Конституционные основы судебной власти Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:12, контрольная работа

Краткое описание

1. Конституционные принципы правосудия.
2. Конституционный суд РФ.
3. Судебная система РФ. Её структура.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик суды.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

решение.

    Специфика суда как  органа судебной власти состоит также в том, что для

его деятельности установлены особые правила, процедуры. Эти процедуры,

отражающие общечеловеческий опыт, жестко лимитируют все, что должно

происходить в суде при рассмотрении им подведомственного вопроса. Основная

их цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение.

Краеугольным камнем всех судебных процедур являются гласность,

коллегиальность (с некоторыми исключениями) , возможность участия

представителей народа в вынесении  решений, равноправие сторон, участвующих

в разбирательстве дел, и ряд  других, о которых речь будет ниже.

Установленные для законодательных  и исполнительных органов процедуры

(регламенты, существующие кое-где  в исполнительных органах правила  принятия

решений и т.д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая

характерна для судебных процедур.

    К настоящему времени  сложилось несколько вариантов  процедур

осуществления судебной власти, которые  принято именовать видами

судопроизводства. К ним относятся:

. конституционное судопроизводство;

. гражданское судопроизводство;

. арбитражное судопроизводство;

. уголовное судопроизводство;

. административное судопроизводство.

    Каждое из этих судопроизводств  регламентируется достаточно подробным

законодательным актом — Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и

КоАП. Изучению названных видов  судопроизводства и законодательных  актов,

регламентирующих их, посвящены  специальные учебные дисциплины,

преподаваемые на старших курсах юридических  вузов.

    Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную

в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и

целями.

    Основополагающим актом,  определяющим в общих Чертах  суть российской

судебной системы, является Конституция  РФ, в ст. 118 которой, в частности,

сказано:

    “I. Правосудие в Российской  Федерации осуществляется только  судом...

    3. Судебная система Российской  Федерации устанавливается Конституцией

Российской федерации и федеральным  конституционным законом. Создание

чрезвычайных судов не допускается”.

    Для уяснения сложившейся  к настоящему времени судебной  системы важное

значение имеют также положения  ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко

определяют место, занимаемое высшими  судами в судебной системе в целом, а

вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих

статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его

задачи и цели как судебного  органа, призванного контролировать

конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое

место. Как будет видно по материалу  соответствующей главы учебника, ему

напрямую не подчиняются никакие  суды, в том числе конституционные  суды и

другие подобные органы субъектов  Федерации, хотя его решения могут  иметь

существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на

судебную практику.

    Что касается Верховного  Суда РФ и Высшего Арбитражного  Суда РФ, о

которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено несколько иное место, У

них есть свои подсистемы судов. В  отношении каждой из них они осуществляют

судебный надзор за их деятельностью  и дают им разъяснения по вопросам

судебной практики.

    В наши дни структура  всей судебной системы, в целом  и ее подсистем

может быть определена на основе анализа  не только положений Конституции РФ,

приведенных выше, но и ряда других законодательных актов: Закона о

судоустройстве. Закона об арбитражных  судах, Положения о военных

трибуналах, а также некоторых  постановлений Верховного Совета РФ,

касающихся реорганизации военных  судов.

    Из приведенных конституционных положений и положений названных

законодательных актов можно сделать  по крайней мере два вывода. Они

говорят, во-первых, о том, что правосудие должно осуществляться только

судебными органами, уполномоченными  на это, а равно на выполнение каких-то

иных полномочий, образующих судебную власть. Никакие другие государственные

органы или негосударственные  образования, даже те, в наименовании которых

присутствуют слова “суд” или  “судебный” (например, третейский суд,

Международный коммерческий арбитражный суд. Судебная палата по

информационным спорам), не относятся  к числу органов судебной власти,

реализующих указанные выше полномочия — правосудие, конституционный

контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д.

Предписания названных актов говорят, во-вторых, о том, что всю совокупность

судов следовало бы сгруппировать  в три подсистемы (блока). В одну из них

входит Конституционный Суд  РФ, в другую — Верховный Суд  РФ и суды общей

юрисдикции, в отношении которых  он осуществляет судебный надзор, а в

третью— Высший Арбитражный Суд  РФ и поднадзорные ему суды.

    Наибольшее количество  судов входит во второй блок. В ст. 126

Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. К ним наряду с

Верховным Судом РФ причисляются Верховные  суды республик, краевые,

областные, городские в Москве и  Санкт-Петербурге суды, суды автономной

области и автономных округов, районные (городские) народные суды (см.

сноску на с. 85). В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего

большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют общими

или гражданскими судами. Особую ветвь  во втором блоке судов образуют

военные суды. Их не относят к числу  общих (гражданских) судов, поскольку  им

подведомственны, как будет подробно показано ниже, только такие дела,

которые так или иначе затрагивают  интересы военнослужащих, Вооруженных  Сил

и других воинских структур. Это специализированные суды, состоящие из

военных судов гарнизонов, соединений, флотилий, армий, округов, флотов,

видов Вооруженных Сил, групп войск, а также Военной коллегии — одного из

основных подразделений Верховного Суда РФ.

    В третий блок включены  федеральные арбитражные суды  округов и

арбитражные суды субъектов Российской Федерации (арбитражные суды

республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной

области, и автономных округов). Возглавляет  этот блок Высший Арбитражный

Суд РФ.

    Конституционный Суд  РФ занимает обособленное положение  в российской

судебной системе. По сказанному в  ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого

суда свои специфические задачи и что он, как отмечено выше, не осуществляет

надзора ни за какими федеральными судебными  органами. Он также не надзирает

ни в коей мере за конституционными судами и подобными органами субъектов

Федерации.

    Такой вид судебная система приобрела сравнительно недавно. До этого

после судебной реформы, состоявшейся в 1922-1924 годах, она выглядела

значительно проще: в нее входили  только гражданские (общие) суды трех

уровней (народные суды, суды среднего звена и Верховный Суд РСФСР). 15

декабря 1990 года Съезд народных депутатов  РСФСР принял решение об

образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24 мая 1991 года — арбитражных

судов. 28 декабря 1991 года принято Постановление  Президиума Верховного

Совета РСФСР “О военно-судебных органах, дислоцированных на территории

РСФСР”, в соответствии с которым  эти органы, бывшие до тех пор  судами Союза

ССР, перешли под юрисдикцию России. Другими словами, в нынешнем виде

российская судебная система в  целом существует с начала 1992 года, хотя в

нее и внесены некоторые уточнения (подвергнуты корректировке наименования

некоторых судов, а также структура  подсистемы арбитражных судов).

    При освоении материала  об устройстве судебных систем  вообще, а не

только российской, нужно иметь  четкое представление о некоторых общих

понятиях. К понятиям такого рода относятся  прежде всего понятия “звено

судебной системы” и “судебная  инстанция”.

    Звеном судебной системы  считаются суды, наделенные однородными

полномочиями.

    По этому признаку  общие суды подразделяются на суды трех звеньев

(уровней):

. основное звено— районные (городские,  межмуниципальные) народные суды;

. среднее звено — Верховные  суды республик, краевые, областные  суды,

   городские в Москве и  Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и

   автономных округов;

. высшее звено — Верховный  Суд РФ.

 

Подобным образом подразделяются военные суды:

. основное звено — суды армий,  соединений, флотилий и гарнизонов;

. среднее, звено — суды военных  округов, флотов, видов Вооруженных  Сил и

   групп войск;

. высшее звено — Военная  коллегия Верховного суда РФ.

 

     С 1 июля 1995 года стала  трехзвенной и подсистема арбитражных  судов

(до этого момента она была  двухзвенной). В ее состав входят:

. основное звено — арбитражные  суды субъектов Российской федерации  (они

   перечислены выше в данном  параграфе учебника);

. среднее звено — федеральные  арбитражные суды округов (всего  таких округов

   образовано десять);

. высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

 

    Судебной инстанцией  считается суд (или его структурное  подразделение),

выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением  судебных

дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и

обоснованности этих решений).

    Судом первой инстанции  называют суд, который уполномочен  принимать

решение по существу тех вопросов, которые являются основными для  данного

дела. По уголовным делам это  вопросы о виновности или невиновности

подсудимого в совершении преступления и о применении или неприменении

уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам  существо

дела обычно составляет вопрос о  доказанности или недоказанности

предъявленного иска и о тех  юридических последствиях, которые  должны

наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанций

могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий.

Исключение составляют федеральные  арбитражные суды округов: им не дано

право быть судами первой инстанции.

    Содержание компетенции  всех судов первой инстанции  более или менее

четко определено в действующем  законодательстве.

    Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять  законность и

обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в

законную силу. В системе общих  и военных судов в этом качестве могут

выступать все суды, кроме судов  основного звена. В подсистеме арбитражных

судов функции кассационных инстанций  выполняют федеральные арбитражные  суды

округов (как будет показано ниже, в главе IX учебника, данная функция этих

судов отличается существенным своеобразием). В общих судах среднего и

высшего уровня образуются кассационные коллегии. Проверку законности

приговоров, вынесенных с участием присяжных и не вступивших в законную

силу, осуществляет кассационная палата, образуемая в составе Судебной

коллегии по уголовным делам  Верховного Суда РФ.

    Широкое признание получил  термин “надзорная инстанция”. Им обозначаются

подразделения судов, наделенные правом проверять законность и

обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную

силу. В системе общих судов  в таком качестве могут выступать  президиумы

судов среднего звена, а также коллегии и Президиум Верховного Суда РФ. Для

военных судов такой инстанцией могут быть суды среднего звена (в их составе

президиумов нет). Военная коллегия Верховного Суда РФ, а для арбитражных

судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

    После принятия Закона об арбитражных  судах 28 апреля 1995 года

российской  судебной системе вновь стал известен термин “апелляционная

инстанция”. Пока что такого рода инстанции есть в подсистеме арбитражных

судов. По закону под ними понимаются суды, уполномоченные повторно и в

полном  объеме рассматривать дела, по которым  решение еще не вступило в

законную силу, какая-то из сторон не согласна с ним и подала апелляционную

жалобу. В  подобных случаях происходит новое  разбирательство дела по

существу  и по его итогам выносится новое, решение. Такую функцию могут

выполнять только арбитражные суды субъектов  Российской Федерации в

отношении решений, вынесенных этими же судами по первой инстанции.

    Вышестоящей инстанцией или вышестоящим  судом обычно называют суды,

занимающие  более высокую ступень по отношению  к данному суду. Пользуются

также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин

является  синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного

Суда РФ.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юр. лит., 1994г.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. «Юридическая литература».

Информация о работе Конституционные основы судебной власти Российской Федерации