Муниципальные ценные бумаги, цели их выпуска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:39, контрольная работа

Краткое описание

Муниципальные ценные бумаги — это способ привлечения финансовых ресурсов органами местного самоуправления государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.
Целями выпуска таких бумаг могут быть покрытие временного дефицита местного бюджета; финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет; строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения.

Содержание

Теоретические вопросы:
1. Муниципальные ценные бумаги, цели их выпуска…………………………3
2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг………………………6
Практическое задание………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 29.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

Теоретические  вопросы:

1. Муниципальные ценные бумаги, цели их выпуска…………………………3

2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг………………………6

Практическое задание………………………………………………………….13

Список используемой литературы……………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Муниципальные  ценные бумаги, цели их выпуска.

 Муниципальные ценные бумаги — это способ привлечения финансовых ресурсов органами местного самоуправления государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

 Целями выпуска таких бумаг могут быть покрытие временного дефицита местного бюджета; финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет; строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения.

 Муниципальные ценные  бумаги обычно выпускаются в  виде муниципальных облигаций,  реже - векселей. Они имеют статус  государственных ценных бумаг  с точки зрения вопросов налогообложения  для юридических и физических  лиц, а также порядка эмиссии  и обращения.

 Основными инвесторами для муниципальных ценных бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. Приобретение этих ценных бумаг выгодно для инвесторов в связи с их более высокой доходностью и надежностью. Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.

 Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" деление государственных ценных бумаг в России имеет следующий вид:

- федеральные государственные  ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые федеральным правительством;

- государственные ценные  бумаги субъектов Российской  Федерации, т.е. ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами  государственного управления;

- муниципальные ценные  бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые  от имени муниципального образования.

 Иначе говоря, юридический статус государственных ценных бумаг имеют лишь федеральные бумаги и бумаги субъектов Федерации, а муниципальные ценные бумаги лишены этого статуса.

 Однако по существу все перечисленные группы ценных бумаг есть государственные бумаги, так как они выпускаются от лица государственного органа управления.

Существуют две главные  формы муниципальных займов:

- выпуск муниципальных  ценных бумаг;

- ссуды.

 Муниципальные ценные бумаги, как было сказано ранее, обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей.

 Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд другим предприятиям и организациям.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

 Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения   вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:

- более высокая конечная их  доходность по сравнению с  банковскими депозитами за счет  налоговых льгот;

- более высокая надежность этих  ценных бумаг по сравнению  с размещением свободных денежных  средств, в ценные бумаги акционерных обществ или в банки.

 Еще большей надежностью, чем муниципальные ценные бумаги, обладают только ценные бумаги федерального правительства.

 Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.

Облигации могут выпускаться:

- на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы  от которых будут направлены  на их погашение;

- на другие цели, но  под доходы от объектов, находящихся  в муниципальной собственности.

Обычно в условиях выпуска  тщательно оговаривается, какая  часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед  держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его  ремонт, модернизацию.

Краткосрочные облигации  под ожидаемые налоговые или  иные поступления, на покрытие кассовых дефицитов бюджета:

- с целью покрытия кассовых  разрывов местные власти выпускают  краткосрочные (3 - 12 месяцев) облигации  при следующих вариантах погашения:

а) за счет будущих налогов;

б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации, при  определении размеров налоговых  платежей;

в) под ожидаемые в будущем  дотации от вышестоящих бюджетов;

г) под поступления доходов  от объектов, находящихся в муниципальной  собственности;

д) под сочетание на долевых  началах указанных источников платежей.

В целом на муниципальные  облигации распространяются теоретические  положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в  соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и  эти облигации наравне с другими  ценными бумагами могут продаваться  и покупаться на соответствующем  биржевом или внебиржевом рынке.

 

2. Профессиональные  участники рынка ценных бумаг

 Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, в том числе кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в соответствии с главой 2 Закона о РЦБ, являются брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, джобберы.

 Брокер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью. Брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

К основным обязанностям брокера относятся:

- информирование клиентов об осуществлении их поручений, о том, как (на какой стадии) идет заключение договоров купли-продажи;

- предоставление рекомендации о степени риска, который существует в конкретной сделке;

- совершение в первоочередном порядке сделок по поручению клиентов по отношению к собственным дилерским операциям;

- обеспечение надлежащего хранения и учета ценных бумаг клиентов;

- разработка и соблюдение правил ведения учетных регистров.

Все операции с денежными  средствами клиентов подлежат обязательному  учету во внутренних документах брокера. Отчетность по подобным операциям не входит в общую бухгалтерскую  отчетность, но представляется в налоговые  органы. Средства клиентов отражаются на отдельных обособленных балансах, которые составляются по каждому  договору с клиентом. Ежеквартально  балансы, составленные в установленной  форме, направляются в налоговые  органы. По общему правилу брокеры, как профессиональные участники рынка ценных бумаг, не осуществляют расчет и уплату налоговых платежей со средств клиентов, но возможны два исключения. Такая обязанность возникает у брокера в том случае, если клиентом является физическое лицо (неиндивидуальный предприниматель) либо юридическое лицо — нерезидент, не ведущее инвестиционную деятельность через постоянное представительство. Ежеквартально брокер представляет клиентам отчет об операциях с ценными бумагами и денежными средствами. Для физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц после расчетов по обязательным платежам в бюджет брокер оформляет в установленном Министерством финансов порядке бухгалтерскую отчетность по обособленным балансам.

 Дилер. Юридическое определение этого профессионального участника рынка ценных бумаг, зафиксированное в Законе «О рынке ценных бумаг»: «Под дилерской деятельностью понимается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам». Лицензию дилера может получить только организация (юридическое лицо), занимающаяся коммерческой деятельностью.

 Правовое положение и требования, предъявляемые к дилерам, во многом схожи с требованиями, предъявляемыми к брокерам. Дилеры имеют право заключать договоры займа с клиентами, запрашивать у клиентов необходимые сведения. Все сделки с ценными бумагами и иные операции, связанные с деятельностью на рынке, должны отражаться во внутренней отчетности, ведение которой является одной из обязанностей дилера.

 При заключении договора купли-продажи ценных бумаг на публично объявленных условиях дилер обязан раскрывать информацию об эмитенте, которой он располагает, либо уведомлять о ее отсутствии. Дилер может выступать в качестве андеррайтера при первичном размещении эмиссионных ценных бумаг, совершать иные финансовые сделки (операции), не противоречащие нормам Закона «О рынке ценных бумаг», давать консультации и рекомендации по вопросам приобретения ценных бумаг.

Результаты финансовых операций, зафиксированные документально, обобщаются и представляются брокерами и  дилерами в саморегулируемые организации (например, в НАУФОР) и ФКЦБ.

 Порядок ведения брокерской и дилерской деятельности регламентируется ст. 3 Закона о РЦБ, а также Правилами осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 11 октября 1999 г. N_ 9); Правилами осуществления брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с использованием денежных средств клиентов (утв. Постановлением ФКЦБ от 22 сентября 2000 г. № 18); Правилами осуществления брокерской деятельности при совершении некоторых сделок на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 23 марта 2001 г. № 6).

 Управляющий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами. Деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

  • ценными бумагами;
  • денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;
  • денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права  и обязанности управляющего определяются ст. 5 Закона о РЦБ, Положением о доверительном  управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги (утв. Постановлением ФКЦБ от 17 октября 1997 г. N° 37), а также договором.        

 Клиринговая организация - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий клиринговую деятельность (клиринг). Клирингом признается деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Порядок осуществления клиринговой деятельности регламентируется ст. 6 Закона о РЦБ, а также Положением о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации (утв. Постановлением ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 51).

 Депозитарий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность. Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Порядок осуществления депозитарной деятельности, права и обязанности депозитария, условия депозитарного договора определяются ст. 7 Закона о РЦБ, а также Положением о депозитарной деятельности (утв. Постановлением ФКЦБ от 16 октября 1997 г. N° 36.)

Информация о работе Муниципальные ценные бумаги, цели их выпуска