Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:41, контрольная работа
Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны.
ВВЕДЕНИЕ	3
ФУНКЦИИ ЦЕНЫ И ИХ СУЩНОСТЬ	4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ЕГО МЕТОДЫ	10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	14
ЗАДАЧА 1.	15
ЗАДАЧА 2.	17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	19
Введение 3
Функции цены и их сущность 4
Государственное регулирование цен и его методы 10
Заключение 14
Задача 1. 15
Задача 2. 17
Список используемой литературы 19
 
Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны.
На основе функций цен осуществляется 
оборот общественного продукта между 
сферами производства и потребления, 
отраслями материального 
Вопрос 
об экономической роли государства 
является одним из старейших в 
экономической науке. Назревший 
и выдвинутый ещё в начале восемнадцатого 
века, затем образно сформулированный 
А. Смитом («государство - ночной сторож») 
принцип невмешательства 
Этот принцип, получивший название laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И все-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику.
 
Функции цены – это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое месть в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении.
Функции 
цены отражают общественно необходимые 
затраты труда на производство и 
реализацию различных видов товаров 
(работ, услуг), их потребительские свойства 
и при этом регулируют спрос и 
предложение потребных товаров 
и услуг, так как в условиях 
рыночной конкуренции повышаются потребительские 
свойства и качество продукции, необходимой 
для удовлетворения потребностей общества, 
и посредством экономически целесообразного 
механизма ценообразования 
Следовательно, цены выполняют следующие основные функции:
Учетно-измерительная функция отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов (трудовых и материальных) на производство товара, во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.
Особенностью современной 
Налоговый кодекс РФ дает право налоговым органам контролировать правильность цен при товарообменных операциях (часть 1, ст. 40).
Информационная функция связана с тем, что цена является носителем важнейшей экономической информации и участвует в расчете всех стоимостных показателей, используемых в статистике, анализе и прогнозировании экономических систем (валовый национальный продукт, валовый региональный продукт, объем реализованной продукции, объем товарооборота и т.д.) Цена также участвует в расчете таких показателей, как фондоотдача, производительность труда, рентабельность.
Стимулирующая функция цены проявляется через ее воздействие на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную операцию, оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца — это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя — минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов.
На производителя стимулирующее (или сдерживающее) воздействие оказывают:
На потребителя стимулирующее или сдерживающее воздействие может оказывать:
уровень цены;
Регулирующая функция, или функция сбалансирования спроса и предложения — через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.
В условиях рыночной экономики не только конечный товар, но и каждый производственный ресурс имеет свою цену. Цена ресурсов, как цена любого товара, реагирует на изменение спроса и предложения. Учитывая сложившиеся уровни цен на производственные ресурсы, производитель стремится минимизировать затраты на производство продукции (ресурсосбережение, технологический прогресс, появление новых видов материалов).
Распределительная функция цен означает, что с помощью пены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами, происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.
Способы перераспределения доходов с помощью цены:
Особенно наглядно эта функция отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен накопления отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение накоплений через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.
'Государство может 
Следовательно, во-первых, цена — экономическая категория, которая существует объективно, и функции цен проявляют воздействие объективно, т.е. их следует учитывать при формировании собственной ценовой политики; во-вторых, все функции цен взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Они проявляются как в системе цен, так и в ценах на отдельный товар.
Способствующая рациональному размещению производства функция цен заключается в том, что с помощью механизма формирования цен происходит перелив капиталов из одного сектора экономики в другой, т.е. вложение капиталов в развитие таких производств, где норма прибыли более высокая, что осуществляется предприятиями (фирмами) самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса.
Социальная функция цены заключаются в том, что с помощью цен регулируется объем потребления объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. От величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т.е. социальное положение населения.
Особенно 
важную роль в осуществлении социальной 
функции при государственном 
регулировании цен выполняют 
розничные цены. Через их систему  
можно создать благоприятные 
условия для потребления 
От решения социальных вопросов напрямую зависит общественно-политическая ситуация как в определенном регионе, так и в стране в целом.
Рассмотрев функции цен, следует отметить, что цена - это прежде всего инструмент регулирования экономических процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продуктов (товаров и услуг), при этом она всегда воздействует на экономические интересы.
Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая проявляется как в единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а так де взаимодействует с социальной функцией, регулируя объем потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения.
Распределительная функция цены взаимосвязана с функцией, способствующей рациональному размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора экономик в другой, в котором имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетно-измерительная функция цены часто вступает в противоречие со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться от издержек производства и реализации товаров.
Таким образом, 
все рассмотренные функции 
 
Широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.
Государственное регулирование цен 
является попыткой государства с 
помощью законодательных, административных 
и бюджетно-финансовых мероприятий 
воздействовать на цены таким образом, 
чтобы способствовать стабильному 
развитию экономической системы 
в целом, т. е. через цены нивелировать 
циклические колебания 
В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована целями второго уровня, среди которых выделим: