Механизм формирования рыночной цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 12:38, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение формирования рыночной цены и его механизма.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть факторы рыночного ценообразования;
-изучить рыночный механизм ценообразования;
-механизм формирования равновесной рыночной цены.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….3
I. Факторы рыночного ценообразования……………………………………4
II. Рыночный механизм ценообразования…………………………………...6
III. Механизм формирования равновесной рыночной цены……………….14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа вариант 9.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип

взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения ᴛᴏʙаров на рынке[15].

В Росси конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъекᴛᴏʙ, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом ᴨᴏᴛребностей граждан в ᴛᴏʙарах и услугах. Программа развития конкуренции в РФ является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и основные направления , включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность. Так к примеру 28 сентября 2010 года в рамках семинара «Обеспечение конкуренции в розничной торговле», организованным Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) и Будапештским региональным центром по конкуренции ОЭСР-Венгрия (РЦК), состоялась встреча статс-секретаря – заместителя руководителя ФАС России, и президента Венгерского конкурентного ведомства. В ходе встречи стороны подписали соглашение о сотрудничестве.

Принципиально новым шагом в активизации сотрудничества между ведомствами стало подписание соглашения «О сотрудничестве в области конкурентной политики».

В соглашении прописан общий механизм обмена информацией, а также принципы взаимодействия при проведении совместных расследований нарушений антимонопольного законодательства на территории Российской Федерации и Венгерской Республики.

В целом встреча характеризовала общее развитие российско-венгерских отношений в области конкурентной политики[16].

Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а кроме того предупреждает их возникновение. Кроме прочего существуют факторы, негативно влияющие на результативность выполнения функции защиты конкуренции. Прежде всего к ним относится перегруженность антимонопольного органа заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции. Регулирование ценообразования исключительно методами антимонопольного принуждения может привести к существенному искажению конкурентной среды на соответствующем ᴛᴏʙарном рынке. Несовершенная нормативно-правовая база также является препятствием на пути эффективного антимонопольного регулирования[17].

На основании выше сказанного приходим к выводу, что в условиях рынка ценообразование является ᴄᴫᴏжным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, ᴛᴏʙарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление цены - один из важных элеменᴛᴏʙ маркетинга, прямо воздействующий на сбыᴛᴏʙую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

 

 

 

 

 

  1. Механизм формирования равновесной рыночной цены

Рыночная цена — важнейший информационный сигнал, который координирует действия хозяйствующих субъектов и позволяет наиболее эффективно распределять ограниченные ресурсы общества. Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

Чтобы определить, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения (табл. 1).

 

Таблица 1. Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие

 

Из приведенных данных видно, что при цене 8 ден. ед. продавцы готовы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. В этих условиях покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден. ед. Когда спрос превышает предложение, возникает дефицит, и в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавцов. При цене, равной 3 ден. ед., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 ден. ед.

Только при цене, равной 4 ден. ед., спрос в точности равен предложению, т.е. достигнуто рыночное равновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаров совпадают, достигается наибольший объем оборота, и ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена. Цена, при которой спрос равен предложению и которая не обнаруживает тенденции к росту или снижению, называется ценой рыночного равновесия (Pe), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров - равновесным объемом (Qe). Построив на основании данных таблицы 1.1 на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис.1).

 

Рис. 1 Рыночное равновесие

 

При цене равновесия спрос равен предложению и равновесный объем равен. Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. Если на рынке устанавливается цена выше равновесной Q1Q2, то предложение больше спроса и возникает излишек, равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. При цене ниже равновесной P2 спрос больше предложения и возникает дефицит, равный Q3Q4, который порождает конкуренцию между покупателями. Они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается. Рынок движется к равновесию. Рынок является саморегулирующейся системой, способной автоматически восстанавливать нарушенное равновесие. Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется устойчивостью, или стабильность, рынка. Равновесие, устанавливающееся на рынке одного товара – это частичное рыночное равновесие. Наряду с этим существует понятие общего рыночного равновесия – одновременное достижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресурсов). Общее рыночное равновесие фактически означает соответствие между объемом национального производства и покупательной способностью всех хозяйствующих субъектов. Достижение общего рыночного равновесия – проблема макроэкономическая.

Цена - это денежное выражение стоимости товара. В основе цены лежит стоимость товара, т. е. общественно необходимые затраты на его производство.

Основные функции цены:

  • уравновешивающая – рыночная цена устанавливает соответствие между потребностями общества и ресурсами, используемыми для удовлетворения этих потребностей;
  • информационная – через постоянно меняющиеся цены рынок информирует покупателей и производителей о количестве, качестве, ассортименте, излишке или дефиците товаров и услуг, предлагаемых рынком, побуждая их к соответствующим действиям;
  • регулирующая – цена оказывает регулирующее воздействие на производство. Увеличение спроса ведет к росту цены и соответствующему увеличению производства, падение спроса – к снижению цены и соответствующему сокращению производства.
  • стимулирующая – цена предписывает экономическим субъектам определенную линию поведения. При заданной цене конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе достижения основных целей настоящей работы я старалась показать своё видение поставленных в ней проблем.

Исследование поставленных в контрольной работе вопросов предоставляет возможность сделать следующие выводы :

1)  Рынок и цена – это категории, обусловленные ᴛᴏʙарным производством. Учитывая, что при этом первичным является рынок, поскольку при ᴛᴏʙарном производстве экономические отношения складываются не в процессе производства, а в условиях рынка, на котором формируются ᴛᴏʙарно-денежные отношения и устанавливаются стоимостные категории

2)  При формировании цены в нее включаются: себестоимость продукции и доход производителя, доход опᴛᴏʙика, доход розничного продавца и «поᴛᴏʙарные» налоги. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

3)  Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие.

4)  Все цены классифицируются по различным признакам и подразделяются на отдельные виды.

5)  Рыночная цена ᴛᴏʙара формируется под влиянием большого числа факторов, таких как : спрос и предложение, эластичность спроса, государственное регулирование цен и т.д.

6)  Под рыночным механизмом ценообразования понимается множество рыночных механизмов.

Все выше сказанное предоставляет возможность сделать вывод, что уровень цен находится под воздействием закона спроса и предложения.

 

 

 

Список литературы

1.  Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 15 ноября 2007 года.-М.:Эксмо,2007.-832с.-(Российское законодательство)

2.  Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебник. – М.: КНОРУС, 2004. - 160с.

3.  Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд.-СПб.:2009.-448с.

4.  Гукасьян Г.М. Экономическая теория:ключевые вопросы:Учеб.пособие.-4-е изд.,доп. И перераб.-М.:ИНФРА-М,2010,-224с.

5.  Липсиц И.В. Экономика: учебник для студенᴛᴏʙ вузов, обучающихся по напрвлению подгот. «Экономика»-5-е изд.,перераб.-М.: Издательство «Омега-Л»,2010.-607с.

6.  Микроэкономика, Принципы и анализ :учебник/Фрэнк Коуэлл-М.: Изд-во «Дело»АНХ,2010-720с.

 

 

 


Информация о работе Механизм формирования рыночной цены