Химический состав школьного мела различных типов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 09:03, научная работа

Краткое описание

Цель работы: Определить химический состав школьного мела различных типов, используемого в Гимназии №1 г.Артемаи выяснить особенности влияния его влияния на здоровье учителей.
Задачи:
С помощью социологического опроса выяснить какое влияние оказывает на учителей работа с мелом;
Выяснить, какой состав и качество мела может быть;
Исследовать школьный мел на примеси тяжелых металлов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..….…………3
Цель …………………………………………………………………………………………………………….3
Задачи……………………………………………………………………………………………………….…3
Актуальность темы……………………………………………………………………………..………3
Практическая значимость…………………………………………………………………………..3
Новизна ………………………………………………………………………………………………...…….3
Физико-химический состав…………………………………………………………………..…….4
Опят №1………………………………………………………………………………………………...…….4-5
Сфера применения………………………………………………………………………………………5
Марка мела и их назначения……………………………………………………………………..…6
Мел который используется в нашей школе………………………………………….…….7
Производители школьного мела……………………………………………………………….7-9
Действие мела на организм…………………………………………………………………………9
Основные показатели качества……………………………………………………………..……10
Качественный анализ мела……………………………………………………………………..…..11-12
Социологический опрос среди учителей……………………………………………...…….13-16
Вывод……………………………………………………………………………………………………….….17
Рекомендации……………………………………………………………………………………………..17
Литература……………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

исследовательская по химии.docx

— 211.88 Кб (Скачать файл)

 

Действие мела на организм человека.

Чтобы выявить действие мела на организм  человека,я проконсультиролась с врачом - терапевтом Яковенко Т.М.Мнение специалиста. «Мел, поступающий в наши школы, должен соответствовать ГОСТу 72, поэтому содержать вредных веществ не должен. Действие его на организм обусловлено  индивидуальными особенностями каждого человека. Как и любая пыль, меловая пыль накапливается в дыхательных путях, вызывая раздражения. Отсюда могут быть такие симптомы, как: кашель, першение в горле, чихание. Пострадать может и сверхчувствительная кожа. Руки могут чесаться, кожа сохнуть. У людей с пониженным содержанием железа может наблюдаться  «странное» гастрономическое пристрастие, например, поедание  мела. Такой феномен часто наблюдается у беременных женщин и  детей.

 

Рекомендации:

  Для уменьшения отрицательных  последствий, которые появляются  при постоянном контактен с  мелом, рекомендуем учителям города:

      -     во время работы чаще мыть  руки со смягчающим туалетным  мылом    ( «Глицериновое»,  «Ланолиновое»,  «Вазелиновое», «Молочное»);

- после каждой учебной смены смазывать руки увлажняющим кремом для рук;

- стирать мел с доски только влажной тряпкой;

- промывать тряпку как можно чаще;

- использовать мел только хорошего качества.

Основные показатели качества

При изучении литературы по данной теме мы выявили следующие показатели, которыми должен обладать мел, используемый в школах:

IОчевидные:

1) Крошится при письме 

2) Пачкает руки 

3) Чистота  (белый)

4) Твердые вкрапления

 

IIНе очевидные:

1) Отсутствие следов клея  ПВА 

2) Использование очищенной  воды

3) Качество красителей 

4) Отсутствие примесей, содержащих  тяжелые металлы.

Данные показатели исследуемых  образцов привели в таблице «Основныепоказатели  качества мела».

 

Таблица «Основные  показатели качества мела»

 

Мел

Цвет

Сыпучесть

Маркость

Твёрдые вкрапления

Твёрдый, мягкий

Кусковой

Серо - белый

Средняя

Средняя

Имеются

Твёрдый

Круглый

Белый

Большая

Большая

Отсутствуют

Мягкий

Прямоугольный

Белый

Средняя

Средняя

Отсутствуют

Твёрдо - мягкий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Качественный анализ мела»

 

Ход работы

Оборудование  и реактивы:

  1)микроскоп; 2)предметное стекло; 3)пипетка; 4)штатив лабораторный с кольцом и муфтой; 5)воронка; 6)пробка с газоотводной трубкой; 7)ступка с пестиком; 8)химический стакан; 9)пробирки; 10)фильтровальная бумага; 11)стеклянные палочки; 12)образцы школьного мела; 13)дистиллированная вода; 14)известковая вода; 15)соляная кислота (разб.); 16)фарфоровая ложечка; 17)спиртовка; 18)спички; 19)пинцет; 20)спиртовый раствор йода; 21)тиосульфат натрия;  22)йодид калия.

Распознавание карбонат - анионов (СО32-).

В  пробирку внесли несколько  кусочков мела и прилили небольшое  количество разбавленной соляной кислоты  HCl. Быстро закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустили в другую пробирку, в которой находится 2 – 3 мл известковой воды. Несколько минут наблюдали, как через известковую воду походят пузырьки углекислого газа. Известковая вода помутнела. Следовательно, в состав мела входят карбонат - анионы (СО32-).

СаСО3 + 2HCl → СаCl2 + СО2↑ + Н2О

СО32- + 2Н+ → СО2↑ + Н2О

СО2 + Са(ОН)2 → СаСО3↓ + Н2О

       Распознавание крахмала.

Крахмал мы обнаруживали с  помощью спиртового раствора йода.

На исследуемые кусочки  мела нанесли по 2 – 3 капли раствора йода. Окраска раствора йода изменилась с круглым мелом (цвет синий). С  остальными образцами мела окраска  спиртового раствора йода не менялась.

 

Микрокристаллическая  реакция на гипс.

 

Каждый исследуемый образец  мела измельчили в ступке и массу 1 грамм растворили  в 2 мл. дистиллированной воды. Тщательно перемешали полученный раствор стеклянной палочкой. Полученный раствор профильтровали. Затем каплю  фильтрата поместили на предметное стекло и рассмотрели под микроскопом. В процессе высыхания капли растут кристаллики гипса (если он входит в  состав мела), имеющие форму характерных  иголок и игольчатых друз.

Определение катионов кальция (Са2+).

Небольшие кусочки мела каждого  исследуемого образца прокалили  в пламени спиртовки. Пламя спиртовки  приобрело  красно – оранжевую  окраску у каждого образца  мела, что подтверждает наличие катионов кальция.

 

Результаты исследования занесли в таблицу.

     реактив

 

 

мел

Пламя окрашено в оранжевый  цвет

Выделение углекислого газа

Наличие гипса

Наличие крахмала при нагревании

Раствор йода окрашен в  синий цвет

№1кусковой

 

№2круглый 

 

№3прямоугольный

        +

 

        +

 

         +

Бурно

 

Медленно

 

Очень медленно

         +

 

          _

 

          +

       -

 

      +

 

         _

        _

 

       +

 

         _    

 


 

Вывод: Образцы мела все содержат ионы кальция и карбонат ион, следовательно, там присутствует CaCO3. Из примесей мы нашли гипс и крахмал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социологический опрос среди учителей.

Анкета 

1. Довольны ли вы качеством  мела?

А) Да                    

Б) Нет

 

2. Что вы из перечисленного  испытываете при работе с мелом? 

А) Пачкается рука

Б) Сухость кожи рук

В) Слоение ногтевой пластины

Г) Трескается кожа рук

Д) Ничего

 

3.Какие вы испытываете  ощущения на дыхательную систему  при работе с мелом?

А) Кашель

Б) Першение в горле 

В) Чихание

Г) Приступ астмы

Д) Не испытываете

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 1

Ответы

Процент, %

Да

0

Нет

100


 

 

Диаграмма №1

 

Таблица № 2

Что вы из перечисленного испытываете при  работе с мелом?

Ответы

Процент, %

Пачкается рука

100

Сухость кожи рук

92

Слоение ногтевой пластины

80

Трескается кожа рук

10

Ничего

0


 

Диаграмма №2

 

Таблица № 3

Какие вы испытываете ощущения на дыхательную  систему

 при  работе с мелом?

Ответы

Процент, %

Кашель 

9

Першение в горле

7

Чихание

7

Приступ астмы

0

Не испытываете

0


 

Диаграмма №3

 

 

 

Проанализировав анкеты учителей нашей школы, мы пришли к выводу, что качество школьных мелков учителей не устраивает, т.к. у некоторых учителей есть отрицательные последствия: аллергия на мел, ломкость ногтей, сухость рук, кашель. Также мел иногда не пишет или сыпется.

Вывод: постоянная работа с мелом вызывает сухость кожи рук и кашель, которые со временем могут привести к заболеваниям аллергического характера.

Наши  рекомендации: для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, рекомендуем учителям нашей школы

1)во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом: «глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое» и «молочное»;

2)после каждого урока смазывать руки увлажняющим кремом для рук;

3)стирать мел с доски только влажной тряпкой;

4)промывать тряпку для стирания мела как можно чаще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

1.Мел имеет большое  практическое значение, т.к. применяется  в сахарной, резиновой, бумажной, стекольной промышленностях, в  получении соды, приготовлении школьных  мелков и т.д.

2.Исследуя мелки в нашей  школе, мы узнали, что они состоят  из карбоната кальция (природный  мел), гипса и крахмала.

3.Анализируя анкеты учителей  нашей школы, мы пришли к  выводу, что школьный мел может  оказывать отрицательное влияние  на здоровье, но несмотря на  это, меловые доски в настоящее  время являются самыми безопасными  для здоровья, т.к. маркерные доски  могут выделять эфиры и вызывать  астму, а интерактивные доски  дают излишнее напряжение на  глаза.

 

Рекомендации.

 

На основе проведенных  исследований  можно дать следующие  рекомендации:

 

1)После работы с мелом, по окончанию урока, мыть руки туалетным мылом, который увлажняет кожу («Глицериновое», «Ланолиновое», «Вазелиновое», «Молочное», «DOVE»)

2)Доску в классе протирать только влажной салфеткой во избежание попадания пыли мела в верхние дыхательные пути.

3)Перед работой с мелом на кожу рук наносить крем, обладающим защитными свойствами («Силиконовый», «Гидрофобный», «Детский»).

4)В период между работами с мелом на кожу рук и ногтевой пластины наносить любой питательный крем.

5)Использовать мел только хорошего качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Большая серия знаний (химия),Соврем.педагогика,Москва,2002г.

2.Химия. Новое учебное  пособие, Издательство Феникс, Ростов  на Дону,2004г.

3.Энциклопедия юного химика, Москва.2002

4.Я познаю мир (химия), «Издательство АСТ» Москва,1999г.

5. Оржековский П.А., Титов  Н.А., Костенчук И.А. Организация  творческого сотрудничества учащихся  на практических занятиях. Химия  в школе, 1995, N1

6. http://www.jiganoff.ru/objects/5.htm

7. http://www.newchemistry.ru/printletter.php?n_id=5935

8. http://potomy.ru/school/542.html

 


Информация о работе Химический состав школьного мела различных типов