Энергосберегающие технологии на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:59, реферат

Краткое описание

Для удовлетворения растущих энергетических потребностей необходимо мобилизовать ещё больше капиталовложений. Но есть альтернативный путь, который показала нам Центральная и Западная Европа после первого нефтяного кризиса – это путь самообеспеченности энергоресурсами за счёт развития программы энергосбережения во всех сферах – от собственного жилья до промышленности и транспорта. Энергосбережение подразумевает эффективное использование энергоресурсов за счёт внедрения перспективных энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, модернизацию производства, переход на безотходные, малоотходные ресурсосберегающие и ресурсозаменяющие технологии, использование вторичных материальных ресурсов, переход на местные виды топлива при одновременном улучшении среды и условий жизнедеятельности человека. Для нашей республики важно также изучение и использование возобновляемых энергетически чистых источников энергии, прежде всего, энергии солнца и ветра.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Мировые и государственная (Республики Беларусь) энергетические программы и программы в области энергосбережения…………………………...4
2. Основные направления деятельности национальной академии наук республики Беларусь в области ресурса и энергосберегающих технологий……6
3. Энергосберегающие технологии получат более широкое применение в транспортной отрасли Беларуси……………………………………………………8
4. Лидер белорусской автоиндустрии внедрил энергосберегающие технологии……………………………………………………………………..……10
5. Государственная программа развития железнодорожного транспорта республики Беларусь на 2011 - 2015 годы………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованных источников……………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Energosberegayuschie_tekhnologii_v_transporte.docx

— 42.17 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра технологии важнейших отраслей промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Основы энергосбережения

на тему: Энергосберегающие технологии на транспорте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФФБД,1-й курс, ДФС-1                                                                 Камяк С.В.

 

 

Проверил

преподаватель                                                                                 Некраха С.В.

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Мировые и государственная (Республики Беларусь) энергетические программы и программы в области энергосбережения…………………………...4

2. Основные направления  деятельности национальной академии  наук республики Беларусь в  области ресурса и энергосберегающих  технологий……6

3. Энергосберегающие технологии  получат более широкое применение  в транспортной отрасли Беларуси……………………………………………………8

4. Лидер белорусской автоиндустрии внедрил энергосберегающие технологии……………………………………………………………………..……10

5. Государственная программа развития железнодорожного транспорта республики Беларусь на 2011 - 2015 годы………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………….16

Список использованных источников……………………………………………...17

 

 

 

 

Введение

Основные социальные и  экономические достижения общества связаны с использованием энергии, энергетических ресурсов. Сегодня доступность  энергии стала для нас привычным  явлением, без которого трудно обойтись каждую минуту и без которого сложно представить жизнь современного общества. В тоже время огромно  техногенное воздействие на окружающую среду современных объектов энергетики и промышленности. Основной причиной данного явления можно назвать  не гармоничность сегодняшней модели потребления и производства в  обществе. Для удовлетворения растущих энергетических потребностей необходимо мобилизовать ещё больше капиталовложений. Но есть альтернативный путь, который  показала нам Центральная и Западная Европа после первого нефтяного  кризиса – это путь самообеспеченности энергоресурсами за счёт развития программы  энергосбережения во всех сферах –  от собственного жилья до промышленности и транспорта. Энергосбережение подразумевает  эффективное использование энергоресурсов за счёт внедрения перспективных  энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, модернизацию производства, переход на безотходные, малоотходные ресурсосберегающие и ресурсозаменяющие технологии, использование вторичных материальных ресурсов, переход на местные виды топлива при одновременном улучшении среды и условий жизнедеятельности человека. Для нашей республики важно также изучение и использование возобновляемых энергетически чистых источников энергии, прежде всего, энергии солнца и ветра.

 

1. Мировые и  государственная (Республики Беларусь) энергетические программы и программы в области энергосбережения

Большинство развитых стран, в целях снижения негативных последствий  от нефтяного кризиса и недостатка собственных энергоресурсов, а так  же чтобы исключить зависимости  от поставщиков нефти и в целях  обеспечения своей энергетической безопасности, пошли на объединение  своих усилий и создали Международное  энергетическое общество (МЭА), целью  которого является повышение уровня энергетической безопасности, в частности  путём создания стратегических запасов  нефти на случай перерывов в нефтеснабжении из внешних источников.

Энергетическая безопасность касается многих аспектов. Она означает ограничение уязвимости от краткосрочных  и от долгосрочных перерывов в  поставках энергоносителей. Велика в ней ценовая составляющая на энергоресурсы. Всё возрастает экологическая  составляющая энергетической безопасности.

Отдел устойчивой энергетики Европейской Экономической Комиссии ООН в 1997 году выступил с инициативой к странам Содружества независимых государств (СНГ) по реализации проекта «Энергетическая эффективность и энергетическая безопасность стран-членов СНГ», так как к тому времени стало очевидным, что в большинстве стран СНГ энергосбережение становится очень важным направлением в политике и в обеспечении их энергетической безопасности. Эта инициатива была поддержана Исполкомом СНГ и Министерством науки и технологий Российской Федерации. В разработке проекта приняло участие 11 экспертов из государств СНГ, назначенные правительствами этих государств.

В Беларуси постоянно повышается рост цен на энергоносители, а из-за высокой энергетической составляющей в себестоимости выпускаемой  продукции часто происходило  снижение её конкурентоспособности  на внешних и внутреннем рынках. Эта тенденция стала характерной  для всех стран СНГ. В последние  годы в результате политики энергосбережения эта тенденция стала изменяться.

Поэтому для Беларуси основой  устойчивого развития является решение трёх глобальных проблем:

  • ресурсосбережение экономики;
  • конкурентоспособность производимой продукции;
  • улучшение экологии (снижение техногенного воздействия на окружающую среду).

Таким образом, энерго- и ресурсосбережение на основе современных научно-технических достижений является одним из основных долговременных направлений мировой экономической политики и она в полной мере должна быть реализована в нашей республике.

 

2. Основные направления деятельности национальной академии наук республики Беларусь в области ресурса и энергосберегающих технологий

В 1973-1974 гг. произошёл первый мировой нефтяной кризис, что дало резкий скачок усилиям западных стран  по снижению энергоемкости промышленности, причем процесс подъема энергоэффективности занял около 10-12 лет. Принятые меры, особенно в Великобритании, Ирландии, Люксембурге, Дании позволили совершить резкий скачок в энергоэффективности на 25-32% уже к 1980 г.

В настоящее время структурная  перестройка – наиболее эффективное  мероприятие в ресурсосбережении  для РБ, требующая разумного научного подхода . Эта задача и поставлена перед Национальной академией наук РБ.

Как правило, снижение ресурсоемкости и энергоёмкости технологий и  изделий, способствуют повышению ее конкурентоспособности на внешнем  рынке. В настоящее время имеющиеся природные ресурсы в РБ используются плохо из-за несовершенства технологий (добыча из нефтяных пластов нефти позволяет получать не более 30% нефти). При добыче теряется 50% калийных солей, потери древесины доходят до 30% вырубки, а сельхозпродуктов по отдельным видам – до 40%. Высока энергоемкость промышленной продукции в РБ, которая пока еще в 2 раза выше, чем аналогичных изделий развитых стран, а величина затрат на топливно-энергетические ресурсы себестоимости продукции выросла за последние годы с 5-7% до 20-25%.

Национальная академия наук Республики Беларусь уделяет большое  внимание работам в области ресурсо- и энергосбережения и сосредоточила работу в направлениях, которые приведены в таблице.

Пути и направления  модернизации технологий в ресурсосберегающей политике

Основные источники потерь ресурсов

Пути технологической  модернизации (с 1997 г.)

1. Нерациональный расход  материалов в технологиях и  изделиях

1. Ресурсный мониторинг.

2. Совершенствование методов расчета и конструирования.

3. Использование современных технологий: высокоэнергетические воздействия, порошковая металлургия, замена резания пластическим деформированием.

4. Использование новых полимерных и композиционных материалов.

5. Технологический рециклинг.

2. Коррозия и износ

1. Расчет и конструирование систем с высокой стойкостью коррозии и износу.

2. Использование современных методов защиты поверхностей: покрытия, уплотняющая обработка, упрочнение и т.д.

3. Использование новых материалов.

3. Нерациональные технологические потери энергии при переработке материалов, изготовлении и эксплуатации изделий

1. Мониторинг энергопотерь и усиление теплозащиты.

2. Расчет и конструирование энергосберегающей техники.

3. Замена энергоемких технологий.

4. Использование нетрадиционных источников получения энергии.

5. Рециклинг тепла (создание и использование различных теплообменников, тепловых насосов и т.д.)


В 1999 г. НАН РБ разработала  ряд неотложных мер совместно  с заинтересованными министерствами в области энергосбережения. Была также разработана программа  по эффективному использованию местных  топливных ресурсов до 2001г. Одним  из разделов этой программы является "Программа неотложных мер по энергосбережению НАН РБ". Ежегодно обновляется программа мероприятий  НАН по энергосбережению в Беларуси.

Основными направлениями  деятельности институтов НАН РБ в  политике энергосбережения являются:

  1. Создание и внедрение систем автоматического регулирования и учета тепловой энергии в производственных и др. помещениях.
  2. Создание и внедрение замкнутой системы охлаждения индукционных печей охлаждения.
  3. Создание и внедрение фасадного регулирования отопления в административных зданиях.
  4. Создание и внедрение систем смешения обратной и подаваемой воды для уменьшения расхода тепловой энергии при отоплении помещений.
  5. Разработка и внедрение гелиосистем для подогрева воды.
  6. Разработка удельных норм расхода топлива.
  7. Разработка и внедрение инфракрасных излучателей.
  8. Экономия электроэнергии за счет внедрения экономичных светильников.
  9. Разработка и внедрение систем местного отопления с использованием более дешевых видов топлива.

 

3. Энергосберегающие  технологии получат более широкое  применение в транспортной отрасли  Беларуси

Энергосберегающие и энергоэффективные технологии получат более широкое применение в транспортной отрасли Беларуси в текущей пятилетке. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства транспорта и коммуникаций.

"Правительство поставило  перед Минтрансом задачу в  2011 году сэкономить топливно-энергетические  ресурсы в объеме не менее  27 тыс. тут, доведено задание  по целевому показателю по  энергосбережению в размере не  более минус 7%", - проинформировали  в пресс-службе.

Импортируемые энергоносители будут замещаться местными видами топлива. Их доля в объеме потребления котельно-печного  топлива в целом по Минтрансу  в настоящее время составляет около 20%. В нынешнем году по этому  показателю поставлена задача выйти на уровень не ниже 22,5%, а до 2015 года количество потребляемого котельно-печного топлива должно на 27,8% состоять из местных видов.

Для выполнения этой цели предприятия  Минтранса будут внедрять новые  передовые технологии в области  энергосбережения, рационального использования  топливно-энергетических ресурсов. В 2009 году ими планировалось сэкономить потребление светлых нефтепродуктов к уровню 2010 года не менее чем на 4%. "Будут внедрены системы контроля за расходом топлива в целях снижения потребления светлых нефтепродуктов и корректировки маршрутных норм расхода топлива", - рассказали в пресс-службе. БелНИИТ "Транстехника" поручено внести обоснованные предложения по реализации крупных инновационных проектов в области энергосбережения, организовать разработку новых энергосберегающих технологий и оборудования в области транспортной деятельности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Департамент по авиации продолжит  работу по замене неэффективных и  устаревших воздушных судов на экономичные  самолеты западного производства, завершит реализацию энергоэффективного проекта "Оптимизация системы теплоснабжения со строительством котельной на местных видах топлива на Оршанском авиаремонтном заводе". Департамент "Белавтодор" будет широко внедрять энергосберегающие технологии и материалы при ремонте, строительстве и содержании автомобильных дорог.

В Минтрансе также проинформировали, что энергоемкость выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг в  транспортной отрасли Беларуси в 2006-2010 годах снизилась на 47% при росте  выручки на 77%. Потребление топливно-энергетических ресурсов за указанный период снизилось на 6%.

 

4. Лидер белорусской автоиндустрии внедрил энергосберегающие технологии

РУП «Минский автомобильный  завод» входит в число тех промышленных предприятий, где в последнее  время увеличение выпуска продукции  происходит при сокращении энергозатрат. Как этого добиваются здесь? Есть ли резервы для дальнейшего прогресса? Эти вопросы на днях обсуждались на состоявшемся на МАЗе совещании с участием руководителей энергетических служб субъектов хозяйствования Минпрома.

Лидер белорусской автоиндустрии  потребляет ежесуточно порядка 800 т  у.т., за что ежемесячно «отстегивает» поставщикам топливно-энергетических ресурсов около 13,5 млрд. бел. рубл. Снижение данного показателя, естественно, оборачивается прямой экономической выгодой. «В 2008 г. за счет внедрения организационных и технических мероприятий, новых технологий и оборудования нам удалось обеспечить весь прирост товарного выпуска без увеличения потребления энергоресурсов», — сообщил главный энергетик МАЗа Василий Шишков. Более того, по сравнению с 2007 г. удалось даже снизить на 5% расход ТЭР — при том что рост объемов производства автотехники составил 14,6%. Благодаря этим тенденциям доля ТЭР в себестоимости продукции упала в прошлом году до 3,92% — самый низкий показатель за последний 7-летний период.

Политика энергосбережения на МАЗе строится исходя из анализа потребления конкретного вида топлива. Например, доля природного газа в общем объеме ТЭР здесь составляет 21%. Учитывая, что российский «Газпром» в последние годы стабильно и круто наращивал стоимость своего продукта, первостепенное внимание, разумеется, обращено на снижение его потребления. Каким образом?

Одно из направлений —  установка современных термических  агрегатов в цехах предприятия. Они, как отметил В.Шишков, «стоят довольно приличные деньги», но в то же время удовлетворяют запросам заказчика как по качеству, так и по более экономичному потреблению газа в расчете на единицу выпускаемой продукции. Еще одно направление — реконструкция газопечного хозяйства МАЗа, которое насчитывает порядка сотни термоагрегатов.

Информация о работе Энергосберегающие технологии на транспорте