Основные этапы развития ценообразования в России. Либерализация цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
3
1. Основные этапы развития ценообразования в России. Либерализация цен ……………………………………………………………………….

4
Заключение …………………………………………………………………….
15
Список использованных источников ………………………………………...
16

Вложенные файлы: 1 файл

Kontrolnaya_02.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

В начале XX в. в  России возрос уровень концентрации промышленности и возникли монополии, которые стали оказывать большое влияние на ценообразование.

В конце первого  десятилетия XX в. в стране уже не было ни одной отрасли промышленности или транспорта, в которых не действовали бы монополии, синдикаты. И повсюду они стремились овладеть рынком и установить монопольно высокие цены. Если же борьба разворачивалась не между монополией и компаниями-аутсайдерами, а между равными по силе монопольными структурами, то такая борьба обычно заканчивалась соглашениями о разделе рынков сбыта, установлении единых монопольных цен. Кроме того, синдикаты ставили своей целью проникнуть на внешний рынок и закрепиться на нем.

Вскоре после  вступления в первую мировую войну  Россия столкнулась с серьезными продовольственными трудностями. Угроза голода широчайших масс населения потребовала введения государственного регулирования цен на продукты питания, а также создания государственной системы регулирования снабжения ими населения и армии.

В 1915-1916 гг. государство устанавливало твердые цены на хлеб при закупке для армии. В случае отказа продавцов сдать хлеб по твердым ценам применялась реквизиция с понижением твердых цен на определенный процент.

Однако эти  меры оказались недостаточными, и  власти начали вводить регулирование распределения и потребления продуктов питания. Конечной ступенью этой системы явилась карточная система: каждый гражданин имел право получить определенную норму распределяемого продукта.

Вступление  России в первую мировую войну  крайне осложнило ее финансовое положение. Во всех странах, участвовавших в войне, проводились мероприятия по государственному регулированию народного хозяйства, хотя это и встречало большие трудности и не всегда приводило к тем результатам, на которые рассчитывали правительства этих стран. В России же вследствие ее экономической отсталости не было достаточных предпосылок для применения эффективных мер по государственному регулированию хозяйства. Колоссальные расходы, которые потребовала война, оказалось невозможным покрыть за счет имеющихся источников дохода бюджета.

Когда произошла  Февральская революция и было образовано Временное правительство, последнее сразу столкнулось с проблемой наступления голода в России.

Осенью 1917 г. к  хлебной монополии добавилась сахарная монополия - сахарозаводчики были обязаны сдавать сахар продовольственным органам. Правительство было вынуждено прибегать к усиленной эмиссии бумажных денег, что, в свою очередь, вело к росту дороговизны товаров, снижению реальной заработной платы. Огромные военные расходы во все большей мере покрывались эмиссией.

После свержения  Временного правительства и установления Советской власти в нашей стране начался новый этап в истории  ценообразования. С принципиальный изменением социально-экономических  условий кардинально стала меняться и политика государства в области формирования цен. Вспыхнувшая во второй половине 1918 г. гражданская война потребовала свертывания существовавших рыночных отношений и расширения натуральных форм распределения продуктов.

Однако уже  в 1921 г. была провозглашена новая экономическая политика, в основе которой лежали замена продразверстки продналогом, предоставление крестьянам права продавать излишки производимых ими продуктов. Переход к новой экономической политике означал развитие товарно-денежных отношений.

В последующий  период, после проведения сплошной коллективизации сельского хозяйства, окончания новой экономической  политики, в стране была создана  система установления государственных  цен почти на все товары и услуги. По существу, свободные рыночные цены действовали только на колхозных рынках, где колхозники могли продавать продукты, полученные в качестве натуроплаты по трудодням в колхозах или произведенные в своих подсобных хозяйствах; на этих рынках могли также реализовывать свою продукцию колхозы. В стране в основном действовали следующие цены:

– установленные государством заготовительные (закупочные) цены, по которым колхозы сдавали свою продукцию государству; В оптовые государственные цены на промышленные товары;

– розничные цены, также устанавливаемые государством на промышленные и сельскохозяйственные товары. Другим крупным экономическим успехом нашей страны в области политики ценообразования стало многократное снижение розничных цен, осуществляемое государством после отмены карточной системы ежегодно на протяжении длительного периода.

Первый этап - снижение цен, проведенное в декабре 1947 г. вместе с отменой карточной  системы. Цены были снижены на 17%.

Второй этап - с 1948 г. до 1 марта 1949 г. Цены были снижены  на -14%.

Третий этап - с 1 марта 1950 г. Снижение цен по сравнению с предыдущим годом составило 20%. Это было самым крупным снижением цен в послевоенный период.

В результате цены были снижены на 43%. Снижение государственных  розничных цен оказало влияние  и на рыночные цены - они снизились к этому времени почти в 4 раза (по сравнению со среднегодовым уровнем 1947 г.). Массовое снижение розничных цен продолжалось и в 1951-1954 гг.

Во второй половине 80-х годов среди экономистов  началось обсуждение вопросов коренного реформирования экономики на основе внедрения рыночных отношений. В центре внимания находилась проблема освобождения цен от жесткого государственного регулирования. Эти идеи нашли свое воплощение в утвержденном летом 1990 г. Положении о предприятиях в СССР, где указывалось, что предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе.

Однако самые  решительные шаги в области освобождения цен были предприняты в конце 1991 г. в связи с переходом страны к рыночной экономике. В декабре 1991 г. Президент подписал указ «О мерах либерализации цен». Этим указом предписывалось с 02,01.92 г. перейти «в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги». В январе 1992 г. цены были отпущены... Последовал взлет цен, который превзошел все прогнозы экономистов либерального направления, ратовавших за свободное ценообразование. Об этом свидетельствуют следующие факты.

Потребительские цены поднялись по сравнению с  ценами предыдущего года:

в 1992 г. - в 26,1 раза;

в 1993 г. - в 9,4 раза;

в 1994 г. - в 3,2 раза;

в 1995 г. - в 2,3 раза;

в 1996 г, - в 1,2 раза;

в 1997 г. - в 1,1 раза;

в 1998 г. - в 1,8 раза.

Как видно из приведенных данных, хотя цены продолжали расти, темп роста до 1998 г. постоянно  снижался. В 1998 г., в связи с объявлением  дефолта рост цен в 1,6 раза превысил их повышение за 1997 г.

Возникшая после  либерализации цен тенденция их роста крайне отрицательно отразилась на уровне жизни населения. За 1992-1998 гг. потребительские цены повысились более чем в 4 тыс. раз, а номинальные доходы населения - лишь в 1000 раз. Следствием этого стало катастрофическое падение жизненного уровня народа.

Дальнейшее  изменение экономического положения  страны, повышение жизненного уровня населения потребуют больших усилий со стороны государства. Эффективность этой работы в значительной степени связана с перспективами улучшения государственной политики в области ценообразования.

Либерализация - освобождение цен от административного  регулирования. Один из ключевых элементов рыночной экономики, обеспечивающий балансирование спроса и предложения. Может быть всеобщей - по всем видам цен и тарифов; частичной, оставляющей цены на продукцию и услуги, как правило, естественных монополий, в сфере централизированного регулирования. Но и в этом случае процесс ценообразования базируется на общих принципах рыночной экономики. Иными словами, цены отражают не только производственные издержки, но и динамику покупательского спроса. Либерализация цен может быть эффективной лишь при наличии конкурентной среды. В противном случае может привести к развитию антирыночных явлений и процессов. В России подобная либерализация цен была осуществлена в 1992 г. Она привела к гигантскому скачку цен (2600%), обесценению сбережений, снижению уровня жизни населения и другим отрицательным последствиям.

 

Заключение

 

Цена и ценообразование  являются важной составной частью хозяйственного механизма. Сам хозяйственный механизм представляет собой совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых форм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся обстановки.

В процессе коренной перестройки  хозяйственного механизма, объективной необходимостью стал радикальный пересмотр сложившейся в нашей стране ранее системы цен и ценообразования. Без реформы цен невозможно создать нормальных экономических отношений в экономике, обеспечить обоснованную оценку затрат и результатов производства, эквивалентность в обмене товарами и услугами, стимулировать научно-технический прогресс и ресурсосбережение и нормализовать обстановку на рынке.

В решении сложных  методологических проблем ценообразования на современном этапе развития нашего общества огромную роль играет глубокое теоретическое осмысление роли и значения творческого характера труда, его содержания как субстанции стоимости и цены материальных благ. На пути освоения законов рыночной экономики вопросы управления системой ценообразования занимают одно из центральных мест в социальной политике государства.

Осуществление ценообразования  на научной основе лежит в плоскости  совершенствования экономических  отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

 

Список использованных источников

 

  1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 332 с.
  2. Замураева Л.Е. Ценообразование: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006. – 376 с.
  3. Куликов А.Л. Цены и ценообразование в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2012. – 200 с.
  4. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: ПИТЕР, 2011. – 464 с.
  5. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2012. – 608 с.

Информация о работе Основные этапы развития ценообразования в России. Либерализация цен