Понятие и функции цены. Зависимость контроля над ценой от типа и особенностей рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

Цена является одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.
Концепция цены, то есть суть ее понимания различными экономистами трактуется неоднозначно:
1. Марксисты. Под ценой понимают денежное выражение стоимости товара. Основой стоимости является труд, а его величина определяется теми затратами времени, которые общество при данных условиях признает необходимым.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЦЕНЫ
1.1 Понятие цены…………………………………...……………………………..3
1.2 Функции цены………………………………………………………………....7
2. ЗАВИСИМОСТЬ КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНОЙ ОТ ТИПА РЫНКА
2.1 Типы рынков………………..………………………………………………..13
2.1 Контроль над ценой………………………………………………………….15
Список используемых источников……………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.docx

— 58.12 Кб (Скачать файл)

В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования прежде всего на продукцию эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий.

Регулирование цен путем субсидирования издержек производства в целях повышения производительности труда в сельском хозяйстве включает правительственные субсидии на закупку удобрений, сельскохозяйственных машин, приобретение высококачественных семян, проведение мелиоративных работ.

Кроме того, государство поддерживает соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами. Эту функцию осуществляет Министерство сельского хозяйства.

Наряду с методами прямого регулирования государство осуществляет косвенное регулирование, воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Такие меры применяются в западноевропейских странах с начала XX в., когда инфляционный рост цен стал устойчивой тенденцией. Эти меры, как правило, направлены на изменение конъюнктуры, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом - на установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

К ним относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и имеющие макроэкономический характер.

 

Применение административного регулирования цен и тарифов возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, ж.-д. транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.

В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная среда, основанная на устойчивом товарном предложении, поддерживает относительную стабильность цен, делает невозможным для отдельного производителя или посредника произвольное резкое повышение цен. Строго говоря, в этих странах практически нет свободного ценообразования, а есть конкурентное ценообразование, дополненное государственным регулированием цен на монопольную продукцию и отдельные социально значимые товары и услуги в соответствии с действующим законодательством.

В странах с динамичной, сбалансированной рыночной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию. Как только на рынке создаются условия для конкуренции, государственное регулирование цен зачастую отменяется. Значительное влияние на уровень и динамику цен оказывает налоговая система. От размера налогов прямо зависит динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены, тем шире инфляционный размах. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. С другой стороны, государство, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Отсюда, для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшать налоговые ставки.

Прямые методы контроля за ценами не должны противопоставляться косвенным, а должны сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, при помощи "замораживания" или "блокирования" их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в решения предприятий и фирм относительно уровня цен на продукцию.

Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий для их применения. Получивший распространение в нашей экономике метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике, так как он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек производства. В то же время уровень цен за рубежом регулируется через ограничения получения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.

Одним из важных направлений государственного регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров.

При нарушении антимонопольного законодательства, выражающимся в необоснованном завышении свободных цен на продукцию предприятий-монополистов, но этой продукции применяется государственное регулирование цен.

В тех случаях, когда предприятия-монополисты допускают нарушение государственной дисциплины цен, к ним применяются меры экономического и административного воздействия, предусмотренные Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". К таким мерам относится перечисление в доход бюджета излишне полученной прибыли от завышения цен и тарифов, а также штрафы.

В России за последние годы регулирование цен государством было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, даже при их монопольном производстве, формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.

В Российской Федерации разработан и действует определенный порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию..

Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний.

Взаимодействие между частномонополистическим и государственным регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных сдвигов, необходимых для дальнейшего экономического развития.14

Список используемых источников

1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. - М.: Юрайт - Издат, 2004. - 332с.

2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб. для студентов, обучающихся по экономическим специальностям - 12-е изд., перераб. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010.- 684с.

3. Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. - 275с.

4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.:ИНФРА-М, 2010. - 224с.

5. Липсиц И.В. Экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика»-5-е изд.,перераб. - М.: Издательство «Омега-Л»,2010. - 607с.

6. Mapeнкoв Н. Государственное регулирование экономики и цен [Электронный ресурс].Г- Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0042/

7. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. [Электронный ресурс].Г-  Режим доступа: http://vocable.ru

8. Чибинев В.М. Ценообразование: Учебное пособие. - СПб.: Лексикон, 2008. - 178с.

9. Шуляк Л.П. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. - М.: 2009. - 345с.

10. Экономическая теория: Полный курс: Учебник/Под ред. Т.В.Чечелевой, Изд.2-е, перераб и доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 448с

 

 

 

1  Шуляк Л.П. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. - М.: 2009. - С. 145.

 

2 Шуляк Л.П. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. - М.: 2009. - С. 147.

3 Житов Р.Е. Ценообразование: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. - С. 34.

4Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – С.132.

 

5 Чибинев В.М. Ценообразование: Учебное пособие. - СПб.: Лексикон, 2008. - С. 78.

 

6 Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – С.132.

 

7 Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – С.273

8Баликоев В.З. Общая экономическая теория:учеб.для студентов,обучающихся по экономическим специальностям-12-е изд.,перераб.-М.:Издательство «Омега-Л», 2010.-С.415

 

9 Гукасьян Г.М. Экономическая теория:ключевые вопросы:Учеб.пособие.-4-е изд.,доп. И перераб.-М.:ИНФРА-М, 2010.-С. 178.

10 Экономическая теория:Полный курс:Учебник/Под ред. Т.В.Чечелевой,Изд.2-е,перераб и доп.-М.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.-С 116    

11 Липсиц И.В. Экономика:учебник для студентов вузов,обучающихся по напрвлению подгот. «Экономика»-5-е изд.,перераб.-М.:Издательство «Омега-Л»,2010.-С. 182.

12 Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. [Электронный ресурс].Г– Режим доступа: http://vocable.ru

13 Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – С.134

 

14 Mapeнкoв Н. Государственное регулирование экономики и цен [Электронный ресурс].Г– Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0042/


Информация о работе Понятие и функции цены. Зависимость контроля над ценой от типа и особенностей рынка