Предмет и метод хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Хозяйственное право, как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе отношения, носящие некоммерческий характер, а также отношения связанные с государственным регулированием экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. Понятие хозяйственного права включает в себя три группы отношений, регулируемых данной правовой дисциплиной. В первую группу включены отношения, носящие коммерческий или предпринимательский характер, они связаны с процессом производства продукции (работ, услуг), на базе имущества принадлежащего субъекту хозяйствования на праве собственности, аренды или ином законном основании.

Вложенные файлы: 1 файл

Хозяйственное право.docx

— 32.03 Кб (Скачать файл)

Важно отметить, что инвестиционная привлекательность компании находится  в прямой зависимости от степени  прозрачности ее бизнеса. Обеспечение  прозрачности позволяет компании получать заемные средства и задействовать  иные финансовые ресурсы на более  выгодных условиях.

Механизм пруденциального (банковского) надзора в высокой степени  развит и продолжает совершенствоваться в сфере регулирования банковской деятельности. Согласно рекомендациям  Базельского комитета такой надзор заключается, в частности, в установлении надзорным органом требований к  минимальному уровню собственных средств  банков, отражающему риски, которым  подвергаются банки, определять компоненты капитала, учитывая его способность  покрывать потери (ликвидность). Обязательной частью системы надзора является независимая оценка политики, правил и практики банка по предоставлению кредитов, вложения капитала, постоянный контроль за состоянием кредитного и  инвестиционного портфеля.

Свободная и справедливая конкуренция.

Данный принцип давно признан  основополагающим для рыночной экономики. Впервые это было сделано в  США с принятием антитрестовского законодательства. Закон Шермана 1980 г. определил два главных направления  антимонопольного регулирования:

1) преследование различного рода  антиконкурентных соглашений;

2) запрет монополизации рынка  и деятельности, направленной на  такую монополизацию. 

Эти направления нашли свое отражение  и в европейском законодательстве. Положения Римского договора и регламенты Совета ЕС применительно к монополизации  запрещают злоупотребление доминирующим положением и любые антиконкурентные слияния и приобретения, поскольку  такие действия могут нанести  вред конкуренции (distortion of competition).

Невозможно определить, какая из систем (европейская или американская) конкурентного права является более  жесткой по обеспечению свободной  конкуренции на финансовых и товарных рынках, поскольку на принятие решения  о применении антимонопольных запретов оказывает влияние многочисленный ряд экономических факторов. Хотя нормы европейского права не запрещают  монополии как таковые, главной  целью регулирования этой сферы  экономики в праве ЕС является обеспечение "высокого уровня конкуренции", что порождает больше трудностей для компаний при получении разрешений антимонопольных органов ЕС на совершение сделок по поглощению, слиянию или  приобретению бизнеса в странах  Европы, чем при прохождении аналогичных  процедур в США.

Обеспечение рыночных условий  для бизнеса.

Экономической теорией давно признано, что зависимость бизнеса от решения  властей подрывает рыночный характер экономики, делает ее менее эффективной, что может негативным образом  повлиять на общество в целом. Признание  того, что коррупция разрушает  экономику, привело к созданию ряда антикоррупционных законов, в частности  Закон США о коррупции за рубежом 1977 г. (United States Foreign Corrupt Practices Act). Данный Закон запрещает предпринимателям передавать прямо или косвенным  образом деньги или подарки иного  рода любым государственным служащим, политической партии в целях влияния  на принятие решения в интересах  предпринимателя.

Хотя среди развитых стран нет  единого мнения о степени вмешательства  государства в экономику, их принципиальные позиции во многом совпадают. В частности, органам власти во всех без исключения странах предоставлено право  контролировать ценовую политику компаний, занимающих доминирующее положение на рынке. В праве ЕС, например, такое право, предоставленное Европейской комиссии, обусловлено таким принципом единого европейского рынка, как стабильность экономического оборота. Также общепризнанными являются такие экономические рычаги влияния на кредитную политику банков и, следовательно, на состояние экономики, как изменение ставки рефинансирования или норматива достаточности собственного капитала банка.

Учет правом экономических  реалий.

Экономика развитых стран запада является рыночной, поэтому законодатели должны следить за тем, чтобы правовые нормы  не наносили ущерба, а, наоборот, способствовали наиболее эффективной реализации экономических  законов рынка.

На этом принципе основано разделение в англо-американской правовой системе  компаний (Великобритания) и корпораций (США) на частные и публичные. Они  существенно различаются между  собой не только по размеру оплаченного  капитала и количеству участников, но и по целям и принципам создания и деятельности. Если для частных  компаний характерно активное личное участие участников в управлении компаний, то публичными корпорациями управляют наемные менеджеры. Получение  частной компанией статуса публичной  означает рост ее капитала и постоянное расширение деятельности, что, в свою очередь, позволяет привлечь дополнительные инвестиции. Поэтому только публичные  компании и корпорации имеют возможность  быть включенными в листинг фондовой биржи или осуществить публичное  размещение (среди неограниченного  круга лиц) своих ценных бумаг  на биржевом или внебиржевом рынках. Закон Великобритании о Компаниях 1985 г. проводит различия между частной  и публичной компанией, во многом связанные с отношением каждой из них к капиталу. Запрет на выплату  дивидендов или требование о принятии акционерами незамедлительных мер  по восстановлению капитала в случае уменьшения чистых активов - такого рода требования относятся только к публичным компаниям.

 

Законодательство о ценных бумагах  за рубежом давно отошло от принципа строгости формы, до сих пор проповедуемого теоретиками российской цивилистики. В частности, англо-американское право  характеризует понятие securities, близкое  российскому термину "эмиссионная  ценная бумага", именно с точки  зрения предпринимательских целей:

1) securities опосредуют вложения инвестиций  в капитал, 

2) при этом происходит объединение  капиталов нескольких лиц,

3) целью вложений является получение  доходов на капитал, 

4) успех инвестиций зависит от  усилия третьих лиц (менеджеров).

Принципы и цели законодательства о банкротстве также преследуют конкретные экономические интересы, несмотря на то, что англо-американская и романо-германская правовые системы  по-разному расставляют приоритеты достижения целей. Например, законодательство Франции в первую очередь заботится  о сохранении бизнеса и рабочих  мест, а уже затем об удовлетворении требований кредиторов, в то время  как Закон о несостоятельности  Великобритании носит прямо противоположный  характер. Тот факт, что на смену  принципу неоплатности (превышения долгов над активами должника) в качестве критерия несостоятельности пришел принцип неплатежеспособности (отсутствие возможности выполнить денежные обязательства в ходе обычной  предпринимательской деятельности), свидетельствует о приближении  системы норм о банкротстве к  экономическим реалиям.

Принцип адекватного отражения в праве экономической сущности отношений означает также, что частное право при регулировании предпринимательских отношений должно руководствоваться не столько соображениями равенства сторон в договоре, сколько заботиться о конкретных интересах каждого субъекта отношений, общественно-социальных (публичных) интересах, связанных с этими частными интересами, и о распределении предпринимательских рисков между субъектами в соответствии с указанными интересами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

                                    Список  литературы

 

  1. Буткевич О. В. «Правовое регулирование хозяйственной деятельности в                    специальных (свободных) экономических зонах»: Монография - X: Право, 2008
  2. Щербина В. С. «Субъекты хозяйственного права»: Монография - М.: Одиссей, 2008
  3. Ершовой И.В., Отнюковой Г.Д.  «Российское предпринимательское право» Учебник: Проспект, 2008
  4. Куницкая, О.М., Мазур, О.А. «Хозяйственное право»: учеб. пособие РИО БарГУ, 2008.
  5. Вылегжанин А.Н.: «Международное экономическое право» - М: КНОРУС, 2012
  6. Ершова И.В. «Прдпринимательское право»: Учебник- М., 2008
  7. Глазова Е.В.: «Предпринимательское право.» - СПб.: Питер, 2010
  8. Кудинов О.А.: «Предпринимательское (хозяйственное) право.» - М.: Дашков и К, 2010
  9. Балашов А.И.: «Хозяйственное (предпринимательское) право.» - СПб.: Питер, 2009
  10. К.И. Батыра: «История государства и права зарубежных стран.» - М.: Проспект, 2009
  11. Прудников М.Н.: «История государства и права зарубежных стран.» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

 


Информация о работе Предмет и метод хозяйственного права