Контрольная работа по дисциплине «Хозяйственное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 07:27, контрольная работа

Краткое описание

Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
В условиях перехода к рынку хозяйственную деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли профессионально ведут предприниматели и предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, банки, биржи, иные субъекты, преследующие такую цель. Хозяйственная деятельность осуществляется не только в ходе производства товаров. Для того чтобы его начать, необходимо приобрести или построить производственное помещение, закупить оборудование, сырье, топливо.

Содержание

КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 2: Предмет и принципы хозяйственного права.............................................................................................................................. 3
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 12: Договор поставки............................ ………5
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 22: Понятие, принципы и способы защиты прав предпринимателей……................................................................................19
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ...................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ....................................................................................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ....................................................... Х

Вложенные файлы: 1 файл

Хозяйственное право.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Общие основания  и порядок расторжения (изменения) договора купли-продажи, предусмотренные § 1 главы 30 ГК, применительно к поставке конкретизируются в ст. 523 ПС

Так, односторонний  отказ от исполнения договора поставки (или его изменение) допускается в случаях существенного нарушения его условий одной из сторон. Такими нарушениями для поставщика считаются: а) поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые нельзя устранить в приемлемый для покупателя срок, и б) неоднократная просрочка поставки. Существенные нарушения договора покупателем выражаются в: а) неоднократной просрочке оплаты товаров и б) неоднократной невыборке товаров1.

В то же время  ст. 509, 511, 515, 518 и 519 ПС предусматривают возможность отказа от исполнения договора поставки в случаях, которые не охватываются ст. 523 ПС К ним относятся: поставка недоброкачественных (или некомплектных) товаров, просрочка поставки или оплаты, невыборка товаров и непредставление отгрузочной разнарядки.

Возникающее противоречие можно разрешить путем толкования ст. 450 и 452 ПС Данные статьи устанавливают  общие основания и порядок  одностороннего расторжения (изменения) договоров при их существенном нарушении одной стороной (подпункт 1 п. 2 ст. 450 ГК) и в других случаях, предусмотренных законом или договором (подпункт 2 п. 2 ст. 450 ГК). И в том, и в другом случае требование об одностороннем расторжении договора должно быть заявлено в суд. Указанный договор считается расторгнутым (измененным), по общему правилу, с момента получения одной стороной уведомления контрагента об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично. Таким образом, в случаях существенного нарушения договора поставки, предусмотренных пп. 2 и 3 ст. 523 ГК, не требуется ни обращения в суд с иском, ни предварительного получения согласия контрагента на расторжение (изменение) договора, о необходимости которых говорит п. 2 ст. 452 ГК. Если же нарушение договора поставки не носит существенного характера (т.е., как правило, является однократным), процедура расторжения (изменения) договора регулируется не п. 4 ст. 523 ГК, а общими правилами ст. 452 ГК. Аналогичным образом решаются вопросы расторжения договора поставки по основаниям, предусмотренным § 1 главы 30 ГК

Кроме того, нарушение  договора поставки, не имеющее существенного характера, обычно дает право лишь на частичный отказ от исполнения договора (например, в отношении одной партии недоброкачественного или некомплектного товара), тогда как существенное нарушение позволяет расторгнуть договор в целом.

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 22

 

Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.

Понятие «защита права» следует отличать от понятия «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.

Под правовой охраной принято понимать совокупность гарантий государства, связанных с нормативным запрещением либо иным ограничением определенных действий против охраняемого объекта и направленных на предупреждение и профилактику правонарушений.

Принципы российского предпринимательского права– основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права:

1.  Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8, 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах.

2.  Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты. Данный принцип основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельности с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.  

3.  Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4.  Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

5.  Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности, а косвенное – в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

6.  Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Предметом же защиты в  сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих такую деятельность.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом  материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Материально-правовые способы  защиты предпринимательских прав –  это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.

Материально-правовые способы  защиты прав по целям подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий. По своей природе пресекательными являются действия по: признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и т. д.

К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права. Восстановительными способами являются: признание права; признание оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков и компенсации морального вреда и др.

К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение. Штрафным способам защиты можно отнести действия по: взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами; обращению незаконно полученного по сделке в доход государства; конфискации и т. д.

Процессуальные способы  защиты – способы, обеспечивающие защиту прав предпринимателей в процессе рассмотрения спора о нарушенном праве. К их числу относят: право в договорном порядке установить компетентный орган по разрешению споров; право обращения к компетентному органу по защите нарушенных прав и интересов предпринимателей и т. д.

Самостоятельным способом защиты прав, полагаем, является самозащита (ст. 14 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ не содержит определения этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

По мнению К.К. Лебедева, положения ст. 14 ГК РФ являются нормативным правовым основанием для самозащиты предпринимателя в процессе осуществления им предпринимательской деятельности в любых ситуациях, а не только тогда, когда его права и интересы уже нарушены и ему причиняется вред.

Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные  действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Говоря о соотношении  способа и формы защиты прав, М.К. Треушников отмечает, в частности, что способ защиты права – категория материального (регулятивного) права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т. е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.

Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные.

Судебные формы защиты прав предпринимателей предполагают определенного рода деятельность со стороны таких органов, как:  Конституционный Суд РФ; арбитражные суды; суды общей юрисдикции.

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести: нотариальную защиту; третейское разбирательство; досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  
  
 

 

 

 

Библиографический список

1. Гражданский  кодекс РФ. Часть вторая.//С3 РФ, 1996, 5, ст.410.

2. Комментарий  к части 2 ГК РФ для предпринимателей, М, 2001.

3. Анохин В.  «Договор поставки в рыночной  экономике»// Хозяйство и право, 1996, № 9.

5. Гражданское  право: Учебник. Часть 2/ Под  ред. А.П.Сергеева  Ю.К. Толстого. –М.: Проспект, 2005г.

6. Вахнин И.  ” Формирование условий и заключение  договора поставки продукции ” // Хозяйство и право, 1997 № 1

7. Mapтемьянов В. С. Хозяйственное право. Т.1. Общие положения. Курс лекций. М.: Издательство БЕК, 2007

8. Жилинский  С.Э. Предпринимательское право  (правовая основа предпринимательской  деятельности): Учебник 2007

2. Круглова Н.  Ю. Хозяйственное право. Учебное  пособие. 2-е изд. 2007

3. Мамутов В.К,  Знаменский Г.Л, Хахулин К.С., Хозяйственное право: Учебник / Под ред. Мамутова В.К. -- К.: Юринком Интер, 2008

4. Mapтемьянов  В. С. Хозяйственное право. Т.1. Общие положения. Курс лекций. М.: Издательство БЕК, 2007

5. Хахулин В.В,  Мамутов В.К, Поздняков В.К, Виноградова Л.В Правоведение. -2005. - № 1

6. Хозяйственное  право: Учебник для вузов. Т.2 / Отв.ред. проф. В.С.Мартемьянов. М.: Издательство БЕК, 2009

7. Хозяйственное  право. Том 2 / Отв. ред. В.  С. 2008

1.   Конституция Российской Федерации

4.   Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"

5.   Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с изм. и доп. от 19 июня 1995 г., 17 марта 1997 г., 6 мая 1999 г.)

6.   Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд"

7.   Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Письмом ЦБ РФ от 9 июля 1992 года N 14

8.   Письмо Министерства юстиции СССР и Государственного арбитража СССР от 11 августа 1989 года "О методических рекомендациях о правовом обеспечении выполнения договорных обязательств по поставкам продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления и участия в этой работе юридических служб предприятий, объединений и организаций" - БНА СССР, 1990, N 3.

9.   В.О.Мушинский. “Основы гражданского права”. М.2002 г.

10.      Суханов Е. А. Гражданское право России при переходе к рынку. М. 1998

11.      Гражданское право. Под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. М. 1999 г.

12. Комментарий  к Гражданскому кодексу РФ . Под. Ред. О.Н. Садикова М. 2001 г.

13.      О правовых последствиях нарушения денежного обязательства (Л.А. Новоселова)

14.      Отдельные виды договоров (М.Н. Сафонов, "Журнал российского права", N 10, октябрь 2002 г.)

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Хозяйственное право»