Янтарь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 03:01, реферат

Краткое описание

Янтарь — ископаемая смола, минерал класса органических соединений. Используется для изготовления ювелирных изделий, лекарств. Имеет много поэтических названий — «слёзы моря», «дар солнца» и т. д.
Янтарь известен с незапамятных времён. Ещё наши древние предки славяно-арии добывали и использовали его во времена палеолита (450000 – 12000 гг. до нашей эры). Первоначально янтарь являлся предметом обмена, торговли, ремесла. Из него изготавливали различные украшения и амулеты. Наши древние прадеды и пращуры, поклоняясь своим предшественникам, которых они называли Богами, приносили в капища в качестве даров украшения и изделия из янтаря.

Вложенные файлы: 1 файл

Янтарь. все о янтаре.docx

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Новая страница истории янтарных промыслов в Пруссии началась с захватом этих земель Тевтонским орденом. Если до этого добыча и торговля янтарем фактически никому не принадлежала и не была монополизирована (несмотря на то, что всплеск янтарной торговли повлек за собой развитие имущественного неравенства в прусских племенах), то рыцари Ордена сразу поняли, что  имеют дело с уникальным богатством. Орден тут же монополизировал  добычу и торговлю янтарем, санкции  за нарушение этого закона были очень  жестокими. Так, в историю вошел  фогт Ансельм фон Лозенберг, который  издал указ о том, что каждого, кто будет уличен в незаконном «обороте» янтаря, будут вешать на первом попавшемся дереве. Такая жестокость надолго осталась в народной памяти в легенде. Верили, что призрак  фон Лозенберга скитается по побережью  и кричит: «Во имя бога янтарь свободен!». Другая прусская легенда  говорит о том, что жестокость тевтонцев прогневала прусского  морского бога Аутримпо, и море перестало  отдавать людям «солнечный камень». Кроме суровых санкций за собирательство и торговлю янтарем, орден не разрешал создавать цеха по его переработке, первая янтарная мастерская появилась  в Кенигсберге только в 1641 году, то есть уже после изгнания Тевтонского  ордена с этой территории. Но и тогда  послаблений было немного: каждый цеховой  мастер и подмастерье давал клятву, что будет неотступно соблюдать  все указания курфюрста, будет приобретать  янтарь только у курфюрста или  его арендаторов и обрабатывать только янтарь, купленный легально. Кроме того, запрещалось перепродавать  необработанный янтарь.

Тевтонский орден торговлю янтарем вел самостоятельно. Торговый дом ордена заключал договоры на поставку различных товаров, но самым выгодным был сбыт янтаря. Торговый дом покупал  сырье и поделки из янтаря у  маршала ордена и перепродавал их значительно дороже в другие страны. Маршал, в свою очередь, имел дело с  подчиненным ему правителем крепости Лохштедт. «Янтарный наместник», как  его называли, периодически доставлял  солнечный камень в замок. Наибольшую прибыль приносила продажа четок (в переводе с немецкого в оригинале  -"розовых венков", однако, это ошибка, Rosenkranz по-немецки значит не "розовый венок", а "четки"), но торговали и необработанным самоцветом.  Большая его часть в бочонках вывозилась в Любек и Брюгге и продавалась ремесленным цехам, делавшим четки. В среднем за год кенигсбергские торговые агенты торгового дома доставляли сюда по 30 бочек янтаря. Получали они за него примерно в 2,5 раза больше, чем дом платил маршалу.  Кстати, любопытный факт. Ощутимый удар по янтарной торговле нанесла Реформация – на четки, весьма распространенные у католиков, шла львиная доля добытого в Пруссии «солнечного камня». Выручив деньги за янтарь и другие товары, торговые агенты покупали за границей холст, сукно, вина, рис, южные плоды, пряности, бумагу, железо и везли это в Пруссию. Часть выручки шла на содержание крепостей.

К началу XIX века в янтарной торговле наблюдается существенный спад. Собственно, в то время спад наблюдался не только в янтарной торговле, но и в экономике Восточной  Пруссии вообще – в середине позапрошлого столетия доля промышленного сектора  в ее экономике составляла всего 11%, в то время, как, например, в Саксонии – 28%, а в Бранденбурге – 37%. Янтарная добыча была очень скудной примерно до 60-х годов XIX века. Изменение ситуации в этой области связано с именем купца Мориса Беккера – не только бизнесмена, но и филантропа. Мориц Беккер родился в 1830 году в бедной еврейской семье в Данциге. Он получил только школьное образование, потом начал заниматься торговлей, а позднее – стал компаньоном владельца постоялого двора в Мемеле Вильгельма Штантиена. Добычей янтаря они стали заниматься вместе. Дело дало неплохие прибыли, и часть средств Беккер вложил в развитие поселка Пальмникен (ныне Янтарный). Именно благодаря ему появилась железная дорога до Фишхаузена (Приморск), водонапорная башня, кирха, парк. При нем были построены многие жилые дома.

Интерес к янтарю фирма  Штантиена и Беккера впервые  проявила в 1861 году. Жители рыбацкой деревушки  Шварцорт (ныне Юодкранте, Литва) добывали янтарь на мелководье чисто рыбачьим способом. Мелкоячеистую сеть прикрепляли  к дугообразной раме. Получалось что-то похожее на рыбацкий невод. Эту конструкцию, прикрепленную веревками к лодкам, передвигали по дну. Такой янтарный промысел был довольно удачным, и  привлек внимание деловых людей. Фирма предложила правительству  расчистить фарватер в Куршском заливе от Шварцорта до Мемеля. При этом, по условиям договора, весь найденный янтарь должен был поступать в распоряжение фирмы. Так маленькая рыбацкая деревушка стала первой «столицей» янтарного промысла. Однако через двадцать лет месторождения истощились, и Штантиену и Беккеру пришлось искать новые прииски. В 1881 году Штантиен и Беккер купили в Пальмникене имение у разорившегося барона Гольца и основали там прииск. Это открыло новую страницу в развитии янтарного промысла – его промышленную добычу.

В районе поселка были заложены и шахты, которым дали женские  имена – «Генриетта» и «Анна». Вообще, попытки добывать янтарь шахтным  способом предпринимались и раньше - еще в 1650 году в районе Пальмникена  была заложена первая шахта, но сведений о ней не сохранилось. В начале XVIII века попытки такой добычи предпринимались  в районе поселков Варникен (Лесное), Рантау (Заостровье), Нойкурен (Пионерский) и Лоппенен (Рыбное). Все эти попытки окончились неудачей – тогда не смогли справиться с сильным притоком подземных вод. Шахтам, заложенным Штантиеном и Беккером, тоже не было суждено проработать долго. «Генриетта» из-за малой рентабельности вскоре закрылась. «Анна» немного пережила свою товарку – ее закрыли в 1924 году по той же причине. Правда, к тому времени она уже не принадлежала фирме Штантиена и Беккера - в 1899 году «Анну» у фирмы «Штантиен и Беккер» выкупило государство, за 9 миллионов 700 тысяч марок. Шахта была 18 метров в глубину, ее трапециевидные и прямоугольные треки располагались на семь метров ниже уровня моря. Как правило, они были в самой плодородной части янтароносного слоя. Общая длина штреков составляла несколько километров.  
 
Добыча янтаря в шахтах велась также, как и других горных пород, труд был тяжел и мало механизирован. В непромокаемой одежде и болотных сапогах, с ручными лампами, заправленными маслом, старатели вручную разрабатывали горную породу. Разработанную глину грузили на тяжелые вагонетки и вручную везли к подъемникам. Конную тягу начали применять только в начале XX века. Все работы производились в условиях подтопления штреков подземными водами, их постоянно приходилось откачивать простыми ручными насосами.

Штантиеном и Беккером был опробован и карьерный  способ добычи янтаря – пока зарекомендовавший  себя как самый эффектиный. Карьер «Вальтер» проработал примерно пять десятков лет, и исчерпался только уже  в 70 годах ХХ века. Он был оснащен  многоковшовыми экскаваторами, которые  работали в двух уровнях: первые производили  разработку пустой породы, вторые –  загружали в вагонетки обнажившуюся глауконитовую глину. По периметру  карьера проходила нагорная канава для сбора и отвода поверхностных  вод. Карьер был оборудован сложными инженерными сооружениями для подъема  вагонеток с янтароносной породой  на поверхность. «Предок» современного «Калининградского янтарного комбината» представлял собой сложный промышленный комплекс с теплоцентралью, 60-метровыми  заводскими трубами, водоохладителями, обогатительной фабрикой, складами; слесарными, столярными и кузнечными мастерскими, цехами по переработке янтаря и многими  другими сооружениями. Фирме Морица Беккера янтарная промышленность приносила  дохода 8 миллионов марок золотом  ежегодно, до войны производительность его только росла. Добыча велась даже в годы войны – несмотря на тотальную  мобилизацию, на добыче янтаря продолжали трудиться около четырех с  половиной сотен мужчин, получивших освобождение от призыва на военную  службу. Он был перепрофилирован немцами  на военную службу и производил галантерейные  товары до 1945 года.

 

 

 
       В Кёнигсберге янтарный цех был создан в 1641 г., уже после падения власти Ордена. В двух крупнейших городах Пруссии сформировались глубокие традиции обработки янтаря и сильные художественные школы, весьма отличные друг от друга - в католическом Данциге в изделиях преобладала религиозная направленность (распятия, скульптурные изображения святых, алтари), а мастера протестантского Кенигсберга создавали, преимущественно, предметы светской жизни: подсвечники, шкатулки, кубки , столовые приборы. 

      19 в. стал переломным периодом как в добыче, так и в обработке янтаря: свершился постепенный переход от методов сбора янтаря к способам промышленной добычи, а вместе с тем, закончилась эпоха великих мастеров-одиночек, и наступило время янтарных мануфактур. 

 

 

            

      Перед второй мировой войной на Пальмникенском месторождении добывалось уже примерно 400 тонн янтаря-сырца в год: из них около половины перерабатывалось на Кёнигсбергской янтарной мануфактуре, в которую входили несколько фабрик и мастерских в различных местах Восточной Пруссии. 

  В 1912 г. в здании работало 14 чиновников и 200 рабочих и надзирателей (помимо них 400 женщин работало на дому).

Это  было промышлене обьдинение, включавшее  в себя пальмникенские  заводы,  янтарную фабрику    в Кёнигсберге,  данцигские мастерские по обработке янтаря.  

 
 

    Начав свою деятельность в годы снижения интереса к янтарю, мануфатура сумела  безошибочно выбрать свою нишу на рынке товаров - утилитарные технологичные массовые изделия, и на годы стала прибыльным предприятием.

    
     

 

 

 

 

 

Строительное описание:

 

 

     Мощное угловое трёхэтажное здание выполнено с входным порталом и 8 осями окон, обращёнными к бывшей Заттлергассе, а также 10 осями окон, выходящими к бывшей Кнохенштрассе. Первый этаж — тяжёлый цокольный этаж — расчленяется штучными тёсаными камнями (выполненными из штукатурки). Такие же камни формируют углы и слабо проявленные ризалиты.

Окна 2-го этажа украшены формами итальянского ренессанса и 

перекрыты то фронтонами,       

     то сегментными арками.     

 

Окна верхнего этажа  также имеют формы ренессанса, однако, их декорация более сдержанна. 

Они чаще просто перекрыты  балочкой.      

По поверхностям стен между окнами на обоих высоких  этажах оставлены без штукатурки красные обожённые кирпичи. Завершает  здание консольный карниз. На Заттлергассе выходит тяжёлый портал с фронтоном  и полуколоннами.

Такая роскошная  декорация типична для здания репрезентативного характера времён конца 19-го века. В более мелких размерах мы находим эти формы также  и на богатых виллах того времени. Именно такой тип оформления вызвал на себя первую критику незадолго  до первой мировой войны, которая  после окончания войны дошло  до отрицания всяких форм декорации.  

  

       
     

 
 

   Раньше через портал входящий попадал в небольшую переднюю комнату и оттуда в два боковых помещения или прямо на лестничную клетку с одной изогнутой лестницей. 

 

 

   

   
   
    

    В помещениях, выходящих на Кнохенгассе, и сегодня можно увидеть сложенные из кирпича опоры (см. план), которые дают возможность угадать сквозной характер использования площадей. На верхнем этаже по трактам, обращённым к улице, располагался ход во двор. По уличной стороне располагались ряды помещений бюро.

При восстановлении постройка было переделана под жилую. При этом прежде большие помещения были поделены на очень маленькие комнаты. 

  

    
 

      

 
 

    Даже предварительное помещение на первом этаже являелось  жилой квартирой. Вход теперь есть со двора сбоку от круглой лестничной клетки. На каждом этаже имеется всего лишь один туалет. Высокая крыша с целым рядом четырёхугольных слуховых окон также утеряна. 

Этот дом - единственный сохранившийся в Калининграде пример настоящего двора-колодца.

   
   

И это в  самом центре города  !

 

 

              
 
            

 

 

 

 

 

 

Описание

Это было промышленное объединение, включавшее в себя пальмникенские заводы, янтарную фабрику в Кенигсберге, данцигские мастерские по обработке  янтаря. Начав свою деятельность в  годы снижения интереса к янтарю, мануфактура  сумела безошибочно выбрать свою нишу на рынке товаров — утилитарные технологичные массовые изделия, и на годы стала прибыльным предприятием.  
Сейчас здание бывшей Кёнигсбергской янтарной мануфактуры располагается на ул. Портовая, 3. Этот дом — единственный сохранившийся в Калининграде пример настоящего двора-колодца.  
Здание 1899 года постройки. 
«Мощное угловое трёхэтажное здание выполнено с входным порталом и 8 осями окон, обращёнными к бывшей Заттлергассе, а также 10 осями окон, выходящими к бывшей Кнохенштрассе.  
Первый этаж — тяжёлый цокольный этаж — расчленяется штучными тёсаными камнями (выполненными из штукатурки). Такие же камни формируют углы и слабо проявленные ризалиты.  
Окна 2-го этажа украшены формами итальянского ренессанса и перекрыты то фронтонами, то сегментными арками.  
Окна верхнего этажа также имеют формы ренессанса, однако, их декорация более сдержанна. Они чаще просто перекрыты балочкой. 
По поверхностям стен между окнами на обоих высоких этажах оставлены без штукатурки красные обожённые кирпичи. Завершает здание консольный карниз. На Заттлергассе выходит тяжёлый портал с фронтоном и полуколоннами.  
Такая роскошная декорация типична для здания репрезентативного характера времён конца 19-го века. В более мелких размерах мы находим эти формы также и на богатых виллах того времени.  
Именно такой тип оформления вызвал на себя первую критику незадолго до первой мировой войны, который после окончания войны дошел до отрицания всяких форм декорации.  
Раньше через портал входящий попадал в небольшую переднюю комнату и оттуда в два боковых помещения или прямо на лестничную клетку с одной изогнутой лестницей.  
В помещениях, выходящих на Кнохенгассе, и сегодня можно увидеть сложенные из кирпича опоры, которые дают возможность угадать сквозной характер использования площадей. На верхнем этаже по трактам, обращённым к улице, располагался ход во двор. По уличной стороне располагались ряды помещений бюро.  
В 1912 г. в здании работало 14 чиновников и 200 рабочих и надзирателей (помимо них 400 женщин работало на дому).  
Государственная янтарная мануфактура в Кёнигсберге была основана в 1926 году. В здании располагались сортировочная фабрика, цех прессования и дирекция. 
При восстановлении постройка было переделана под жилую. При этом прежде большие помещения были поделены на очень маленькие комнаты.  
Даже предварительное помещение на первом этаже является теперь жилой квартирой. Вход теперь есть со двора сбоку от круглой лестничной клетки. На каждом этаже имеется всего лишь один туалет. Высокая крыша с целым рядом четырёхугольных слуховых окон также утеряна.  
(Балдур Кёстер. Перевод Алексея Шабунина.)  
 
После войны в здании распологалась воинская часть и общежитие. ВЧ законсервированна в 2006 году, а общежитие было расселено в 2009 году. Стояли машины и ходит слух, что обитали секретчики. Доставляет сохранившееся 3-х мерная карта города во всю стену. Общежитие ичасть соеденены между собой. В настоящее время на КПП воинской части кто то есть. Но при зопале пожурят и отпустят.  
На 2011 год судьба неизвестна, хотя здание и находитсяв собственности МО. 
 
14 мая 2011 года сдание частично подгорело.

Информация о работе Янтарь