Эволюция системы знаний в химии: учение о составе вещества, структурная химия, концепция химических процессов, эволюционная химия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:21, реферат

Краткое описание

Химия — наука о составе, внутреннем строении и превращении вещества, а также о механизмах этих превращений.
Практически ежедневно каждый человек может наблюдать, как те или иные вещества подвергаются различным изменением: железный предмет под воздействием влаги покрывается ржавчиной, опавшие листья деревьев постепенно истлевают, превращаясь в перегной, и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….…..3
Глава1. Учение о составе вещества………………………………………….…........4
1.1 Концепция химического элемента…………………………….….....4
1.2 Концепция химических соединений…………………………….…..7
1.3 Проблема создания новых материалов…………………………..….8
Глава 2. Структурная химия………………………………………………………...10
Глава 3. Учение о химическом процессе…………………………………...………13
3.1 Субстратный подход к проблеме биогенеза…………………….….22
3.2 Функциональный подход в эволюционной химии…………...……24
Заключение……………………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат химия.docx

— 69.08 Кб (Скачать файл)

Таким образом, возникновению  эволюционной химии способствовали исследования в области моделирования  биокатализаторов-ферментов. Для освоения опыта живой природы и реализации полученных знаний в промышленности химики наметили ряд перспективных путей.

Во-первых, химики ведут исследования в области металлоком-плексного  катализа, который обогащается приемами, используемыми живыми организмами  в реакциях с участием ферментов.

Во-вторых, ученые пытаются моделировать биокатализаторы. Уже  удалось создать модели многих ферментов, которые извлекаются из живой  клетки и используются в химических реакциях. Но проблема осложняется  тем, что ферменты, устойчивые внутри живой клетки, вне клетки быстро разрушаются.

В-третьих, развивается химия  иммобилизованных систем. При этом ферменты, выделенные из живого организма, закрепляются на твердой поверхности  путем адсорбции. Пионером в этой области выступил русских химик  И.В. Березин. Благодаря его исследованиям  биокатализаторы стали стабильными, устойчивыми в химических реакциях, появилась возможность их многократного  использования.

В-четвертых, глобальной целью  современной химии является решение  самой широкой задачи — освоение и использование всего опыта  живой природы. Это позволит химикам  создать полные аналоги живых  систем, в которых будут синтезироваться  самые разнообразные вещества. Таким  образом, человечество получит в  свое распоряжение принципиально новые  химические технологии.

Зарождение эволюционной химии произошло в 1960-е гг., когда  были открыты случаи самосовершенствования  катализаторов в ходе реакции, тогда  как обычно в процессе работы они  дезактивировались, ухудшались и выбрасывались. Так химики обратили внимание на процессы самоорганизации в химических системах, подняв тем самым химию на качественно  новый уровень. При этом впервые  было обращено внимание на существование  в природе химических систем разной степени сложности, а также на процесс перехода от химических систем к биологическим.

Изучение процессов самоорганизации  в химии привело к формированию двух подходов к анализу предбиологических  систем: субстратного и функционального.

3.1 Субстратный подход к проблеме биогенеза

В рамках субстратного подхода  было отмечено, что при переходе к простейшим формам жизни шел  особый дифференцированный отбор лишь таких химических элементов и  их соединений, которые являются основным строительным материалом для образования  биологических систем. Эти элементы в химии получили название органогенов.

Результатами такого подхода  стала информация об отборе химических элементов и структур, который  оказался подобным биологической эволюции. В настоящее время наукой открыто 110 химических элементов. Большинство из них попадает в живые организмы и участвует в их жизнедеятельности. Однако основу жизнедеятельности обеспечивают только шесть химических элементов-органогенов — углерод, водород, кислород, азот, фосфор и сера. Их суммарная весовая доля в структуре живого организма составляет 97,4%. За ними следуют 12 элементов, которые принимают участие в построении многих физиологически важных компонентов биологических систем (натрий, калий, кальций, магний, алюминий, железо, кремний, хлор, медь, цинк, кобальт, никель). Их весовая доля в организме составляет 1,6%. Кроме того, существует еще 20 элементов, участвующих в построении и функционировании отдельных узкоспецифических биосистем, весовая доля которых составляет около 1%. Все остальные элементы в построении биосистем практически не участвуют.

Общая химическая картина  мира также весьма убедительно свидетельствует  об отборе химических соединений. В  настоящее время химической науке известно около 8 млн. химических соединений. Из них подавляющее большинство (96%) составляют органические соединения, которые образованы на основе все тех же 6—18 элементов. А из остальных 90 химических элементов природа создала всего лишь около 300 тысяч неорганических соединений. Из миллионов органических соединений в построении живого участвуют лишь несколько сотен. Из 100 известных аминокислот в состав белков входит только 20. Лишь по четыре нуклеотида ДНК и РНК лежат в основе всех сложных полимерных нуклеиновых кислот, ответственных за наследственность и регуляцию белкового синтеза в любых живых организмах.

Химикам важно понять, каким  образом из минимума химических элементов  и химических соединений образовались сложнейшие биосистемы. Без этого  ученые не смогут приспособить к своим  нуждам простые химические системы  и получить из них более сложные  соединения.

Можно предположить, что  определяющими факторами в отборе химических элементов при формировании органических систем, а тем более  биосистем, выступают условия соответствия этих элементов определенным требованиям:

  • способность образовывать прочные и, следовательно, энергоемкие связи;
  • эти связи должны быть лабильными (изменчивыми), способными к образованию новых разнообразных связей.

Данным условиям отвечает углерод — органоген номер  один. Он, как никакой другой элемент, способен вмещать и удерживать внутри себя самые редкие химические противоположности, реализовывать их единство, выступать в качестве носителя внутреннего противоречия.

Азот, фосфор и сера как  органогены, а также железо и магний, составляющие активные центры ферментов, также лабильны. Кислород и водород  свойством лабильности обладают в меньшей мере, поэтому являются носителями окислительных и восстановительных  процессов.

Сегодня также ясно, что  в ходе эволюции отбирались те структуры, которые способствовали резкому  повышению активности и селективности  действия каталитических групп. Есть уже  и некоторые выводы:

  • на ранних этапах химической эволюции органического мира катализ отсутствовал. Условия высоких температур (выше 5000 К), электрических разрядов и радиации, с одной стороны, препятствовали образованию конденсированного состояния вещества, а с другой — с лихвой перекрывали те порции энергии, которые необходимы для протекания большинства реакций;
  • первые проявления катализа начались при смягчении условий и образовании первичных твердых тел;
  • роль катализаторов возрастала по мере того, как физические условия приближались к земным. Но общее значение катализа вплоть до образования более или менее сложных органических молекул все еще не могло быть высоким;
  • после того, как был накоплен определенный количественный минимум органических и неорганических соединений, прежде всего Сахаров и аминокислот, роль катализа начала резко возрастать.

3.2 Функциональный подход в эволюционной химии

В рамках функционального  подхода также изучается роль катализа и выявляются законы, которым  подчиняются процессы самоорганизации  химических систем. Было отмечено, что  ведущую роль на предбиологической  стадии эволюции играл катализ. Роль каталитических процессов усиливалась  по мере усложнения состава и структуры  химических систем. Именно на этом основании  некоторые ученые напрямую стали  связывать химическую эволюцию с  самоорганизацией и саморазвитием  каталитических систем. Иными словами, такая эволюция если не целиком, то в значительной мере связана с  процессами самоорганизации каталитических систем.

Исходя из этого профессор  МГУ А.П. Руденко выдвинул теорию саморазвития открытых каталитических систем. Очень скоро она была преобразована в общую теорию химической эволюции и биогенеза. В ней решены вопросы о движущих силах и механизмах эволюционного процесса, т.е. о законах химической эволюции, отборе элементов и структур и их причинной обусловленности, о высоте химической организации и иерархии химических систем как следствии эволюции.

Сущность данной теории состоит  в том, что химическая эволюция представляет собой саморазвитие каталитических систем, а, следовательно, эволюционирующим веществом являются катализаторы, а не молекулы. Выше мы упоминали, что при катализе идет реакция химического взаимодействия катализатора и реагентов с образованием промежуточных комплексов со свойствами переходного состояния. Именно такой промежуточный каталитический комплекс Руденко назвал элементарной каталитической системой. Если в ходе реакции идет постоянный приток новых реактивов извне и отвод готовой продукции, а также выполняются некоторые дополнительные условия, то реакция может идти неограниченно долго, находясь на одном и том же стационарном уровне. Такие многократно возобновляемые комплексы являются элементарными открытыми каталитическими системами.

Саморазвитие, самоорганизация  и самоусложнение каталитических систем происходит за счет постоянного притока  трансформируемой энергии. А так  как основным источником энергии  является базисная реакция, то максимальное эволюционное преимущество получают каталитические системы, развивающиеся на базе экзотермических  реакций. Таким образом, базисная реакция  — не только источник энергии, но и  орудие отбора наиболее прогрессивных  эволюционных изменений катализаторов.

Тем самым Руденко сформулировал основной закон химической эволюции, согласно которому с наибольшей скоростью и вероятностью реализуются те пути эволюционных изменений катализаторов, которые связаны с ростом их абсолютной каталитической активности. При этом по параметру абсолютной каталитической активности складываются механизмы конкуренции и естественного отбора.

Возникает явление автокатализа, при котором продукты реакции  выступают как катализаторы, ускоряющие дальнейшее протекание реакции. При  этом реакция становится саморазвивающейся, и элементарная открытая каталитическая система подходит к первому пределу в своем развитии, когда рост скорости базисной реакции начинает ограничиваться постоянной температурой системы. Тогда некоторые элементарные каталитические центры становятся способными осуществлять не один, а несколько циклов базисной реакции.

На следующем этапе  развития элементарной каталитической системы скорость реакции начинает ограничиваться концентрацией реагирующих  веществ. При этом система подходит ко второму пределу в своем  развитии, который преодолевается с  помощью пространственного дублирования каталитических систем, их разъединения и дальнейшего самостоятельного существования. А самовоспроизведение (точное пространственное дублирование) является признаком не химической, а биологической эволюции. Именно так с матричных молекул ДНК  считывается наследственная информация и на этой основе строится новая  молекула. Таким образом, второй кинетический предел саморазвития элементарных открытых каталитических систем является пределом добиологической химической эволюции. После этого возможности добиологической эволюции, проходящей по законам химии, исчерпываются, и начинается эволюция биологическая.

Практическим следствием теории саморазвития открытых каталитических систем является так называемая нестационарная кинетика, которая занимается теорией  управления нестационарными процессами — реакциями с меняющимися  условиями. Сегодня исследователи  приходят к выводу, что стационарный режим, надежная стабилизация которого казалась залогом высокой эффективности  промышленного процесса, является лишь частным случаем нестационарного  режима. При этом было обнаружено множество  нестационарных режимов, способствующих интенсификации реакции.

Заключение

Таким образом, рассмотренные  концепции химии позволяют говорить о существовании химической картины  мира, т.е. такого взгляда на природу  с точки зрения химии, в котором  определяются место и роль химических объектов и процессов в реальном природном многообразии. Ее содержанием  является:

  • обобщенное знание эпохи о том, что представляют собой объекты живой и неживой природы с точки зрения их химического содержания. Сюда входит учение о многообразии частиц вещества и его химической организации;
  • представление о едином происхождении всех основных типов природных объектов, их естественной эволюции;
  • зависимость химических свойств природных объектов от их структуры;
  • общие закономерности природных процессов как процессов химического движения — взаимодействия реагирующих веществ друг с другом и окружающей средой;
  • знание о специфических объектах, синтезируемых в практической деятельности химиков.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Васильева Т.С., Орлов В.В. Химическая форма материи. М., 1983.
  2. Данцев А.А. Философия и химия. Ростов-на-Дону, 1991.
  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А Начала химии М., 1997.
  4. Пиментпел Дж., Кунрод Дж. Возможности химии сегодня и завтра. М., 1992.
  5. Поллер 3. Химия на пути в третье тысячелетие. М., 1982.
  6. Соловьев Ю.И., Курашов В.И. Химия на перекрестке наук. М, 1989.
  7. Фигуровский Н.А. История химии. М., 1979.
  8. Химия и мировоззрение. М., 1986.
  9. Хомченко Т.П. Химия для поступающих в вузы. М., 1996.
  10. Эмсли Дж. Элементы. М., 1993.

Информация о работе Эволюция системы знаний в химии: учение о составе вещества, структурная химия, концепция химических процессов, эволюционная химия