Методы исследования отраслевой структуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется тем, что исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики имеют огромное значение в системе исследований рынка в целом. Рынок является крайне динамичной единицей коммерческой деятельности, и, следовательно, исследования конъюнктуры просто необходимы для полного восприятия функционирования рынка.

Содержание

Введение 2
1. Средние цены и обобщающий уровень цен 4
2. Индексный метод в анализе конъектуры 10
3. Индексы товарной биржи 15
4. Методы исследования отраслевой структуры рынка 19
Заключение 25
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование курсовик.docx

— 166.79 Кб (Скачать файл)

Например, если производство медикаментов рассматривается с целью улучшения политики медицинского обслуживания населения, то рынок медицинской продукции следует определить достаточно широко, то есть одновременно рассматривать производство всех видов фармопродукции, медтехники и рынок медицинских услуг. Однако если анализируется слияние двух компаний, производящих медикаменты, в этом случае рынок трактуется в узком смысле, возможно, даже с учетом профиля медикаментов.

Рассмотрим конкретные показатели уровня концентрации рынка.

1. Для характеристики  концентрации на рынке может  служить показатель размера крупнейших  фирм, называемый пороговой долей  рынка.

Данный показатель как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что применяется к отдельному предприятию и не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Для этой цели служат другие показатели.

2. Индекс концентрации (concentration ratio – CR).

Характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т. п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.

Например, для трех крупнейших фирм

 

 

где ki – доля i-й фирмы в отрасли в %.

Если индекс концентрации приближается к 100%, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим больше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный.4

Однако индекс концентрации не учитывает особенности рыночной структуры всей отрасли и долю рынка, покрываемую за счет импорта, поэтому он может показать завышенный уровень концентрации отрасли. По этой же причине он неприменим к оценке региональных и местных рыночных структур.

Тем не менее, данный показатель приемлем в качестве грубого индикатора, характеризующего наличие в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной и монополистической конкуренции, или в качестве дополнительного показателя, применяющегося совместно с другими показателями концентрации.

3. Индекс Линда

Применяется в Европе (в странах ЕС). Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких крупнейших фирм. Однако в отличие от него индекс Линда ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.

Для двух крупнейших фирм он равен процентному отношению их рыночных долей:

 

 

Если k1 = 50%, k2= 25%, то IL= 200%.

Для трех крупнейших фирм индекс Линда определяется по формуле:

 

 

Для четырех фирм:

 

 

4. Индекс Херфиндаля-Хиршмана

В США с 1982 г. официальная статистика полностью отказалась от индекса концентрации. При проведении антимонопольной политики стали использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI).

Его можно также рассматривать как индекс концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка.

Показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:

где ki– доля i-й фирмы в отрасли в %;     

n – количество фирм  в отрасли, часто берут п = 50.

Максимальное значение соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой. 

Если число фирм больше единицы, то HHI может принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей.

Данный индекс используется в США в качестве ориентира для определения возможности слияния фирм. Если HHI < 1000, рынок считается неконцентрированным, и слияния беспрепятственно допускаются. Если 1000 < HHI < 1800 – рынок умеренно концентрированный, однако уровень выше 1400 может потребовать дополнительной проверки в целях разрешения слияния фирмам. Если же HHI > 1800 – рынок высококонцентрированный. В этом случае слияние фирм разрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50 пунктов (в результате слияния); если индекс увеличивается от 50 до 100 пунктов, назначается дополнительная проверка; если более 100 – слияние запрещается.5

Анализ состояния конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Российской Федерации свидетельствует о том, что, несмотря на относительно невысокие показатели концентрации производства по отраслям, на уровне подотраслей, особенно монопродуктовых, наблюдается опасный уровень концентрации. Это позволяет определить «зоны риска» – подотрасли, товарные группы, где в первую очередь необходим контроль со стороны антимонопольных органов, в том числе при решении вопросов о создании, слиянии, присоединении, преобразовании и ликвидации хозяйствующих субъектов.

В отечественной практике оценка состояния концентрации на товарных рынках определяется по значениям индексов концентрации для трех крупнейших фирм и Херфиндаля-Хиршмана.

При СR3<45%, ННI<1000 концентрация считается нормальной, при 45%<СR3<70%, 1000 < HHI < 2000 – средняя степень концентрации, высокая степень концентрации достигается при СR3>70%, НН1>2000.

Другой важнейшей характеристикой концентрации производства являются коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе. Подобные показатели, в отличие от отраслевых, не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.

Товарная номенклатура, по которой проводятся расчеты коэффициентов концентрации, в целом соответствует номенклатуре основного промышленного производства и может быть базой для индикативной характеристики степени монополизации российской промышленности.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана как показатель уровня концентрации связан с показателем монопольной власти Лернера, и данное свойство широко используется в экономических исследованиях. В курсе микроэкономики индекс, характеризующий монопольную власть, определяется как величина, на которую цена превышает предельные затраты:

 

 

где eD – эластичность спроса по цене на продукцию данной фирмы.

Значение индекса Лернера можно прямо связать с индексом Херфиндаля-Хиршмана для олигополистического рынка, предположив, что он описывается моделью Курно.

В этом случае для отдельной фирмы индекс Лернера будет вычисляться по формуле:

Li = - ki / eD,

где ki – рыночная доля фирмы;     

eD – показатель эластичности рыночного спроса.  

 

Тогда средний для отрасли индекс (когда весами служат доли фирм на рынке):

L = - HHI / еD.

Существует также зависимость индекса Лернера от уровня концентрации с учетом согласованности ценовой политики фирм: 

 

для фирмы – Li = - b / eD - (1- b) ki / еD;

для отрасли – L = - b / eD-(l - b) HHI / еD, 

 

где b – показатель согласованности ценовой политики фирм (степень сговора), принимающий значения от 0, что соответствует взаимодействию фирм по Курно, до 1, что соответствует заключению картельного соглашения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги, можно сказать, что изучение  конъюнктуры товарного рынка и своевременное реагирование на изменения, происходящие на данном рынке, является на сегодняшний день одной из самых важных задач и условий  успешного функционирования предприятий. Прежде всего это определяется переходом нашей страны на качественно новые рыночные отношения.

В настоящее время существуют различные методы анализа структуры рынка, в том числе его концентрации. В работе были рассмотрены конкретные показатели уровня концентрации рынка, такие как пороговая доля рынка, индекс концентрации, индекс Линда, индекс Херфиндаля-Хиршмана. С помощью этих показателей проводится анализ конкурентной среды на рынках товаров и услуг, выявляются показатели концентрации производства по отраслям, что позволяет определить «зоны риска»-подотрасли, товарные группы, где в первую очередь необходим контроль со стороны антимонопольных органов, в том числе при решении вопросов о создании, слиянии, присоединении, преобразовании и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Состояние экономической конъюнктуры даёт полную информацию о том, насколько благоприятной или неблагоприятной является ситуация на рынке, и благодаря этому позволяет принимать рациональные решения. Представляя собой сложившееся в каждый момент состояние на том или ином рынке, экономическая конъюнктура является результатом действия на рынке производителей и потребителей, конкурирующих друг с другом, ограничений или поддержки со стороны государства, политических и других факторов. При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемой отрасли. Основной характеристикой конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины этих изменений.

Целью данной курсовой работы являлось исследование различных методов исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики. Цель работы может считаться выполненной.

 

 В курсовой работе  были решены следующие задачи:

-  изучены методы исследования отраслевой структуры рынка, такие как: пороговая доля рынка, индекс концентрации, индекс Линда, индекс Херфиндаля-Хиршмана.

- дана характеристика среднему и обобщающему  уровню цен. Рассмотрены формулы расчета средней цены: средняя хронологическая, средняя хронологическая взвешенная, средняя арифметическая взвешенная, средняя гармоническая взвешенная. В качестве обобщающего уровня цен рассмотрен показатель стоимости фиксированной потребительской корзинки, который объединяет различные уровни цен в качественно новый обобщающий уровень цен.

- рассмотрены  индексный метод в анализе конъюнктуры  и индексы товарной биржи. Рассмотрены формулы Ласпейреса, Пааше, Фишера, а также формула Эджоуорта-Маршалла-Боули. Дана характеристика показателей, связанных с функционированием товарной биржи и способы определения биржевых индексов оптового товарооборота.

 

 

 

Список литературы

 

1. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд. / Под ред. В.Е. Есипова.- СПб.: Питер, 2008.- 480 с.

2. Цены и ценообразование : Учебное пособие / И. А. Желтякова, Г. А.    Маховикова, Н. Ю. Пузыня “Питер”,2008.-176 с.

3. Герасименко В.В. Ценообразование .- М.: Инфра-М, 2011

4. Липсиц И.В. Ценообразование.- М.: Изд-во Юрайт, 2011

5. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-9-е  изд., перераб. И доп.- М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков  и К», 2009.-196 с.

6. Баздникин, А. С. Цены и ценообразование : учеб. пособие для бакалавров/— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012.

7.  Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие / Герасименко В.В.―  М.: ИНФРА-М, 2008. ―427с.

8. Магомедов М.Д., Куломзина  Е.Ю., Чайкина И.И. Ценообразование. - М.: Дашков и Ко, 2009-235с.

9. Цены и ценообразование: учебное пособие/ Ефимова С.А., Плотников А.П. Омега-Л,2012.-190с.

10. Горина Г.А. Ценообразование: учебное пособие/ ЮНИТИ-ДАНА, 2010-127с.

11. Шевчук Д.А. Ценообразование: учебное пособие /ГроссМедиа; РОСБУХ, 2011 г.-243с.

12. Ефимова С.А., Плотников А.П. Цены и ценообразование: учебное пособие/Омега-Л, 2012 г.-190 с.

13. Лев М.Ю.Ценообразование: учебник/ Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.- 719 с.

14. Семёнова О.В. Особенности  цен на современном этапе / О.А. Семёнова // Налоговый вестник. - 2008. - № 5. - С. 3-9.

15. Вялина О.Л. Ценообразование в рыночной экономике:учеб.пособие/ Спб: Питер, 2008. -128с

16. Горшунова Л.Н., Тюренков И.Н. Практикум по ценообразованию: расчеты /Л.Н.Горшунова, И.Н.Тюренков. - М.: Инфра-М, 2009. -134с

17. Котарский В.В., Кравченко Д.И. Ценообразование:учебник. /В.В.Котарский, Д.И.Кравченко. Мн: Знание, 2010. - 258с.

18. http://www.bibliotekar.ru/ceny-cenoobrazovanie-1/

 

19. http://pricinginfo.ru/ cenoobrazovanie

 

20. http://www.grandars.ru/college/cenoobrazovanie/cenoobrazovanie.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Задача

 

Условие задачи.

Анализ рынка производства и торговли лесоматериалами г.Санкт-Петербурга показывает, что на нем функционирует 10 знаменитых фирм. При этом рынок продаж продлен между ними следующим образом : «Ленлес»-35%, «Балтийский лес» - 25%, «Стройлес» - 15%, «Агма» - 10%, «Альтернатива» - 5%, «Дендрон»- 3%, «Скай»-3%, «Строй-баланс» - 2%, «Дюнас» - 1%, «Идальго» - 1%. На основе представленных данных рассчитать:

-индекс концентрации  трех крупнейших фирм;

-индекс Линда для трех  крупнейших фирм;

-индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию. Рекомендуется ли слияние фирм «Ленлес» и «Стройлес» с учетом концентрации и контроля со стороны антимонопольных органов?

 

Решение.

    • Индекс концентрации трех крупнейших фирм- «Лендлес», «Балтийский лес», «Стройлес».

Информация о работе Методы исследования отраслевой структуры рынка