Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:03, лекция
Хозяйственное право – отрасль российского права, которая включает в себя совокупность правовых норм, регулирующие предпринимательские отношения и связанные с ними некоммерческие отношения, а так же отношения по государственному регулированию экономики.
Предметом хозяйственного права являются следующие группы отношений:
1 Предпринимательские отношения – в соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.
2 Не банковские кредитные организации, которые могут осуществлять только отдельные банковские организации.
В соответствии со структурой банковской системы выделяют следующие типы банковской деятельности:
1 Деятельность осуществляемая банком России:
А) издает нормативные акты по вопросам отнесенные его компетенции;
Б) организует наличное денежное обращение:
- выпуск банкнот и монет,
- изъятие старых, устанавливают правила хранения и перевозки денег,
- устанавливает порядок кассовых операций,
- во взаимодействии с правительством РФ, т.е. осуществляет валютное регулирование,
- осуществляет банковское регулирование и надзор,
- устанавливает правила, формы осуществления безналичных расчетов,
- определяет порядок расчета с иностранными государствами,
- представляет интересы РФ во взаимоотношениях с банками иностранных государств,
- устанавливает и публикует котировки.
2 Деятельность кредитных
организаций: привлечение
Банковские операции или сделки.
1 Банковский счет всоответствии со ст.845 по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет владельцу счета денежные средства и выполнять распоряжения клиента о перечислении этих средств и проведения других операций. Основной обязанностью банка является выполнение операций по счету по сроку: зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня следующего за днем соответствующего платежного поручения; выдавать или перечислять со счета клиента денежные суммы не позже дня следующего за днем поступления в банк поручения.
Клиент распоряжается
находящимися денежными средствами
по своему усмотрению, а при недостатке
принимается во внимание очередность
списания денежных средств, которое
установлено ст. 855. Правильность оформления
клиентом соответствующего распоряжения;
от имени клиента распоряжение должно
поступить права, которых подтверждены.
Банковские правила, предусматривают
обязанность банка
Виды банковских счетов:
1 Расчетный счет;
2 Текущий счет;
3 Счета резидентов в иностранной валюте;
4 Корреспондентский счет.
Ст. 834 РК по договору банковского вклада окна сторона (банк) принимает поступившую от другой стороны (вкладчика) денежные средства.
Виды банковских вкладов: до востребования, срочный вклад.
Обязательно в письменной форме.
Размер процента определяется существующей в месте жительства гражданина ставкой рефинансирования на день возврата суммы вклада.
3 Банковский кредит. По
кредитному договору банк или
другой кредитор обязуются
Договор может рассматривать различные формы предоставления кредита: кредитование счета, и т.д. со ст. 821 банк кредитор в праве отказаться от предоставления кредита при наличие обстоятельств, что сумма не будет возвращена в срок или при нарушения целевого использования кредита. Банк имеет право потребовать досрочного возврата кредита в случае не выполнения заемщиком обязательства, в случае предоставления целевого кредита, если заемщик нарушил сроки.
Д/З: способы обеспечения исполнения обязательств в банковских сделках: неустойка, поручительство, поручительство, банковская гарантия и залог.
2.11.2012 г.
Правовое регулирование конкуренции.
ФЗ о защите конкуренции.
Государство косвенно влияет на конкуренцию и монополию с помощью кредит-денежной и налоговой политики, распределение государственных заказов и воздействует через антимонопольное законодательство. В предпринимательстве конкуренция обозначает соперничество между участниками рынка для получения прибыли. Это важнейший механизм рыночной экономики. В соответствии с законом выделяются следующие формы не добросовестной конкуренции:
1 Распространение ложных
не точных и искаженных
2 Введение потребителей
в заблуждение относительно
3 Некорректное сравнение производимых или реализуемых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.
4 Продажа товаров с
незаконным использованием
5 Получение, использование
или разглашение научно-
Монополистическая деятельность – противоречащая антимонопольному законодательству деятельность федеральных органов власти и местного самоуправления направленная на ограничение конкуренции.
В законе дается перечень видов монополистической деятельности:
1 Злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Доминирующим положением признается исключительное положение на рынке товара, не имеющего заменителя дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общее условие обращения товара (35%).
2 Согласованные действия 2х или более п/п направленные на ограничение конкуренции. Речь идет о соглашении между конкурентами на одном рынке об установлении цен, раздел рынка по территориальному рынку и т.д.
3 Акты и действия федеральных
органов исполнительной власти
и органов местного
4 Соглашения федеральных
органов исполнительной власти
и органов местного
5 Участие должностных
лиц в предпринимательской
Надзор за соблюдением антимонопольное законодательства осуществляют органы прокуратуры и федеральная антимонопольная служба, которая в праве:
1 Принимать решения о наложении штрафа организации.
2 Вносить от федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления об внесении и отмене льгот.
3 Направлять правоохранительные органов материалы о возбуждении уголовного дела.
4 Обращаться в суд с заявлениям о нарушении антимонопольного законодательства.
Форма контроля предпринимательской деятельности является реестр п/п имеющих на рынке определенного товара доля более 35%.
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательство может быть гражданско-правовая, административная, уголовная.
Д/З: виды естественных монополистов.
Правовое регулирование товарных и фондовых бирж.
Закон РФ о товарных биржах и биржевых торговлях, о РЦБ.
Биржа – специфическая форма организации торговли. Отличительная черта – организованный, регулируемый характер.
Торговля на биржах производится в виде гласных публичных торгов.
Биржа сама устанавливает правила торгов.
Товарная биржа обладают статусом ЮЛ (коммерческое ЮЛ со специальной правоспособность). Учредителями могут быть граждане, ЮЛ и те и другие, но не могут дать органы государственной власти, должностные лица и коммерческие организации.
Набор учредительных документов от организационной правовой формы биржи, устав или договор.
Высшим органом управления является общее собрание членов биржи не реже одного раза в год. Служащими товарной биржи являются ФЗ, которые не входят в состав членов или посетителей биржи.
Особенности биржевой торговли:
1 Предметом биржевой торговли может только биржевой товар – не изъятый из оборота товар определенного рода и качества.
2 На бирже заключаются биржевые сделки – форвардные, фьючерсные и опционные.
3 Для товарной биржи характерна посредничество, которая осуществляется в ходе брокерской и дилерской деятельности.
4 Особый процесс
5 Споры на биржах решаются не только в арбитражном суде, но и в арбитражной комиссии.
16.11.2012 г.
Фондовые биржи.
В соответствии со ст. 142 ГК РФ
– ценная бумага – документ установленной
формы и реквизитов, удостоверяющий
права осуществление или
Ценные бумаги или цена:
1 Именная ценная бумага
– имя владельца зафиксировано
на ценной бумаге или в
2 Предъявительская ценная бумага – имявладельца не фиксируется на ней, а ее обращение не нуждается в регистрации.
3 Ордерная ценная бумага – имявладельца зафиксировано на бумаге, но с помощью передаточной надписи право можно передать другому лицу.
Кроме того ценные бумаги делятся на 2 класса:
1 Основные ценные бумаги – в основе, которых лежат имущественные права на товар, деньги или имущество.
Основные ценные бумаги делятся на:
1 Первичные ценные бумаги – основаны на активах в число, которых не входят сами ценные бумаги (акции, облигации, векселя).
2 Вторичные ценные бумаги – которые выпускаются на сами ценные бумаги (варрант – дает право ее владельцу купить определенное кол-во акций данной компании в течение определенного периода по фиксированной цене, депозитарная расписка – которая свидетельствует о владении долей портфеля акций в какой-либо иностранной компании).
2 Производные – без
документарная форма выражения
имущественного права
Свойства ценных бумаг:
1 Возможность обмена на деньги.
2 Свидетельствуют о праве собственности на капитал.
3 Отражают отношение займа между инвестором и эмитентом.
4 Дает право на получение дохода, и на управление.
5 Могут служить предметом
купли-продажи и свободно
Правовое обращение ценных бумаг регулируются ФЗ о рынке ценных бумаг. Рынок ценных бумаг – совокупность отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками:
1 Эмитентом.
2 Инвесторы.
3 Фондовые посредники.
4 Организации обслуживающие рынок ценных бумаг:
1 Фондовая биржа – не коммерческая организация, которая не может совмещать деятельность по организации торгов с другими видами деятельности, задачами биржами является: предоставление места для рынка; выявление равновесной биржевой цены; аккумулирование временно свободных денежных средств; обеспечение гласности и открытости торгов; обеспечение гарантий исполнения сделок, достигается путем листинга (проверка всех ценных бумаг допускаемых к торгам).
2 Регистраторы – организации,
которые по договору с
3 Депозитарий – организации, которые оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг.
4 Клиринговые организации
– специализированные
Таким образом, биржевой рынок – организованный рынок на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции, на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Правовое регулирование рекламы.
ФЗ о рекламе.
Реклама – разновидность информации независимо от способов ее предоставления. В качестве рекламы может быть расценена лишь та информация, которая обладает признаками:
1 Изготовлено в виде
отдельного рекламного
2 Распространена общедоступным способом.
В рекламных отношениях участвуют 3 субъекта: рекламодатели, реклама производитель, реклама распространитель.
Отличительных признак рекламы – ее цель:
1 Она признана формировать или поддерживать интерес к лицам или товарам.