополнительных и новых видов услуг. Также необходимо проникновение на новые потребительские рынки связи, в частности на рынок передачи данных.

Ценовая политика должна быть увязана с корпоративными целями. При этом, в соответствии с финансовым планом оператора, определяется уровень прибыльности, необходимый для покрытия затрат по оказанию предоставляемых услуг потенциальным абонентам, изучаются потребности пользователей услуг сетей мобильной связи и сети Интернет в новых услугах связи, а также планируемые на них расходы. И на основе имеющейся информации о конкурентах, их деятельности в прошлом, планов развития, анализа преимуществ и недостатков предоставляемых ими услуг определяется основная цель оператора в сфере ценообразования.

Для разработки ценовой политики и стратегии также важна информация о необходимых объемах инвестиций на создание сети, возможных вариантах цен на услуги и соответствующих доходах для выбора того сегмента рынка, в котором оператор может привлечь абонентов более полным удовлетворением их требований и имеет устойчивые конкурентные преимущества.

В ходе анализа сегментов рынка услуг связи определяется, как наиболее выгодно дифференцировать тарифы, чтобы максимально учесть различия между сегментами рынка по чувствительности будущих пользователей к уровню цен на различные виды услуг и по уровню затрат оператора на удовлетворение требований к услугам связи. Необходимо и предвидеть возможную реакцию конкурентов на намечаемые мероприятия по предоставлению услуг, уровню их тарификации и те конкретные меры, которые они могут предпринять в ответ.

Формирование  тарифов на услуги сотовой связи должны основываться на объективной оценке затрат на создание сетей, использовании накопленного в предыдущие годы опыта, учете методов и практики тарификации услуг передачи данных, изучении и использовании зарубежного опыта с учетом специфики российского рынка.

      1. Влияние конкуренции на тарифную политику операторов сотовой связи

Сегодня сотовая связь – одна из немногих услуг, не демонстрирующая роста цен в условиях инфляции. На фоне роста номинальных и реальных доходов населения, а также значительного подорожания потребительских товаров и услуг, доступность сотовой связи массовому пользователю продолжает увеличиваться. Например, в 2005-2007 годах, согласно информации Росстата, стоимость фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг выросла почти на 29%, а реальные доходы населения – на 24%. При этом, средняя стоимость одной минуты разговора в сетях сотовой связи за тот же период снизилась на 9%. А затраты на услуги сотовой связи в месячных потребительских расходах в расчете на душу населения составляли около 3%.

Не удивительно, что возросшая доступность сотовой связи стимулировала рост ее потребления. В тот же период среднемесячное количество минут на одного абонента в сетях сотовой связи России выросло на четверть, до 170 минут. А доход операторов от предоставления голосовых услуг увеличился на 22 процента. Еще более заметным был рост среднемесячного дохода от дополнительных услуг – 31%. Однако из-за неоднородности регионального развития страны утверждать о равной доступности услуг сотовой связи населению всех субъектов Федерации было нельзя. Во многих регионах сохранялся высокий уровень тарифов, не соответствующий параметрам их экономического развития, что во многом ограничивало объем потребления услуг сотовой связи.

В частности, на первую половину 2007 года стоимость фиксированного набора услуг сотовой связи, соответствующего среднему уровню потребления, составляла в среднем по России 409,1 рублей. При этом уровень тарифов в самом дорогом по стоимости мобильной связи регионе – Магаданской области в два раза превышал уровень тарифов в самом дешевом регионе – Волгоградской области. На различия в уровне тарифов между субъектами Российской Федерации и сегодня влияют два основных фактора: уровень потребительских цен и уровень конкуренции на региональном рынке. Сопоставление стоимости фиксированного набора услуг сотовой связи со стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг, рассчитываемой Росстатом, подтверждает, что уровень тарифов далеко не всегда определяется общим уровнем цен в регионе, и в ряде субъектов Федерации причиной высоких тарифов остается неблагоприятная конкурентная ситуация. До недавнего времени в число наиболее «дорогих» регионов, наряду с отдельными регионами  Крайнего Севера и Дальнего Востока входила и Новосибирская область (пятое место), хотя в других сопоставимых по уровню развития сибирских регионах тарифы на услуги сотовой связи были гораздо ниже. Аналогичная ситуация складывается и в Забайкальском крае (бывшая Читинская область), где работало всего два оператора, в результате чего тарифы на сотовую связь были на 20% выше, чем в соседней, сопоставимой по уровню развития, Амурской области.

Характерно, что  восьмое место по уровню тарифов  в России занимал один из российских регионов, характеризующихся самыми низкими показателями социально-экономического развития – Ивановская область. Если уровень потребительских цен в ней был на 10% ниже, чем в среднем по России, то тарифы на услуги сотовой связи – на 22% выше среднероссийского уровня. При этом уровень тарифов в Ивановской области был сопоставим с Сахалином, где уровень потребительских цен и покупательная способность населения существенно выше. Замыкала десятку наиболее дорогих регионов Владимирская область, где несоответствие тарифов сложившимся в регионе ценовым параметрам также обусловливалось неблагоприятной конкурентной ситуацией.

Но самым  убедительным доказательством решающего  влияния интенсивной конкуренции  на тарифную политику операторов сотовой  связи оставалась Волгоградская область. Цены на услуги сотовой связи здесь были на 21% ниже среднероссийского уровня, а уровень потребительских цен – всего на 7% ниже среднего по России. В регионе, помимо «большой тройки»  работал еще один оператор – компания СМАРТС.

Отмечалось, что  во всех регионах наиболее «дешевой» десятки регионов за исключением Ингушетии и Кабардино-Балкарии, работали четыре, а то и пять крупных операторов GSM, что существенно улучшало конкурентную ситуацию. Низкий уровень тарифов в Ингушской и Кабардино-Балкарской республиках, где интенсивной конкуренции не наблюдалось, в целом соответствовал параметрам их социально-экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие конкурентных отношений операторов сотовой связи в Новосибирской области

До определенного  момента крупнейшие операторы на территории Новосибирской области  сосуществовали достаточно мирно. Не смотря на то, что, как и в среднем по стране, МТС имело почти вдвое больше абонентов, чем у старейшего в области оператора, компании «Вымпелкома» («Билайн») и почти в четыре, чем у «МегаФона». В 2008 году эти цифры выглядели следующим образом: 1,9 млн., 1,0 млн. и 0,5 млн., соответственно. У компании «Скай Линк», четвертого оператора было всего 0,01 млн.

В условиях насыщения  рынка «большая тройка» стремилась не столько завоевать новых абонентов снижением тарифов, сколько улучшением качества связи, наращиванием количества своих базовых станций в сельских районах. «Вымпелком» считал приоритетным улучшение качества связи в местах отдыха новосибирцев, в районах дач на берегу Обского моря и в крупных населенных пунктах области, на федеральной трассе Омск – Новосибирск. «Мегафон-Сибирь» увеличивал число базовых станций в основном в Новосибирске и по основным автомагистралям, утверждался в районных центрах Новосибирской области, в том числе отдаленных – в поселках Северное, Усть-Тарка, Убинское, Кыштовка и Чистоозерное. МТС приступила к реализации программы по оснащению связью тоннелей метрополитена.

Информация о работе Тарифная политика операторов сотовой связи