Алхимия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:04, реферат

Краткое описание

А вот естествознание напротив, старается отстраниться от духовности и объяснить всё происходящее в мире материальным путём.
Так можно ли сказать, что алхимия является «родителем» естественных наук? Какие она имеет с ними сходства, и какие отличия? Для того чтобы ответить на этот вопрос нам нужно узнать, что же такое алхимия и что такое естествознание. А затем определить значение алхимии в становлении естественных наук.

Содержание

Введение
1. Алхимия……………………………………………………..4
Что такое Алхимия?........................................................4
История Алхимии………………………………………..4
Алхимическая теория…………………………………....5
Знаки и символы………………………………………….7
Основная цель алхимии………………………………….8
2. Естествознание……………………………………………..10
2.1. Что такое естествознание? ………………………………10
2.2. Периоды и этапы становления естествознания………..10
2.3. Методы естествознания………………………………….12
2.4 Естествознание и человек………………………………...12
3. Значение алхимии в истории естествознания…………….14
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по химии.docx

— 76.07 Кб (Скачать файл)

Cодержание

Введение

          1.  Алхимия……………………………………………………..4

    1. Что такое Алхимия?........................................................4
    2. История Алхимии………………………………………..4
    3. Алхимическая теория…………………………………....5
    4. Знаки и символы………………………………………….7
    5. Основная цель алхимии………………………………….8

          2. Естествознание……………………………………………..10

 2.1. Что такое естествознание? ………………………………10

        2.2. Периоды и этапы становления естествознания………..10

    2.3. Методы естествознания………………………………….12

           2.4 Естествознание и человек………………………………...12

           3. Значение алхимии в истории естествознания…………….14

           Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Алхимия одна из древнейших и интереснейших наук мира. Она имеет свою необычную историю, свои особенности, загадочные теории и учения. Наука эта туманна и своеобразна. Что бы разгадать её загадки нужно иметь необычный склад ума, терпение и веру в свое дело. Алхимия – это больше искусство, чем наука. Она сочетает в себе и материальное и духовное.

А вот естествознание напротив, старается отстраниться от духовности и объяснить всё происходящее в мире материальным путём.

Так можно ли сказать, что алхимия является «родителем» естественных наук? Какие она имеет с ними сходства, и какие отличия? Для того чтобы ответить на этот вопрос нам нужно узнать, что же такое алхимия и что  такое естествознание. А затем определить значение алхимии в становлении  естественных наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Алхимия.

        1.1 Что такое Алхимия?

         Говоря об Алхимии невозможно выделить четкое определение этой науки, ведь на настолько своеобразна и загадочна. Слово Алхимия имеет значение лить, отливать, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование — от египетского иероглифа «хми» означавшего черную (плодородную) землю. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством».

Так всё-таки, что такое Алхимия? Средневековые алхимики вот как определяют свою науку: "Алхимия есть наука превращения одних металлов в другие". Роджер Бэкон, строгий мыслитель, даёт более точное определение: "Алхимия есть наука приготовления некоторого состава или эликсира, который, будучи прибавлен к неблагородным металлам, превращает их в металлы совершенные"

Одной из интереснейших черт Алхимии является алхимическая  терминология – своеобразные знаки, а так же её загадочные теории.

Алхимия - высочайшая ступень символического мышления. Цельная наука, которая учит, как «достичь центра всех вещей». Алхимия – наука самая туманная из всех, оставленных нам в наследство Средними Веками. Для того чтобы стать алхимиком нужно изменить своё мышление и своё  мировоззрение.

      

1.2 История Алхимии.

Родина Алхимии, как и многих других наук, Египет, где знания находились в руках жрецов и посвящённых. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот),  и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение

 «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия».

Когда Римляне завоевали Египет, тайны Изиды перешли к неоплатоникам и гностикам. Эту эпоху (II и III века христианства) можно считать временем зарождения Алхимии. Тогда-то и были написаны первые трактаты об искусстве делать золото из неблагородных металлов, часть которых дошла до нас.

Когда варвары наводнили Европу, науки и искусства замерли, а цивилизация оказалась в руках арабов. Их химики были терпеливые наблюдатели и искусные техники; они увеличили объём науки и избавили её от посторонних элементов: Магии, Каббалы и Мистики. Самый знаменитый между ними, Гебер, первый упоминает об азотной кислоте и царской водке. Рядом с ним необходимо назвать имена Авиценны, Разеса, Алфидиуса, Колида, Мориена, Авензоора. Арабы поставили Алхимию, так сказать, на ноги.

В XVII веке Алхимия находится в полном своём блеске; адепты, рассыпанные по Европе, доказывали истину науки Гермеса удивительными трансмутациями. Настоящие апостолы науки, они, живя бедно, шли в большие города и обращались только к учёным; их единственное желание - это доказать истину Алхимии фактами. Результат был достигнут; жажда золота охватила весь мир, все монастыри имели лаборатории, князья и короли держали алхимиков на жаловании и совершали Великое Делание; медики, в особенности аптекари, отдались герметизму.

 

1.3 Алхимическая теория.

Часто приходится слышать мнение, будто алхимики брели ощупью, как слепые. Это большое заблуждение; они имели весьма определённые теории.

 В основании герметической  теории лежит великий Закон  Единства 

Материи. Материя одна, но принимает различные формы, комбинируясь сама собой и производя бесконечное количество новых тел. Эта материя называется  первичной. "Все вещи происходят от одной причины, все они были в начале рождены одной и той-же матерью" (Василий Валентин). Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.

Все последующие теории:  Теория серы и ртути, Теория серы ртути и соли и т.д. (перечислены две основные) лишь трансформируют количество и качество элементов. Если изобразить все теории алхимиков геометрически, то получится театрикс Пифагора (рис.1). Театрикс Пифагора представляет собой треугольник, состоящий из десяти точек. В основании  четыре точки, на вершине одна, ну а между ними соответственно две и три. Аналогия довольно проста:  Четыре точки представляют собой Космос, как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Далее три точки - это триада алхимиков - сера, соль и ртуть - это триада алхимиков. Две точки серно - ртутная теория. Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. Одна точка - идея единства. Если сопоставить триаду алхимиков  с теорией четырех получится, что  Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.

 

 

 

 

                Рис. 1 Театрикс Пифагора

    1. Знаки и символы.

         Понимание алхимической символики  без знания алхимической теории  довольно сложный процесс. Говорят, что её нужно разгадать, как  загадку.

Каждый знак и символ несет в себе определённое значение. Вся символика алхимии – это знаки и символы. Знак – изображение, несущее конкретное смысловое значение, а символ – изображение представляющее образ, идею и предполагает наличие внутренней тайны. Он никогда не может быть до конца разгадан.

Существует четыре основных вида символов:

1) Символические изображения, в которых в качестве символа  выступает какой-либо цвет.

2) Символические изображения, в которых символами служат  геометрические фигуры и картины.

3) Третий вид символов  более сложен, т.к. выражается графически  только с помощью первого, второго  и четвертого вида символов - это  числовой символизм.

4) Смешанный символ (наиболее  распространенный) представляет собой  соединение двух или трех сразу  выше приведенных видов символов.

Примеры основных алхимических символов представленны на рисунке 2:

 

                               Рис. 2  Важнейшие алхимические символы

 

1.5 Основная цель алхимии.

Помимо разработок различных теорий и попыток разгадать загадки Вселенной у алхимиков были и две конкретные цели.

Первая и основная цель - нахождение “философского камня”. Философский камень - эликсир, который превращает всякое вещество в золото. Философский камень должен был не только обращать предметы в золото, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в известной степени разведённый, так называемый золотой напиток, принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать

 

жизнь более продолжительной. Многие считают философский камень выдумкой. Есть множество легенд о способе его создания и много рецептов. Другая цель этой науки — достижение бессмертия.

Об алхимиках, людях, посвятивших свою жизнь алхимическим занятиям, ходило множествостранных слухов. Среди прочего поговаривали, будто бы они нашли формулу бессмертия.

И третья цель алхимии — достижение счастья. О ней молчат философские трактаты, однако думается, что поиски золота, молодости и счастья имеют нечто общее. Алхимики искали одного и того же: счастья, вечной молодости или сказочного богатства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Естествознание

2.1 Что такое естествознание?

Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.

Современная, удивительно многообразная, техника - плод естествознания, которое и по сей день является основной базой для развития многочисленных перспективных направлений - от наноэлектроники до сложнейшей космической техники, и это очевидно для многих.

Естествознание  - область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятую как целое.  Эта наука одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении.

Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники - развитие физики и химии. И тогда естествознание начало «выпускать» из себя другие науки.

Предмет  естествознания -  различные формы движения материи в природе: их материальные носители, взаимосвязи, внутренняя структура и генезис.

  Цели Естествознание - двоякие:

1) находить сущность явлений  природы, их законы и на этой  основе предвидеть или создавать новые явления.

2) раскрывать возможность  использования на практике познанных  законов, сил и веществ природы.

2.2. Периоды и этапы становления естествознания.История Естествознание

стоит в неразрывной связи с историей всего общества, и каждому типу и уровню развития производительных сил, техники отвечает своеобразный период в истории Естествознания.

 период - НАТУРФИЛОСОФСКИЙ.

Первый - подготовительный этап.

 В древних цивилизациях  уже существовали люди, которые  хотели знать, как 

на самом деле устроен мир. Эти мыслители в своих размышлениях ушли от мифологичности. Они пытались объяснить мир, исходя из него самого, искали естественные причины сущего. Этот самый первый этап развития естествознания называется натурфилософия. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр объясняли строение мира, исходя из каких-то природных элементов. Фалес считал, что основой мира является вода, Анаксимен - воздух, а Анаксимандр первоосновой называл апейрон. Апейрон находится в постоянном движении, поэтому он неисчерпаем. Если погибает одно, рядом возникает другое, и этот процесс бесконечен.

Второй этап. (V-IV вв. до н.э.) Атомистика и элементаризм.  Атомисты –

Левкипп и Демокрит. Они считали, что сущее построено из двух начал: одно неуничтожимое, неизменное, вещественное и оформленное, другое - разрушающееся, изменчивое, невещественное и бесформенное. Первое начало - атом, второе - пустота.

Второй этап. (III-I вв. до н.э.) Эллинистический период развития греческой науки. Развитие математики, механики, астрономии.

Период – СХОЛАСТИКА.

Постулаты этого периода:

1. Земля шарообразна;

2. Земля находится в  центре небесного свода неподвижно;

Информация о работе Алхимия