Норма права: признаки, понятие и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:39, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение понятия, структуры и эффективности норм права.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, признаки и виды правовых норм 4
1.1. Понятие правовой нормы и ее признаки 4
1.2. Классификация правовых норм 8
2. Внутреннее строение и внешнее выражение правовых норм 13
2.1. Структура правовых норм 13
2.2. Внешнее выражение правовых норм 17
Заключение 19
Список источников и литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

+Норма права признаки понятие и структура.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Оперативные нормы устанавливают  даты вступления нормативного акта в  силу, прекращения его действия и  иные подобные вопросы. Важное теоретическое и практическое значение имеет классификация правовых норм в зависимости от времени и места действия нормы права, а также по кругу лиц, на которые она распространяется.  В зависимости от времени действия правовые нормы подразделяются на обычные или нормы постоянного действия и временные. Первые действуют до их отмены в установленном порядке, вторые – действуют в течение заранее определенного срока, по истечении которого теряют юридическую силу.

По месту действия правовые нормы  делятся на общие, распространяющиеся на все территорию страны, так называемые федеральные правовые нормы; нормы, действующие на территории определенного субъекта РФ, муниципального образования и локальные правовые нормы, действующие в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений. Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения и направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности. В зависимости от круга лиц нормы делятся на общие, которые охватывают всех лиц, проживающих на данной территории, и специальные, адресованные определенным видам субъектов, например, пенсионерам, ветеранам военнослужащим, государственным служащим.

По методу правового регулирования  нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. Императивные нормы носят категорический, строго обязательный характер, не допускают отступлений и иной трактовки предписания. К императивным нормам относятся, в первую очередь, нормы уголовного, административного, конституционного права. [6]

Диспозитивные нормы  устанавливают возможные варианты поведения, выбор которых предоставляется субъектам соответствующих отношений. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.

Поощрительные предписания  состоят в предоставлении мер  поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Рекомендательные нормы  устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов.

К нетрадиционным классификациям правовых норм относят их деление в зависимости от принадлежности к публичному или частному праву [7. С,295]. Нормы публичного права регулируют общественные отношения, обеспечивающие общегосударственный интерес. Нормы частного права, напротив, регулируют отношения, обеспечивающие частные интересы, автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях. 

Таким образом, правовые нормы характеризуются значительным разнообразием, что обусловлено многообразием регулируемых ими общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внутреннее строение и внешнее выражение правовых норм

  • 2.1. Структура правовых норм

  •  

    Структура правовой нормы  определяется в правовой науке как «логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах». [10,С.407] Структуру правовой нормы составляют единство идеальной и реальной структуры. Идеальная структура нормы выражает ее первичные, исходные связи в системе объективного права. Это набор логически взаимосвязанных элементов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Реальная структура нормы права отражает результат правового опосредования общественного отношения и представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма.

    В дореволюционной правовой науке преобладало представление  о двухзвенной структуре правовой нормы. Первый элемент называется гипотезой или предположением; второй – диспозицией или распоряжением.

    Сторонники двухзвенной структуры нормы права встречаются и в современной правовой науке. В частности А.С. Пиголкин отмечает, что специализация норм обуславливает отсутствие единой универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам. В зависимости от задач правового регулирования автор выделяет два вида норм: нормы позитивного права, направленные регламентирование общественных отношений и правоохранительные нормы, которые являются отрицательной реакцией государства на неправомерное поведение и предусматривают меры государственного принуждения к правонарушителям. Указанные виды норм, выполняя разные функции в правовом регулировании, имеют несовпадающую структуру. Так, нормы положительного регулирования состоят из двух самостоятельных частей – гипотезы и диспозиции. Правоохранительная норма также состоит из двух элементов: диспозиция и санкция. [8, С.355]

    И все-таки в настоящее  время доминирует идея трехзвенной структуры правовой нормы, которую образуют гипотеза, диспозиция и санкция.

    Гипотеза - это часть правовой нормы, содержащая указание на конкретные фактические жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза может выражаться в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, на достижение определенного возраста субъектом права, на время и место того или иного события. В ст. 27 Конституции РФ, согласно которой «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства», гипотезой является факт законного нахождения на территории России. Соответственно указанная норма не относится к тем лицам, которые находятся на территории РФ незаконно. [1]

    Гипотеза правовой нормы  тесно связана с такой категорией как «юридический факт». Под последним в правовой науке понимаются конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношения [10, С.425]. При этом юридические факты закрепляются именно в гипотезе правовой нормы.

    В зависимости от степени  определенности гипотезы могут быть определенными и относительно определенными. Первые отличаются ясностью и четкостью обстоятельств, которые необходимы для реализации содержащихся в ней предписаний. Вторые не содержат в себе четких указаний на обстоятельства, при которых начинает действовать норма права, а называет лишь общие условия ее действия. Конкретные обстоятельства устанавливаются в каждом конкретном случае субъектом правоприменения.

    В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в правовой норме, гипотезы бывают простыми и сложными. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действие нормы с одним из нескольких перечисленных в ней обстоятельств. Примером простой гипотезы является ст. 33 Конституции РФ, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления. В данном случае действие нормы связано лишь с одним обстоятельством – наличием гражданства РФ. Сложная гипотеза содержится в ст. 174 ГК РФ, согласно которой сделка может быть признана судом недействительной при наличии ряда условий: наличие ограничение полномочий лица на совершение сделки, выход лицом за пределы этих ограничений, доказанность факта, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях. Пример альтернативной гипотезы содержится в ст. 168 ГК РФ, согласно которой ничтожной является сделка, которая не соответствует закону либо иному правовому акту.

    Гипотеза может быть выражена или в общей абстрактной форме, или в конкретной, казуистической. Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Абстрагируясь от частного, она вместе с тем связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений определенного вида в качестве предмета правового регулирования. [10, С.431].

    Примеров абстрактных  гипотез множество. Так, абстрактный  характер носит гипотеза, изложенная в ст. 159 УК РФ, устанавливающей уголовную  ответственность за мошенничество. [3] Данная гипотеза не указывает на частные обстоятельства, а лишь в самом общем виде указывает на два способа хищения чужого имущества: обман и злоупотребление доверием.

    Преобладание в правовой системе норм с абстрактными гипотезами объясняется тем, что это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала.

    Диспозиция представляет собой часть нормы права, в  которой содержится собственно само правило поведения, указание на права и обязанности сторон – участников правоотношений, возникающих и реализующихся на базе соответствующих норм. В диспозиции получает выражение предоставительно-обязывающий характер нормы права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать в качестве государственного регулятора отношений между людьми, необходимой юридической предпосылки правовых отношений. Именно диспозиция заключает и себе модель правомерного поведения.

    По характеру и степени  определенности диспозиции классифицируются на абсолютно определенные, относительно определенные и бланкетные.

    Третьим элементом правовой нормы является санкция, определяющая последствия неисполнения или нарушения  нормы права, предусматривающая  меры государственного воздействия  в отношении ее нарушителей. Санкция  выражает реакцию государства в лице его судебных, правоохранительных и иных органов на противоправное поведение граждан или организаций. Именно санкция придает норме права общеобязательный характер. Санкция представляет собой наиболее динамичную, подвижную часть правовой нормы, которая особенно чутко реагирует на изменения, происходящие в условиях жизни общества и государства, в общественных отношениях. [9, С.497]

    В зависимости от характера  мер государственного воздействия  санкции делятся на правовосстановительные и штрафные. Смысл первых состоит в восстановлении нарушенного права, в принуждении к выполнению невыполненной обязанности, возложении на лицо, организацию обязанности возместить незаконно причиненный ущерб. Вторые заключаются в лишении правонарушителя определенных благ, в его наказании путем лишения свободы, высылки, осуждения к выполнению принудительных работ, возложении обязанности уплатить штраф и так далее. Штрафные санкции характерны для уголовного, административного права.

    Таким образом, современная  правовая наука исходит из трехзвенной структуры правовых норм, которую образуют гипотеза, диспозиция и санкция. Такая трехзвенная структура имеет важное значение для правотворческой и правоприменительной деятельности, поскольку позволяет создать жизнеспособную практику государственно-правового воздействия на поведение человека.

    2.2 Внешнее  выражение правовых норм

    Одним из отличительных  признаков правовых норм является их внешняя формальная определенность, подразумевающая внешнее выражение и закрепление норм права в официальном документе – нормативно-правовом акте. Нормативно-правовой акт также как и правовые нормы обладает определенной структурой: разделы, главы, статьи, параграфы, пункты. В литературе подчеркивается, что соотношение текста нормативно-правового акта с нормой права тесно связано с правилами законодательной техники, такими ее требованиями, как ясность и точность, краткость и компактность изложения нормативного материала, удобство его изучения, толкования и применения.

    На практике возникают  следующие варианты такого соотношения.

    Первый вариант, когда  законодатель излагает структуру нормы  права таким образом, что все  ее составные части – гипотеза, диспозиция, санкция полностью совпадают  со структурой статьи или даже всего  нормативно-правового акта. Такой способ изложения правовых норм именуется прямым. Данный способ является типичным и именно к нему должен стремиться законодатель. Диспозиция в данном случае означает запрет совершения указанного в статье состава преступления: убийство, кража, мошенничество, терроризм, хулиганство; гипотеза предполагает условия вступления нормы в действие – факт совершения кем-либо данного преступления; санкция определяет наказание за нарушение содержащегося в диспозиции запрета, то есть за совершение определенного преступления.

    Второй вариант, когда  норма права излагается в двух или нескольких статьях одного и  того же нормативного акта или даже другого нормативного акта. При этом в словесной формулировке нормы права в статье нормативного права гипотеза нередко сливается с диспозицией, вследствие чего их вычленение связано с определенным мыслительным процессом. При таком изложении, хотя санкция и не следует сразу же за охраняемой ею диспозицией, трехэлементная структура норм права все же сохраняется, поскольку очевидно, что каждое сформулированное правовое предписание имеет санкцию. Изложение правовых норм подобным образом позволяет избегать повторений в отдельных нормативных актах, сделать их более компактными и удобными для применения. Например, п. 1 ст. 117 Воздушного кодекса РФ, устанавливая, что перевозчик несет ответственность за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, отсылает к международным договорам РФ и главе 59 ГК РФ. [4]

    Информация о работе Норма права: признаки, понятие и структура