Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:02, реферат
Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью. Многими талантами был наделен этот замечательный человек. Он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. Незаурядным было его литературное дарование: оно проявилось в написанном им либретто оперы «Князь Игорь», в собственных текстах романсов и в письмах. Успешно выступал он в качестве дирижера и музыкального критика. И в то же время деятельности Бородина, как и его мировоззрению, была присуща исключительная цельность. Во всем ощущались у него ясность мысли и широкий размах, прогрессивность убеждений и светлое, бодрое отношение к жизни.
Историческая
ценность Первой симфонии заключается
не только в ее художественной зрелости.
Появившись одновременно с первыми образцами
этого жанра у Римского-Корсакова и П.И. Чайковского, она явилась одной из первых симфоний
в русской музыке и положила начало героико-эпическому
направлению русского симфонизма. Прозвучавшая
с большим успехом, она оказалась блестящей
победой, одержанной композиторами "Могучей
кучки". Эта победа дала Бородину уверенность
в своих творческих силах, теперь он отверг
всякие сомнения в своем праве заниматься
композицией. Все больше внимания уделяет
он музыке, с большим вниманием следит
за успехами друзей-музыкантов, его произведения
- целиком и в отрывках - исполняются на
концертах Бесплатной музыкальной школы,
на собраниях "Могучей кучки". Атмосфера,
царившая на музыкальных собраниях, высокий,
ни с чем не сравнимый энтузиазм не могли
оставить равнодушным никого. И Бородина
тоже - несмотря на его всегдашнюю занятость
научной и общественной деятельностью.
Он создает один за другим лучшие свои
романсы и песни. Почти половина из них
написана на поэтические тексты самого
композитора.
Успех Первой симфонии
подвиг Бородина на продолжение работы
в этом жанре: в 1869 году возникает замысел
симфонии си-бемоль минор, однако вскоре
композитор оставляет его, привлеченный
идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса
"Слово о полку Игореве". Вскоре опера
тоже была оставлена; часть сочиненной
для нее музыки вошла во Вторую симфонию,
окончание работы над которой относится
к 1875 году. Примерно с 1874 года Бородин возвращается
к своему оперному замыслу и продолжает
время от времени работать над отдельными
сценами "Князя Игоря". В это время
Бородин много времени уделяет научной,
преподавательской и общественной деятельности.
В 1868 году он публикует музыкально-критические
статьи в газете "Санкт-Петербургские
ведомости", в 1872 году Бородин - один
из организаторов в Петербурге Женских
врачебных курсов, где он преподает до
1887 года, а с 1885 года является профессором,
редактирует научный журнал "Знание"
и т.д.
В конце 1875 года Бородин
заканчивает свою Вторую симфонию - одно
из лучших произведений русской симфонической
музыки, произведение совершенное по форме
и содержанию. Она была восторженно встречена
друзьями композитора, которые оценили
ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую
все созданное до нее. Когда Мусоргский
предложил назвать ее "Славянской героической",
критик В.В. Стасов запротестовал: не вообще славянская,
а конкретно - русская, богатырская. Так
эта симфония и стала называться - "Богатырская".
Вторая, Богатырская симфония стоит в
одном ряду с лучшими произведениями мировой
музыкальной классики.
Одновременно
со Второй симфонией Бородин работал и
над созданием главного своего произведения
- оперы "Князь Игорь", начатого еще
в конце 1860-х годов. Именно В.В. Стасов предложил
ему тогда в качестве сюжета "Слово
о полку Игореве". Это увлекало композитора,
и вскоре был составлен подробный план
будущей оперы. Так началась вдохновенная
и кропотливая работа над оперой "Князь
Игорь", которая из-за всегдашней его
занятости растянулась на 18 лет - вплоть
до самой смерти. Обстоятельность Бородина
как ученого сказалась и в подходе к композиторскому
творчеству. Перечень исторических источников
- научных и художественно-литературных,
которые он проработал, прежде чем приступил
к созданию оперы, говорит о многом. Здесь
и различные переводы "Слова о полку
Игореве", и все фундаментальные исследования
по истории России. Работа над оперой помогала
переносить огорчения, неудачи. Особенно
удручала болезнь жены, Екатерины Сергеевны.
Она любила своего мужа, ценила его огромное
дарование, нo создать eмy уют и покой, окружить
заботой не имела возможности, так как
большую часть года жила врозь с ним. Из-за
астмы она не могла жить в Петербурге и
полгода обычно проводила у родителей
в Москве или Подмосковье. Да и приезды
ее в Петербург отнюдь не облегчали жизнь
Бородина.
Отвлекали
от основных занятий и материальные проблемы,
вынуждавшие его преподавать в Лесной
академии и переводить с иностранных языков
научную литературу, порой даже малоинтересную.
Часть жалованья уходила на помощь родственникам,
нуждающимся студентам, на содержание
воспитанниц (своих детей у Бородиных
не было), на приобретение различных, всегда
недостающих в лаборатории препаратов
и многое другое. И тем не менее Бородин
проводил свои исследования, сыгравшие
значительную роль в развитии химии. Вклад
его в отечественную науку довольно велик,
хотя мог быть еще большим, если бы ученый
имел необходимые условия.
Огромная
нагрузка в академии, неустроенный быт,
болезнь жены и ее частые отъезды, отсутствие
режима, - все это вызывало чувство усталости
- духовной и физической. Ухудшалось и
моральное самочувствие Бородина - приближалась
старость, которая грозила не только нездоровьем,
но и материальной необеспеченностью.
Тем не менее в конце жизни Бородин все
больше отдается музыке - композитор постепенно
вытесняет в нем ученого. В эти годы была
создана симфоническая картина "В Средней
Азии" (1880), несколько фортепианных пьес
и камерных ансамблей. Один из них - Первый
струнный квартет - был исполнен зимой
1879 года на концерте Русского музыкального
общества. Успех вдохновил А.П. Бородина
на создание нового квартета - Второго,
который в январе 1882 года прозвучал в Москве.
И снова успех - еще больший, чем в Петербурге.
Второй квартет - еще более зрелое и совершенное
произведение. Каждая из его четырех частей,
составляя единое целое, является одновременно
маленьким инструментальным шедевром.
Музыка Бородина начинает исполняться
в Германии, Бельгии и Франции, во многом
благодаря содействию Ф.Листа, с которым
Бородин с 1877 года поддерживал личное
знакомство.
А Бородин
уже усиленно работал над новой симфонией
- Третьей, которая, по его мнению, должна
была стать самым ярким, самым значительным
его произведением. Композитор намеревался
назвать ее "Русской". Отдельные фрагменты
из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая
радость и восхищение. Хоть и очень медленно,
шла работа над оперой "Князь Игорь".
Друзья композитора оказывали ему всяческую
поддержку. Н.А. Римский-Корсаков и В.В.
Стасов видели, как живет Бородин, понимали,
что ему очень трудно, и всеми силами старались
не дать ему забросить сочинение. "Скажите
же еще ради бога, не продвинулся ли "Князь
Игорь". Или же он так-таки и спит целых
два года? Если да, это просто непростительно
для талантливого человека, как Вы",
- взывал к композитору Стасов. Римский-Корсаков
согласился на любую работу, чтобы помочь
Бородину: "Я предлагаю ему себя в музыкальные
секретари, лишь бы только подвинуть его
чудную оперу".
Бородин записывал
музыку на отдельных клочках бумаги, на
написание партитуры у него никогда не
оставалось времени. Римский-Корсаков
просто приходил в отчаяние от того, что
даровитому человеку так мало удается
сделать. В конце концов, Римский-Корсаков
приглашает к себе домой Бородина, зовет
на помощь Лядова, и все втроем садятся
писать партитуру. Для ускорения дела
приходится писать не чернилами, а карандашом,
а чтобы карандаш не стерся, химик Бородин
покрывает исписанные листы специально
приготовленным им составом вроде прозрачного
лака. Покрытые лаком листы партитуры
затем развешивались для просушки на веревках
в кабинете Римского-Корсакова. Но, ни
"Князь Игорь", ни Третья симфония
так и не были завершены. 15 (27) февраля 1887
года Бородин неожиданно скончался.
В тот день Бородин
решил собрать у себя молодежь и устроить
костюмированный вечер. Сам он нарядился
в желто-красную русскую рубашку и синие
шаровары. B разгар веселья, разговаривая
с гостьей, он вдруг упал во весь рост.
Все бросились к нему и тут же на полу,
не поднимая его, стали приводить его в
чувство. Пришедшие врачи и профессора
почти час напрягали все усилия, чтобы
вернуть его к жизни. Были испробованы
все средства, и ничто не помогало. Он лежал
перед гостями, а они стояли кругом в шутовских
костюмах и боялись сказать друг другу,
что все кончено. "Поднимите же его",
- воскликнул врач, констатировавший смерть.
Но каково же было хотя бы просто приподнять
этого огромного человека, в кончину которого
еще никто не мог поверить. Изношенное
непосильной нагрузкой трех десятилетий
сердце не выдержало.
На похороны Бородина
стеклись массы людей. Отдать ему последний
долг пришли все, кто знал его как музыканта,
ученого, просто как чуткого и доброго
человека. Сменяя друг друга, студенты
несли гроб на руках через весь город до
Тихвинского кладбища Александро-Невской
лавры. Похоронили Бородина рядом с Мусоргским.
Римский-Корсаков
перевез к себе все нотные рукописи Бородина.
Потрясенный смертью друга, Римский-Корсаков
не мог заснуть всю ночь. Он старался припомнить
все замыслы автора "Князя Игоря",
по памяти делал наброски того, что не
успел записать Бородин. Более 20 лет длилась
дружба Бородина и Римского-Корсакова,
и из них на протяжении восемнадцати, с
остановками и перерывами, сочинялся "Князь
Игорь". Через несколько дней после
похорон в квартире Бородина собрались
Римский-Корсаков, Глазунов, Беляев. Было
решено, что помогать Н.А. Римскому-Корсакову
будет А.К. Глазунов. Ему поручалось по
памяти записать увертюру к "Князю Игорю",
которую Бородин часто играл в кругу друзей,
но которая так и не была им написана. С
наступлением лета Римский-Корсаков вплотную
взялся за партитуру оперы Бородина. Он
писал: "Работа над оркестровкой "Князя
Игоря" шла легко, непринужденно и, по-видимому,
удавалась".
В 1889 году на могиле
Бородина установили памятник (ск. И.Я.
Гинцбург, арх. И.П. Ропет), созданный на
общественные пожертвования. На памятнике
была воспроизведена цитата из "Богатырской"
симфонии, а на ограде (не сохранившейся)
- химические формулы. Вскоре, 23 октября
1890 года в Мариинском театре состоялась
премьера оперы "Князь Игорь". Успех
был огромен. Страшно подумать, что русская
музыка могла бы остаться без "Князя
Игоря", не будь Римского-Корсакова.
С бескорыстной преданностью истинного
друга и художника-гражданина он героически
принял на себя огромный труд. Римский-Корсаков
выполнил эту работу совершенно безвозмездно,
не получив не единой копейки ни от нотоиздательства,
ни от театра. Только во имя славы русского
искусства он сделал все, чтобы спасти
гениальную оперу от забвения, и это нельзя
иначе назвать, как великим творческим
подвигом.
А.П. Бородин не
выделялся мастерством драматурга, но
его опера благодаря высоким музыкальным
достоинствам завоевала сцены всего мира.
Творческое наследие Бородина сравнительно
невелико по объёму, но является ценнейшим
вкладом в сокровищницу русской музыкальной
классики. Музыка его отличается эпической
широтой, мужественностью, в то же время
глубоким лиризмом. "Талант Бородина
равно могуч и поразителен как в симфонии,
так и в опере, и в романсе", - писал В.Стасов.
...Говорили, что он, неповоротливый
и грузный, никогда ни в чем не делал первого
шага сам. Но если же подталкиваемый кем-то
он делал его, то обратного пути уже не
ведал.
Химию привила
ему его тетушка.
Балакирев
– заставил броситься в пучину музыкальной
жизни.
Даже будущая
жена первой объяснилась ему в любви.
Но потом
кто не поверил бы, что для него это – раз
и навсегда.
Смерть тоже пришла к нему сама,
и он шагнул в ее объятия сразу и бесповоротно.
Во весь рост рухнул на пол "и мгновенно
скончался от разрыва сердца, не испустив
ни стона, ни крика, словно страшное вражеское
ядро ударило в него и смело его из среды
живых".
Богатырским
было все то, что он сотворил, все те горизонты,
которые он себе очертил, все те образы,
над которыми он работал. Его герои – такие,
как князь Игорь – это он сам, умевший
употребить свою силу и свободу во славу
российской музыки, которая, по словам
Стасова, была "музыка русская, новая,
великая, неслыханная, невиданная",
и вместе с тем, мощная и величественная,
ясная и благородная, доходчивая и бесконечно
правдивая. Она и поныне открывает нам
глаза для понимания судеб лучших сынов
российской истории.
В память о выдающемся учёном и композиторе
были названы:
Информация о работе Александр Порфирьевич Бородин — русский композитор и учёный-химик