Организационно - правовая форма предпринимательства – хозяйственных обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследование основной организационно - правовой формы предпринимательства – хозяйственных обществ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследование понятия «коммерческие организации» в действующем законодательстве Республики Беларусь и основных классификаций коммерческих организаций;
- определение понятия «хозяйственное общество», краткая характеристика видов хозяйственных обществ;
- исследование порядка регистрации и функционирования хозяйственных обществ, раскрытие сущности основных прав участников (учредителей) хозяйственных обществ;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

- под акционерным  соглашением понимается договор,  в рамках которого его стороны  обязуются осуществлять определенным  образом права, удостоверенные  акциями, и (или) права на  акции, и (или) воздерживаться  от осуществления указанных прав;

- под договором  участников понимается договор,  по которому учредители (участники)  ООО (ОДО) обязуются осуществлять  определенным образом свои права  и (или) воздерживаться от осуществления  указанных прав.

Из изложенного  видно, что по своей правовой природе и акционерное соглашение, и договор участников являются одним и тем же типом договора, просто этот договор совершается между участниками разных форм хозяйственных обществ, а в силу этого имеет разные названия.

И акционерное  соглашение, и договор участников должны оцениваться не только с точки зрения их корпоративной природы, но и с позиции обязательственных правоотношений.

После официальной  регистрации хозяйственного общества  участники наделяются определенным перечнем прав.

Статьей 13 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» регламентированы основные права участников  хозяйственного общества:

  • участвовать в управлении деятельностью хозяйственного общества;

Реализация  данного права достигается путем  участия в органах управления и контроля хозяйственного общества и принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию таких органов.

Право на участие в работе высшего органа управления (общего собрания участников, акционеров) не может  быть ограничено ни уставом, ни каким-либо локальным актом хозяйственного общества. Иными словами, это безусловное право участника, которое принадлежит ему в силу уже того, что он является участником (акционером) хозяйственного общества. Отдельные особенности реализации рассматриваемого права установлены для акционеров - владельцев привилегированных акций. В частности, такие акционеры могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса при принятии решений о реорганизации (ликвидации) хозяйственного общества и о внесении в устав изменений и (или) дополнений, ограничивающих их права.

Право на участие  в работе иных органов управления либо контрольных органов хозяйственного общества участник может реализовать  лишь при соблюдении ряда условий, включающих проведение процедуры выдвижения его  кандидатуры в состав соответствующего органа; голосование и принятие решения по вопросу формирования такого органа компетентным органом управления хозяйственного общества. Следовательно, реализация права на участие в работе органов управления (контрольных органов) зависит не только от волеизъявления участника, но и от результата голосования по указанному вопросу иных лиц.

Участник реализует  принадлежащее ему право на управление деятельностью хозяйственного общества лично либо в соответствии с частью десятой ст. 13 Закона об обществах путем выдачи доверенности или заключения договора в порядке, установленном законодательством.

С учетом того что  значительная часть нарушений, связанных  с реализацией права участника  на управление деятельностью хозяйственного общества, совершается непосредственно  в ходе подготовки к проведению общего собрания участников или в процессе его работы и подтверждение такого нарушения участник получает уже после окончания собрания, основной способ защиты нарушенных прав - обращение с исковым заявлением в суд о признании недействительными решений, принятых на таком собрании.

  • получать информацию о деятельности хозяйственного общества и знакомиться с его документацией в объеме и порядке, установленных уставом;

Право на получение  информации о деятельности хозяйственного общества - одно из основных неимущественных прав его участников, закрепленное в подп.2  п.1 ст.64 Гражданского кодекса Республики Беларусь и в ч. 8 ст. 13 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» [20].

Как следует  из разъяснения, данного в ч.9, 10 п.16 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. N 20 «О некоторых вопросах рассмотрения дел с участием коммерческих организаций и их учредителей (участников)» (постановление N 20) [6], данное право принадлежит лицам, имеющим статус участника хозяйственного общества на момент предъявления требования о предоставлении информации (или подачи иска вплоть до принятия по делу окончательного судебного постановления), а также выбывшим участникам, если указанное требование (иск) связано с реализацией прав и законных интересов, вытекающих из участия в коммерческой организации.

На наш взгляд, хозяйственное общество как владелец информации о своей деятельности не может и не должно ограждать доступ к ней своим участникам.

В случае если участник обращался в хозяйственное общество с требованием предоставить информацию, но получил необоснованный отказ либо не получил ответа на требование, он вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права способом, предусмотренным п.7 ст.11 Гражданского кодекса Республики Беларусь, а именно путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. При этом участник не обязан указывать причины реализации своего права, обосновывать наличие интереса в получении информации и (или) в ознакомлении с документацией, кроме случаев, определенных законодательством [6, п. 16].

На практике проблемной, в реализации права участника на ознакомление с информацией о деятельности хозяйственного общества, часто становится норма о том, что участники вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его документацией в объеме и в порядке, установленных уставом.

В связи с  этим возникает закономерный вопрос: может ли устав ограничивать право  участников на получение информации о деятельности общества, закрепляя  конкретный (исчерпывающий) перечень информации и документов, с которыми вправе ознакомиться участник? [20]

На наш взгляд, из буквального толкования норм подп. 2 п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Республики Беларусь и ч.8 ст.13 Закона об обществах следует, что устав хозяйственного общества может предусматривать ограниченный перечень информации и документов, с которыми вправе ознакомиться его участники.

Такая позиция  законодателя нередко приводит к  злоупотреблению правом со стороны самого общества путем установления в уставе минимального перечня документов или минимально необходимого для ознакомления процента акций или доли, чем фактически ограничивается право участников общества на ознакомление с информацией о деятельности общества. При этом незаконность действий общества доказать невозможно, поскольку пределы объема предоставляемой информации законодательством не ограничены.

С другой стороны, ничем не ограниченное право участника  на ознакомление с информацией о  деятельности общества во многом повышает риск злоупотребления этим участником данным правом.

Однако в  отношении злоупотребления правом со стороны участника хозяйственного общества сложилась определенная судебная практика. В п. 16 постановления N 20 указано, что обращение участника в коммерческую организацию по поводу получения информации и (или) ознакомления с документацией должно соответствовать принципу добросовестности и разумности. Добросовестность и разумность имеют место в случае, если реализация права связана с участием в деятельности органов управления общества, с намерением обратиться с иском в хозяйственный суд, произвести отчуждение акций, доли в уставном фонде и т.п.

На основании  вышеизложенного представляется оправданным закрепить в Гражданском кожексе Республики Беларусь и в Законе об обществах перечень информации, предоставление которой не может быть ограничено в уставе общества (к примеру, документы, указанные в ст.63, 87 Закона об обществах).

Участнику для предъявления требования о предоставлении информации (и при обращении с соответствующим иском в хозяйственный суд) необходимо выяснить, определяется в уставе общества объем предоставляемой информации и документов или порядок их предоставления. Если устав предусматривает только порядок предоставления информации, законно требовать предоставления любых документов общества, указанных в ст.63, 87 Закона об обществах, а также иной информации о деятельности общества.

Если же право  на ознакомление с информацией о деятельности общества зависит от количества принадлежащих участнику акций, на наш взгляд, любой участник (в том числе не обладающий требуемым количеством акций) может требовать предоставления информации. Недопустимо ограничение права участника на ознакомление с информацией о деятельности общества в зависимости от количества акций или размера доли.

По нашему мнению, нормы Закона об обществах нуждаются в корректировке таким образом, чтобы со стороны хозяйственного общества) не могло иметь место ограничение права участников на получение информации о деятельности общества. К примеру, следует закрепить норму о том, что предоставление документов в меньшем объеме, чем определено ст. 63, 87 Закона об обществах, не может быть предусмотрено уставом общества.

  • принимать участие в распределении прибыли хозяйственного общества;
  • получать в случае ликвидации хозяйственного общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

 

  1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И ОБЩЕСТВА С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

В предыдущей главе  были рассмотрены основные положения о хозяйственных обществах и их видах. Остановимся более подробно на сравнении таких двух организационно правовых форм как общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью.

Безусловно, что эти два вида хозяйственных обществ имеют много общего, это вытекает даже из формального соотнесения норм Закона «О хозяйственных обществ», в частности  правовому регулированию  общества с ограниченной ответственностью посвящено  двадцать статей, что же касается общества с дополнительной ответственности, то Закон содержит лишь две нормы. В ч.6 ст.112 Закона «О хозяйственных обществах», указано, что к  обществу с дополнительной ответственностью применяются нормы Закона об обществе с ограниченной ответственностью, если иное не предусмотрено законодательными актами.

ООО и ОДО - это хозяйственные общества с числом участников не менее двух и не более пятидесяти, уставный фонд которых разделен на доли определенных учредительными документами размеров. 

Учредительным документом ООО и ОДО является Устав. ООО и ОДО имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием. Для обозначения своей продукции ООО и ОДО может разрабатывать и использовать собственный товарный знак.

Кроме того, ООО и ОДО  имеют право создавать унитарные предприятия, открывать филиалы и представительства в Республике Беларусь и за ее пределами, участвовать в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществах и товариществах, а также в объединениях и в иных юридических лицах. 

Процедура выхода из состава участников общества с  ограниченной ответственностью (ООО) либо общества с дополнительной ответственностью (ОДО) достаточно проста. В соответствии с ч.1 ст.103 Закона «О хозяйственных обществах» участник общества с ограниченной ответственностью (или общества с дополнительной ответственностью) вправе в любое время выйти из этого общества независимо от согласия других его участников. В этом случае участник ООО (ОДО) обязан письменно заявить этому Обществу о выходе.

Если в результате выхода участника в Обществе остался  один участник, оно должно преобразоваться в унитарное предприятие. В соответствии с законодательством факт преобразования Общества в унитарное предприятие и регистрация связанных с этим изменений в устав должны быть осуществлены в течение двух месяцев с момента выхода участника. Однако если в течение этого двухмесячного срока в Общество будет принят новый участник либо доля вышедшего участника будет реализована третьему лицу, по сложившейся практике не требуется преобразования Общества в унитарное предприятие. В таком случае достаточно просто зарегистрировать изменения в устав, связанные с изменением состава участников (с выходом из Общества одного и включения в состав Общества другого участника).

Отличительной чертой ОДО от ООО является размер ответственности.

Согласно ст.95 Закона «О хозяйственных обществах», участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный фонд этого общества.

Вероятно именно эта  норма послужила основанием для наибольшей популярности именно этой организационно правовой формы.

Уставной капитал  составляет необходимую первоначальную имущественную основу реализации гражданской  правосубъектности ООО. По общему правилу, согласно  п.7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций  ЗАО, ОАО, а также организаций с иностранными инвестициями и др.

Информация о работе Организационно - правовая форма предпринимательства – хозяйственных обществ