Содержание договора возмездного оказания услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Введение
1. Обязательства по оказанию услуг
1.1. Понятие обязательств по оказанию услуг
1.2. Виды договорных обязательств по оказанию услуг
2. Понятие и условия договора возмездного оказания услуг
2.1. Понятие договора возмездного оказания услуг
2. 2.Условия договора возмездного оказания услуг
3. Содержание договора возмездного оказания услуг
3.1. Права и обязанности исполнителя
3.2. Права и обязанности заказчика
Список использованной литературы.

Содержание

Введение
1. Обязательства по оказанию услуг
1.1. Понятие обязательств по оказанию услуг
1.2. Виды договорных обязательств по оказанию услуг
2. Понятие и условия договора возмездного оказания услуг
2.1. Понятие договора возмездного оказания услуг
2. 2.Условия договора возмездного оказания услуг
3. Содержание договора возмездного оказания услуг
3.1. Права и обязанности исполнителя
3.2. Права и обязанности заказчика
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

хоз право.docx

— 36.82 Кб (Скачать файл)

План:

Введение

1. Обязательства по оказанию услуг

    1.1. Понятие обязательств по оказанию услуг

     1.2. Виды договорных обязательств по оказанию услуг

2. Понятие и условия договора возмездного оказания услуг

    2.1. Понятие договора возмездного оказания услуг

    2. 2.Условия договора возмездного оказания услуг

3. Содержание договора возмездного оказания услуг

    3.1. Права и обязанности исполнителя

    3.2. Права и обязанности заказчика

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Заметное место в обязательственных  отношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового  регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных  условиях перехода к рыночной экономике, когда во всё большей степени  гражданский оборот, развитие предпринимательской  деятельности и конкуренции опирается  на товарно- денежные связи и действие закона стоимости. Округлённая ранее ведомственными препонами, эта область стала доступна гражданско-правовому регулированию. Правовой режим хозяйствования при оказании услуг в рамках гражданского оборота распределяется на взаимоотношения хозяйственного субъекта с законом, государством и деловыми партнёрами.

Отношения с потребителем реализуются производством товаров, работ, услуг при условии соблюдения хозяйственно-правовых требований к  осуществлению этой деятельности. Пограничный  характер хозяйственно- правового регулирования на стыке гражданско-правового и административного регламента деятельности хозяйственного субъекта требует ограничения и баланса меры свободы и меры принуждения властными полномочиями государства.

Сфера услуг, как показывает практика, является одной из самых  перспективных, быстроразвивающихся  отраслей экономики. Гостиницы и  рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные, спортивные заведения, туристические  фирмы и т.д., относятся к сфере  услуг. Практически все организации  в той или иной форме оказывают  услуги. По мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растёт спрос на услуги. Сфера услуг опережает  производственную сферу по темпам роста  и по появлению новых видов  услуг, по её приспособлению и потребностям рынка и потребителей.

 

 

1. Обязательства по оказанию  услуг.

   1.1. Понятие обязательств по оказанию услуг.

   Обязательства по оказанию услуг входят в группу договорных обязательств. К данным обязательствам относятся: перевозка, транспортная экспедиция, заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, возмездное оказание иных услуг.

Общими признаками, объединяющими  все договорные обязательства об оказании услуг, являются:

- во-первых, особенности  объекта обязательства - услуги  нематериального характера;

- во-вторых, специфика связи  услуги с личностью услугодателя.

Указанные особенности можно  проиллюстрировать на примере различий обязательств об оказании услуг и  обязательств подрядного типа. Основным отличием обязательств об оказании услуг  от обязательств подрядного типа является результат осуществляемой услугодателем деятельности. Если в обязательствах подрядного типа результат выполненных работ всегда имеет овеществленную форму, то в обязательствах об оказании услуг результат деятельности исполнителя не имеет вещественного содержания. Следовательно, услуги, предоставляемые должником кредитору, носят нематериальный характер.

В римском праве обязательство  об оказании услуг именовалось locatio-conductio operarum и делилось на предоставление за плату физического труда и предоставление духовной деятельности. В российской дореволюционной цивилистике выделение обязательств об оказании услуг по общему правилу не проводилось. Так, Г.Ф. Шершеневич, давая классификацию договоров по их цели, выделял договоры о предоставлении пользования чужими услугами. К ним он относил личный наем, возмездное оказание услуг, перевозку, доверенность, комиссию, поклажу, товарищество.

   В юридической литературе советского периода большая группа ученых обосновывала необходимость выделения в системе гражданско-правовых обязательств особого, самостоятельного обязательства об оказании услуг. При этом отсутствовало единство мнений о правовой природе этих обязательств и их видах . Основываясь на нематериальном характере услуги, Е.Д. Шешенин сделал вывод, что предметом подрядных договоров являются результаты, воплощающиеся в товарах (вещах), а предметом договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг, - результаты деятельности, не существующие отдельно от исполнителей и не являющиеся вещами . Согласно другому мнению, в любом возмездном договоре можно усматривать услугу одного контрагента и вознаграждение за нее со стороны другого .М.И. Брагинский предложил деление договоров на договоры по производству работ и договоры услуг, относя к последнему виду поставку, снабжение энергией и газом и т.д. Другие ученые полагали, что для выделения самостоятельного договора об оказании услуг нет оснований.

Действующее законодательство проводит различия между овеществленными  услугами, являющимися объектом обязательств подрядного типа, и нематериальными  услугами, выступающими объектом обязательств об оказании услуг. Ведь согласно ст. 783 ГК общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 - 782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Кроме того, следует заметить, что нематериальная услуга неотделима от личности услугодателя, так как потребляется услугополучателем в процессе ее оказания, т.е. самой деятельности услугодателя. В отличие от этого в подрядных отношениях сам смысл обязательства состоит в том, чтобы передать полученный вещественный результат заказчику.

 

1.2. Виды договорных обязательств по оказанию услуг

В кодификации гражданского права 1961 - 1965 гг. договорные обязательства по оказанию услуг не выделялись в особую группу и не подвергались систематизации. Вместе с тем в науке гражданского права давно существовала классификация обязательств, включающая обязательства по передаче имущества в собственность (иное вещное право) или в пользование, обязательства о выполнении работ и обязательства об оказании услуг. Таким образом, выделение обязательств об оказании услуг существовало как de lege ferenda.

С принятием и введением  в действие части второй ГК ситуация принципиально не изменилась. В отличие  от обязательств по передаче имущества  в собственность (иное вещное право) или в пользование и обязательств о выполнении работ, которые объединяются вокруг общих положений, обязательства  об оказании услуг общей части  не имеют. Нормы гл. 39 ГК не могут претендовать на такую роль, поскольку призваны урегулировать достаточно четкий круг только фактических, но не иных услуг (п. 2 ст. 779 ГК).

Договорные обязательства  по оказанию услуг в гражданском  праве по характеру деятельности услугодателя можно подразделить на определенные виды. Это, во-первых, обязательства об оказании услуг фактического характера (перевозка, хранение, возмездное оказание иных услуг). Во-вторых, обязательства об оказании услуг юридического характера (поручение, комиссия). В-третьих, обязательства об оказании услуг как фактического, так и юридического характера (транспортная экспедиция, агентирование, доверительное управление имуществом). В-четвертых, обязательства об оказании услуг денежно-кредитного характера (заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, страхование).

 

 

 2. Понятие и условия договора возмездного оказания услуг

 

2.1. Понятие договора возмездного оказания услуг

По договору возмездного  оказания услуг исполнитель обязуется  по заданию заказчика оказать  услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти  услуги (ст. 779 ГК).

Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

Сторонами данного договора выступают услугодатель, именуемый исполнителем, и услугополучатель, именуемый заказчиком. В ГК не содержится каких-либо ограничений относительно субъектного состава по договору возмездного оказания услуг, поэтому необходимо ориентироваться на общие правила участия граждан и юридических лиц в гражданском обороте.

Согласно ст. 783 ГК в отношении договора возмездного оказания услуг могут применяться нормы об общих положениях о подряде (ст. 702 - 729 ГК) и о бытовом подряде (ст. 730 - 739 ГК), если это не противоречит особенностям, отраженным в ст. 779 - 782 ГК, а также специфике предмета договора возмездного оказания услуг.

В связи с этим следует  подчеркнуть, что в соответствии со ст. 780 ГК, поскольку иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Следовательно, по общему правилу в данном договоре, если стороны прямо не согласовали в нем обратное, не применяется принцип генерального подряда. Такой подход, как уже отмечалось ранее, связан с существованием неразрывной связи нематериальных услуг с личностью оказывающего их лица.

Вместе с тем специальная  норма, которая регулирует вопрос об участии в исполнении работы нескольких лиц (ст. 707 ГК), в полной мере может распространяться на отношения сторон по договору возмездного оказания услуг. Так, если на стороне исполнителя выступают одновременно два или более лица, то при неделимости предмета обязательства они должны признаваться по отношению к заказчику солидарными должниками в отношении обязанности оказать ему соответствующую услугу и соответственно солидарными кредиторами в отношении права требовать принятия исполнения и его оплаты. Однако при делимости предмета обязательства, а также в других случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, каждое из этих лиц приобретает права и несет обязанности по отношению к заказчику лишь в пределах своей доли.

 

2. 2.Условия договора возмездного оказания услуг

   Так же как и в отношении подавляющего большинства возмездных гражданско-правовых договоров, единственным существенным условием договора возмездного оказания услуг является его предмет. При отсутствии в договоре возмездного оказания услуг условия о предмете или при не достижении сторонами соглашения о его предмете договор считается незаключенным.

Предметом договора возмездного  оказания услуг является либо совершение исполнителем определенных действий (например, отправка и доставка корреспонденции, предоставление телефонных и других каналов при оказании услуг связи, выполнение операций и различных  лечебно-профилактических процедур при  оказании медицинских услуг и  т.д.) либо осуществление им определенной деятельности (как-то: по анализу бухгалтерской  и иной документации юридических  лиц и составлению заключений в рамках оказания аудиторских услуг, по предоставлению специальных знаний и сведений при оказании соответственно консультационных, информационных услуг, а также услуг по обучению, по обеспечению проезда, проживания, питания, осуществлению экскурсий, походов и организации иных видов отдыха при туристическом обслуживании и т.д.). Таким образом, в качестве предмета исполнения по рассматриваемому договору выступает полученный заказчиком полезный эффект от совершения исполнителем определенных действий либо осуществления им определенной деятельности. Полезный эффект, полученный заказчиком по договору, носит нематериальный характер и в противоположность договору подряда никогда не выражается в появлении новой вещи или изменении (улучшении) потребительских свойств уже существующей.

В связи с тем, что предметом  договора возмездного оказания услуг  всегда выступает либо совершение исполнителем определенных действий, либо осуществление  им определенной деятельности в отношении  определенного заказчика, важнейшей  его характеристикой является качество оказываемых услуг.

Требования к качеству предмета исполнения по договору возмездного  оказания услуг определяются по тем  же правилам, что и в договоре подряда. Согласно ст. 721 ГК качество оказанной исполнителем услуги, т.е. достигнутого им результата, должно соответствовать условиям договора возмездного оказания услуг, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода. Следовательно, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат оказанной услуги должен в момент ее завершения в отношении заказчика обладать свойствами, указанными в самом договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями.

Законом, иными правовыми  актами могут быть предусмотрены  обязательные требования к качеству результата, полученного в результате оказанной по этому договору услуги. В этом случае исполнитель, действующий  в качестве предпринимателя, обязан оказывать услуги, соблюдая указанные  обязательные требования. Кроме того, исполнитель может принять на себя по договору обязанность по оказанию услуг, отвечающих требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.

Так же, как и в договоре подряда, гарантии качества результата оказанной услуги можно подразделить на законные, т.е. предусмотренные законом, иными правовыми актами или обычаями делового оборота, и договорные, т.е. принятые на себя исполнителем в силу договора возмездного оказания услуг  и предусмотренные в нем. Гарантии качества, если иное не предусмотрено  договором возмездного оказания услуг, распространяются на результат  оказанной услуги в целом (ст. 722 ГК).

Оказание некоторых видов  услуг может предполагать, что  полученный заказчиком полезный эффект в пределах разумного срока должен сохраняться в соответствии с установленным в договоре способом его использования, а если такой способ использования договором не предусмотрен - для обычного способа использования результата услуги такого рода (законная гарантия). В качестве примера можно привести оказание услуг по обучению. Полученные в результате повышения квалификации знания, являющиеся одним из оснований для аттестации, например, государственных служащих, должны быть пригодными для использования в течение всего срока, на который они были аттестованы.

Информация о работе Содержание договора возмездного оказания услуг