Основные классы неорганических соединений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Так в нашей школе уже традиционно в ноябре месяце ежегодно проводится, так называемый, день дублёра. В этот день все уроки ведут учащиеся 11 классов, из их же числа выбирается и администрация школы. Самые разнообразные темы выбирают учащиеся при проведении уроков химии. Эта тема, на мой взгляд, не сложна и не занудна, вполне доступна для изложения хорошо подготовленным учащимся классной аудитории. Попробуйте доверить изложение этого материала учащемуся – дублёру для всего класса, а на следующий день проверьте степень его усвоения. Поделитесь своими наблюдениями с учеником, проводившим урок, поинтересуйтесь его мнением по поводу проведённого урока.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные классы неорганических соединений.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Основные  классы неорганических соединений

ВВЕДЕНИЕ.

Данная  разработка включает лекционный материал по теме “Основные классы неорганических соединений”. На изложение материала  отводится один урок, причём данный урок является уроком обобщением изученного материала. В 8 классе, учащиеся уже достаточно подробно ознакомлены с классами неорганических соединений, их свойствами и способами получения соединений. Предлагаемый авторский вариант лекции целесообразно провести в 11 классе, на выходе учащихся из школы, в рамках закрепления уже изученного материала. Тем более что эта тема включена в вопросы экзаменационных билетов, как за курс средней школы, так и экзаменационных билетов ВУЗов, в том числе и ВУЗов химического направления. Учитель последовательно излагает приведённый в разработке материал, используя в качестве наглядного пособия стандартную таблицу “Кислоты” (в которой не только приведены формулы кислот и кислотных остатков, изучаемых в школьном курсе химии, но и даны названия солей, образуемых этими кислотами, валентности кислотных остатков и т.д.). А так как данный урок является уроком повторением изученного материала, то в процессе изложения материала, учитель может периодически вызывать учащихся к доске и просить написать уравнения той или иной реакции, например, получения средней соли, оценивая по ходу урока знания учащихся. Творчески работающий учитель может поэкспериментировать с данным материалом и предложить провести обобщающий урок – повторение заинтересованному учащемуся, а сам выступить в роли наблюдателя. Наверняка в каждом классе найдётся нестандартная личность, увлечённая химией, фанатично преданная своему учителю и возможно мечтающая о поступлении на химический факультет местного педагогического ВУЗа. Этот урок и будет, что называется “картами в руки”, пробой сил учащегося, психологической проверкой на способность к преподаванию столь сложной дисциплины, как химия!

Так в нашей школе уже традиционно  в ноябре месяце ежегодно проводится, так называемый, день дублёра. В этот день все уроки ведут учащиеся 11 классов, из их же числа выбирается и администрация школы. Самые разнообразные темы выбирают учащиеся при проведении уроков химии. Эта тема, на мой взгляд, не сложна и не занудна, вполне доступна для изложения хорошо подготовленным учащимся классной аудитории. Попробуйте доверить изложение этого материала учащемуся – дублёру для всего класса, а на следующий день проверьте степень его усвоения. Поделитесь своими наблюдениями с учеником, проводившим урок, поинтересуйтесь его мнением по поводу проведённого урока.

Щёлочи  образуют лишь 10 элементов  периодической системы  химических элементов  Д. И. Менделеева: 6 щелочных металлов – литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций и 4 щелочноземельных металла – кальций, стронций, барий, радий.

В). Кислоты – сложные вещества, образованные одним или несколькими атомами водорода, соединёнными с кислотным остатком.

Таблица “Формулы, названия кислот и кислотных остатков”.

Кислота

Кислотный остаток.

название

формула

название 

формула

Соляная (хлороводородная)

HCl

Хлорид

Cl

Плавиковая (фтороводородная)

HF

Фторид

F

Бромоводородная

HBr

Бромид

Br

Иодоводородная

HI

Иодид

I

Хлорноватистая

HClO

Гипохлорит

ClO

Хлорноватая

HClO3

Хлорат

ClO3

Хлорная

HClO4

Перхлорат

ClO4

Азотистая

HNO2

Нитрит

NO2

Азотная

HNO3

Нитрат

NO3

Сероводородная

H2S

Сульфид

Гидросульфид 

S2

HS

Сернистая

H2SO3

Сульфит

Гидросульфит

SO3 2 –

HSO3

Серная

H2SO4

Сульфат

Гидросульфат

SO4 2 –

HSO4

Угольная

H2CO3

Карбонат

Гидрокарбонат

СО3 2 –

НСО3

Кремниевая

H2SiO3

Силикат

SiO3 2 –

Ортофосфорная

H3PO4

Ортофосфат

Гидроортофосфат

Дигидроортофосфат

РО4 3 –

НРО4 2 –

Н2РО4

Муравьиная

НСООН

Формиат

НСОО

Уксусная

СН3СООН

Ацетат

СН3СОО


Г). Соли – сложные вещества, образованные атомами металлов, соединёнными с кислотными остатками.

                                                                                       

  двойной сульфат  калия и алюминия

Чтобы правильно назвать  кислую соль необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидро- или дигидро- в зависимости от числа атомов водорода, входящих в состав кислой соли.

Например, KHCO3 – гидрокарбонат калия

КH2PO4 – дигидроортофосфат калия

Нужно помнить, что кислые соли могут образовывать двух и более основные кислоты, как кислородсодержащие, так и бескислородные кислоты.

Чтобы назвать основную соль необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидроксо- или дигидроксо- в зависимости от числа ОН - групп, входящих в состав соли.

Например, (CuOH)2CO3 - гидроксокарбонат меди (II)

Нужно помнить, что  основные соли способны образовывать лишь основания, содержащие в своём  составе две и  более гидроксогрупп.

Однако, следует понимать, что многие из кислых и основных солей  могут существовать лишь только теоретически, реально же в растворах такие соли, как правило, нестабильны.

Основные  способы получения  солей разных типов:

  1. Нормальных (средних):

3КОН  + Н3РО4 = К3РО4 + 3Н2О

Основание и кислота  взяты для взаимодействия в стехиометрических  количествах (т.е. реагируют  друг с другом без остатка).

Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2

CuO + 2HCI = CuCI2 + H2O

Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2

Fe + S = FeS

CuSO4 + Zn = Cu v+ ZnSO4

K2O + SO3 = K2SO4

CuOHCI + HCI = CuCI2 + H2O

KHCO3 + KOH = K2CO3 + H2O

2KOH + SO3 = K2SO4 + H2O

CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cuv

Na2CO3 + SO2 = Na2SO3 + CO2^

  1. Кислых:

2КОН  + Н3РО4 = К2НРО4 + 2Н2О 
мало        много    гидрофосфат калия

ОН + Н3РО4 = КН2РО4 + Н2О 
Очень мало оч. много    дигидрофосфат калия

Для получения кислых солей кислота  берётся в избытке, а основание в  недостатке.

К2О + Н3РО4 = К2НРО4 + Н2О 
Мало     Много     гидрофосфат калия

К2О + 2Н3РО4 = 2КН2РО4 + Н2О 
Очень мало Очень много дигидрофосфат калия

K2CO3 + H3PO4 = K2HPO4 + H2O + CO2  
мало       много          гидрофосфат калия

K2CO3 + 2H3PO4 = 2KH2PO4 + H2O + CO2  
Очень мало оч. много дигидрофосфат калия

K2HPO4 + H3PO4 = 2KH2PO4

(СuOH)2SO4 + 3H2SO4 = 2Cu(HSO4)2 + 2H2
дигидроксосульфат меди (11)      гидросульфат меди (11)

(AI(OH)2)2SO4 + 5H2SO4 = 2AI(HSO4)3 + 4H2
дигидроксосульфат алюминия          гидросульфат алюминия

AlOHSO4 + 2H2SO4 = AI(HSO4)3 + H2
гидроксосульфат алюминия      гидросульфат алюминия

Mg + 2H2SO4 = Mg(HSO4)2 + H2  
мало     много          гидросульфат магния

2Ca(H2PO4)2 + (CaOH)3PO4 = 5CaHPO4 + 3H2
гидроортофосфат кальция

K2O + SO3 + H2O = 2KHSO4 
гидросульфат калия

Fe + 2H2SO4 = Fe(HSO4)2 + H2
много гидросульфат железа (II)

KOH + SO3 = KНSO4

  1. Основных:

Al(OH)3 + 2HCI = AlOHCI2 + 2H2
много              мало          гидроксохлорид алюминия

AI(OH)3 + HCI = Al(OH)2CI + 2H2
очень много очень мало      дигидроксохлорид алюминия

Для получения  основных солей основание  берётся в избытке, а кислота в  недостатке.

AIOHCI2 + AI(OH)3 = 2AI(OH)2CI 
гидроксо хлорид алюминия      дигидроксо хлорид алюминия

AI(HSO4)3 + 2AI(OH)3 = 3AI(OH)SO4 + 3H2
гидросульфат алюминия          гидроксосульфат алюминия

AI(HSO4)3 + 5AI(OH)3 = 3(AI(OH)2)2SO4 + 3H2
гидросульфат алюминия              дигидроксосульфат алюминия

AI(HSO4)3 + 2(AI(OH)2)2SO4 = 5AI(OH)SO4 + 4H2O

  1. Двойных:

КОН + 2NaOH + H3PO4 = KNa2PO4 + 3H2
  
                                            двойной фосфат калия и натрия

K2O + 2Na2O + 2H3PO4 = 2KNa2PO4 + 3H2O

3Mg + 3Zn + 4H3PO4 = Mg3Zn3(PO4)4 + 6H2  
                                                   
двойной фосфат магния и цинка

K2CO3 + 2Na2CO3 + 2H3PO4 = 2KNa2PO4 + 3H2O + 3CO2

Основные классы неорганических соединений и типы химических реакций

Основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания  и соли. Номенклатура неорганических соединений

Оксиды_ - это соединения элементов  с кислородом. По химическим свойствам они подразделяются на солеобразующие и несолеобразующие. Солеобразующие оксиды в свою очередь подразделяются на основные, кислотные и амфотерные. Основным оксидам отвечают основания, кислотным - кислоты. Амфотерным оксидам отвечают гидраты, проявляющие и кислотные, и основные свойства.

Примерами основных оксидов могут  служить оксид кальция СаО  и оксид магния MgO. Оксид кальция  взаимодействует с водой, образуя  гидро-ксид кальция Са(ОН)2:

СаО + Н2О = Са(ОН)2.

Оксид магния малорастворим в воде; однако ему соответствует основание - гидроксид магния Mg(OH)2, который можно получить из оксида магния косвенным путем.

Примерами кислотных оксидов могут  служить триоксид серы SO3 и диоксид  кремния SiO2. Первый из них взаимодействует  с водой, образуя серную кислоту H2SO4:

SO3 + Н2О = H2SO4.

Диоксид кремния с водой не взаимодействует, но ему соответствует кремниевая кислота H2SiО3, которую можно получить из SiO2 косвенным путем.

Кислотные оксиды можно получить из кислот, отнимая от них воду. Поэтому их называют также ангидридами кислот или просто ангидридами.

К несолеобразующим оксидам относится, например, оксид азота (I) N2О. Нет такой  кислоты или основания, которые  отвечали бы этому оксиду.

Существуют различные номенклатуры оксидов. До сих пор в промышленности могут использоваться устаревшие термины русской номенклатуры.

Согласно международной номенклатуре (которой пользуются в настоящее  время и отечественные химики) все соединения элементов с кислородом (за исключением пероксидов) называются оксидами. При этом для элементов переменной валентности в скобках римскими цифрами указывается валентность, которую элемент проявляет в данном оксиде. Так, СаО называется оксид кальция, а Сu2О и СuО - оксид меди (I), оксид меди (II). По отечественной номенклатуре оксиды состава ЭО2 или ЭО3 называют также, соответственно, диоксидами и триоксидами.

Информация о работе Основные классы неорганических соединений