Планирование хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является обоснование того, что планирование хозяйственной деятельности необходимо, и служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности человека как коллективной, или корпоративной, в процессе производства и потребления материальных благ, так и личной, или индивидуальной, в ходе ведения своего домашнего хозяйства и собственного бизнеса.
Задачей исследования является: приобретение новых теоретических знаний в соответствии с темой моей работы, а именно: функций и задачи планирования, а также стадии планирования и этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование хозяйственной деятельности предприятия.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Необходимой частью этапов планирования является расчёт затрат и результатов деятельности организации.

И конечно на всех этапах важно осуществлять контроль и анализ результатов для возможной корректировки не совсем желаемых результатов.

Правильный выбор вида, содержания и стадий внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

 

1.3 Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия

 

Процесс планирования охватывает ряд направлений. Одно из них – прогнозирование, т.е. разработка планов по достижению стратегических целей предприятия (перспективное, стратегическое планирование).

Отличительная черта стратегического планирования – его гибкость, обусловленная подвижностью плановых горизонтов, т.е. периодов времени, на которые вырабатывается перспективная политика. Для определения планового горизонта применяются различные критерии: жизненный цикл продукта, цикл коренного изменения спроса на выпускаемую продукцию; период времени, необходимый для реализации стратегических целей и т.д.

Плановый горизонт зависит от масштабов предприятия, его размеров.

Смысл стратегического планирования заключается в том, чтобы повысить обоснованность инвестиций, производственно-сбытовых и научно-технических решений на базе применения современных методов анализа рынка. К тому же в условиях рынка стратегическое планирование нацелено не просто на увеличение объёма производства и улучшение качества продукции, но также и на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей.

Составление прогноза. В качестве одного из инструментов стратегического планирования наибольшее развитие получила практика формирования целевых производственно-сбытовых программ. Так, в конце 70-х – начале 80-х годов стратегическое планирование распространилось на поиск новых, более прибыльных рынков сбыта и приобрело так называемую ресурсную направленность. Ресурсная направленность состоит в разработке комплексных планов, в соответствии с которым все виды ресурсов направляются на достижение конечных целей корпорации (способствуют долгосрочному коммерческому успеху фирмы). Из нескольких возможных планов стратегического развития фирмы, руководство выбирает наиболее приемлемое, т.к. планы характеризуются разными приоритетами в распределении ресурсов и неодинаковым соотношением риска и гарантированной выгоды. Долгосрочные прогнозы составляют на период более пяти лет.

Анализ внешней среды. Занимаясь стратегическим планированием, необходимо всегда учитывать влияние внешней среды. Анализ внешней среды даёт предприятию время для прогнозирования возможностей, составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в возможные выгоды. Обычно выделяют семь областей угроз и возможностей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение. (Рис. 1)

 

Рис. 1. Факторы внешней среды

 

Анализ факторов внешней среды, правильное и полное представление о сильных и слабых сторонах предприятия позволяет составить прогноз сбыта, являющегося основой всего внутрифирменного планирования.

Большинство предприятий готовят краткосрочный прогноз сбыта на финансовый и календарный год. Этот прогноз используется в качестве основы для планирования потребностей в финансах, рабочей силе и других ресурсах.

Прогнозирование сбыта. Существует много различных методов прогнозирования сбыта. Среди них наиболее распространённые:

- опрос группы руководителей различных служб и отделов предприятия (наиболее подходит для новых предприятий, не имеющих достаточного опыта, либо когда нет полной статистики о тенденции сбыта тех или иных видов изделий);

- обобщение оценок отдельных торговых агентов предприятия и руководителей его сбытовых отделений (анализ рынка дополняется мнением тех, кто непосредственно ощущает реакцию потребителей)

- анализ тенденций, циклов и факторов, вызывающих изменения в объёме сбыта (основывается на выявлении вероятных тенденций);

- анализ ассортимента товаров, при котором прогнозы сбыта по отдельным видам изделий сводятся воедино и образуют планируемы оборот предприятия.

Эффективность применения того или иного метода зависит от конкретных условий и специфики хозяйственной деятельности предприятия. Считается, что прогноз составлен правильно, если разница между предполагаемым и реальным сбытом составляет не более 5 %.

Товарная стратегия. Товарная стратегия предполагает определённый курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. В её задачу входит обеспечении преемственности решений и мер по формированию ассортимента, поддержанию конкурентоспособности товара, а также разработка и осуществление стратегии маркировки, обслуживания товара.

Товарная стратегия является составной частью хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. Поэтому принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве.

При формировании товарной стратегии необходимо иметь чёткое представление о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу, стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия, хорошо знать рынок и характер его требований. Необходимо ясно представлять темпы обновления продукции в целом и по отдельным её видам, действия конкурентов.

На любом хозяйственном уровне для решения задач товарной стратегии необходим стратегический подход. Товарная стратегия определяет долговременный курс предприятия, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение принципиальных задач.

Таким образом, для выбора хозяйственной стратегии предприятия необходимо рассмотреть все пункты деятельности, начиная от составления прогноза, производственно-сбытовой программы, заканчивая факторами внешней среды.

планирование хозяйственный  стратегия

 

 

2. Планирование хозяйственной деятельности ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ»

 

    1. Общие сведения о компании ООО «УРАЛСИБ»

 

На протяжении последних нескольких лет лизинговый бизнес в России динамично развивался. Без активного использования лизинга сегодня трудно представить развитие стратегических отраслей народного хозяйства, промышленности, малого и среднего бизнеса. Осознавая роль лизинга для российской экономики, Корпорация УРАЛСИБ уделяет большое значение развитию лизингового бизнеса.

Лизинговая компания "УРАЛСИБ" была основана в 1999 году. Сегодня «ЛК УРАЛСИБ" является ведущей универсальной лизинговой компаний России.

Компания входит в состав Финансовой Корпорации "УРАЛСИБ" (рис.2) и имеет успешный опыт лизингового финансирования клиентов различных отраслей промышленности и из всех регионов РФ. Это одна из крупнейших лизинговых компаний России, лидер среди универсальных лизинговых компаний. Компания обладает самой широкой в России филиальной сетью продаж и осуществляет лизинговое финансирование приобретения всех видов оборудования, транспорта и коммерческой недвижимости для крупных компаний, а также предприятий малого и среднего бизнеса.

 

Рис. 2 Структура корпорации

 

Одному из крупнейших российских банков ОАО «Банк УРАЛСИБ» принадлежит 87,6% уставного капитала «ЛК УРАЛСИБ».

Региональная сеть «ЛК УРАЛСИБ» насчитывает 72 филиала, охватывающих все регионы России. ЛК УРАЛСИБ является непосредственным собственником оборудования, передаваемого в лизинг. Все оборудование застраховано. В портфеле преобладают высоколиквидные виды имущества (железнодорожный подвижной состав, транспорт, коммерческая недвижимость). Балансовая стоимость имущества, переданного в лизинг, составляет 118% от чистых инвестиций в лизинг.

Сегодня филиальная сеть Компании представлена во всех федеральных округах России и является самой большой среди лизинговых компаний России.

Организационная структура управления филиальной сетью ЛК УРАЛСИБ представлена 7 региональными дирекциями с закрепленными региональными зонами ответственности: Центральная, Северо-западная, Южная, Сибирская, Приволжская, Уральская и Азербайджан.

Бурно растущий рынок лизинговых услуг и наличие разветвленной филиальной сети открывает перед «ЛК УРАЛСИБ» возможности по интенсивному развитию. В настоящее время конкуренты слабо представлены в регионах. Это стимулирует компанию к опережающему росту своей филиальной сети для захвата доли рынка и ее удержания.

Но нельзя обойти стороной мировой экономический кризис, который ухудшил положение не только ООО «ЛК УРАЛСИБ», но и российского рынка лизинга в общем (рис.3). Нестабильность на финансовых рынках негативно отразилась на деятельности лизинговых компаний. Видим, что наиболее успешным был 2007 год. По итогам 2008 года рынок лизинговых услуг в России резко сократился. Отсутствие активных продаж в 1 полугодии 2009 г. привело к падению основных показателей развития рынка лизинга до уровня 2005 года. Однако в третьем квартале 2009 года рынок лизинга продемонстрировал признаки оживления и с этого же года компания начала переход к стратегии повышения эффективности региональной сети.

 

 

Рис. 3. Динамика российского рынка лизинга, 2006-2009

 

Также на рис.4 и рис.5 показано, какое место среди других российских лизинговых компаний занимает «УРАЛСИБ» по объёму портфеля и полученных платежей на 2010 и 2009 годы соответственно.

 

Рис.4

 

 

 

Рис. 5

 

Лизинговый портфель компании (рис.6) широко диверсифицирован с точки зрения отраслевой принадлежности объектов лизинга, что позволяет компенсировать влияние возможных негативных тенденций в одной отрасли или сегменте за счет других. Среди клиентов ТОР-20 (49%) – крупнейшие компании своих отраслей, входящие в группы «Газпром», «Морской порт Санкт- Петербург», «Профит» и др.

Рыночная стоимость имущества, переданного в лизинг по состоянию на 31.12.2009 г., составила 50 млрд. рублей, что на 70% превысило объем активов компании за вычетом денежных средств на счетах и налогов.

 

Рис.6 Структура лизингового портфеля по отрасли предмета лизинга, 2009 г.

 

 

Рис. 7. Региональная структура лизингового портфеля, 2009 г

 

ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» является крупным заемщиком на международном и российском рынках капитала. Кредитный портфель «ЛК УРАЛСИБ» на31.12.2009г. составил - $ 761,9 млн., включая:

- 26% - кредиты западных банков,

- 2% - кредиты российских банков,

- 9% - облигации (за вычетом облигаций на позиции ФК)

-63% - кредиты и займы ФК «УРАЛСИБ» (с учетом позиции ФК в облигациях ЛК)

Обслуживание долга перед внешними кредиторами являлось приоритетной задачей Компании на 2009 год. (см. годовой отчёт по Финансово-хозяйственная деятельность ООО «ЛК УРАЛСИБ» в Приложении 1)

 

2.2 Стадии  процесса планирования хозяйственной  деятельности ООО «ЛК УРАЛСИБ»

 

Как видим, компания довольно успешна на рынке, занимая 59 строчку в рейтинге самых крупнейших лизинговых компаний Европы и 4 место по России. Судя по всему, компания имеет хорошо разработанный план хозяйственной деятельности.

Но обо всём по порядку.

Компания преследует цели и имеет миссию, задачи, как и всё целеустремлённые организации, то есть первый этап или стадию планирования компания разработала, и разработала верно. Цель, как и любая другая организация – получение максимальной прибыли от предоставления услуг физическим и юридическим лицам.

Свою миссию компания определила как развитие реального сектора экономики России и предпринимательской активности населения, повышение конкурентоспособности и инновационности российских предприятий. Компания запланировала стать примером по эффективности и клиентоориентированности бизнеса и для других подобных компаний.

Компания определила для себя такие ценности, как: эффективный социально-ответственный бизнес; результативность, деловая репутация, доверие рынка, партнерские отношения с клиентами; единая корпоративная культура, результативная вдохновенная команда; корпоративное единство.

Организация сама задала себе такую планку, такие цели и, выбрав правильную стратегию, имеет теперь развитые партнёрские каналы продаж, востребованный стандартизированный продуктовый ряд (90% продаж), имеет репутацию надёжного партнёра и команду профессионалов. Всего этого могло бы не быть, если бы цели и приоритеты не были определены, либо если бы они были неясны в каких-то моментах. Итак, первая стадия планирования завершена успешно.

А если цели ясны, как же организация будет их воплощать в жизнь? Определяется сфера услуг, т.е. товар(услуга), который будет производиться предприятием, и потребитель, который будет покупать этот товар. Одной из приоритетных задач Лизинговой компании «УРАЛСИБ» является реализация масштабной программы заимствований для финансирования новых лизинговых сделок. Компания предлагает возможность приобретения легковых автомобилей и коммерческого автотранспорта иностранного производства; специальной техники для предприятий строительства, машиностроения, торговли, сельского хозяйства; любое оборудование; недвижимости; подвижных составов. Определив примерный список предлагаемых товаров (услуг), со временем, естественно будут производиться корректировки, ввиду спроса потребителей и каких-либо других факторов внешней среды. Но пока задачи организации достаточно ясны.

Информация о работе Планирование хозяйственной деятельности предприятия