Этапы развития финансов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 07:44, контрольная работа

Краткое описание

Такая форма сбора дани возникла еще в VI—VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало») Реже единицей обложения считался человек.
По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались. Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты (выплачиваемую феодалу) — оброка.

Содержание

Введение.............……………………………………………….........……........….3
1. Становление и развитие денежно-кредитных отношений
в Древней Руси……………………………………….……..........……........................................4
2. Налоговая и денежно-кредитная системы Руси в период феодальной раздробленности.....................................................................................................8
3. Налогообложение в условиях монголо-татарского владычества.................11
4. Этапы развития финансов в России XVII –XIX веков...................................12
5. Этапы развития финансов в СССР и России..................................................25
6. Заключение.........................................................................................................36
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Спецкурс.docx

— 74.89 Кб (Скачать файл)

Экономические и политические условия диктовали необходимость  максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а  задачи подъема экономики требовали  заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать  этим требованиям.

В связи с этим государство  создает три основных общегосударственных  фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных  с их формированием и использованием.

Первым общегосударственным  фондом стал государственный бюджет, главными источниками поступлений  — налоги.

Налоговая система данного  периода характеризовалась особой множественностью налогов.

К первой группе налогов  следует отнести прямые налоги. Это  налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог  на строения, подоходный налог с  населения, сельскохозяйственный налог  и т.д. Значительную долю приносил налог  на доход (прибыль) государственных  предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет. Небольшая  доля оставалась на предприятии для  расширения производства, создания фонда  улучшения быта рабочих и служащих. Средства фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета.

В тот период жилищная проблема стояла чрезвычайно остро, поэтому  такой подход решал и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей  силы из частного сектора в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток — не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года, соответственно и взносы в бюджет могли поступать с такой же периодичностью.

Чтобы обеспечить регулярные поступления в бюджет, необходимо было найти объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предприятия имел постоянный характер. Такими объектами стали  отдельные акты производственной и  торговой деятельности. Например, взимался государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных  накладных и т.д.

Особое место в налоговой  системе занимал промысловый  налог, которым облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные  ремесла и промысловые занятия. Налог состоял из двух самостоятельных  платежей — патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимался при  выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным  сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т.е. один и тот же товар облагался на всем пути движения от производителя  к потребителю.

Регулярность поступлений  в бюджет обеспечивали и такие  прямые налоги, как подоходный налог  с населения и сельскохозяйственный налог. Первый уплачивали трудящиеся предприятий, организаций всех форм собственности, второй — крестьянство.

Вторую группу налогов  составляли косвенные налоги в виде акцизов на товары народного потреблении.

Широко использовалась система  доходов от государственного имущества. Сюда относились арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата  за добычу угли и т.д.

Вся налоговая система  была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и  кулачества в сельском хозяйстве. Эту  задачу превосходно решали дифференцированные Слоговые ставки. Для укрепления позиций  социалистического - сектора применялись  пониженные ставки с доходов государственных  и кооперативных предприятий  и организаций, система льгот. Для  частного сектора ставки платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное  положение было и при исчислении подоходного налога с физических лиц. По Положению о подоходном налоге 1924 г. высшая прогрессивная ставка составляла 37,5% и распространялась на всех плательщиков. Но уже в 1926 г. ставки диффенцировали по группам плательщиков.

Максимальная ставка для  капиталистических элементов была повышена до 67,5%, а с 1927 г. — до 81%. Кроме того, в 1931 г. введен специальный  сбор на нужды культурного и жилищного  строительства. С рабочих, служащих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для частников  эта надбавка достигла 200%, т.е. фактически изымался не только доход частника, но и значительная часть его капитала.

Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как даже для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средства на возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.

Третьим общегосударственным  фондом был фонд государственного социального  страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.

Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в  промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителями  сельхозпродукции становятся колхозы  и совхозы. Оптовая и розничная  торговля почти полностью сосредоточилась  в руках государства и потребительской  кооперации.

Основным производственным звеном стали предприятия, действующие  на началах хозяйственного расчета  в условиях централизованного планового  управления народным хозяйством. Все  показатели деятельности предприятий  планировались и носили директивный  характер. На этом этапе у государства  уже другие задачи: реконструкция  всех отраслей народного хозяйства  на базе социалистической индустриализации. Но ограниченность финансовых ресурсов и отсутствие какой-либо помощи извне  обусловили продолжение политики жесткой  централизации средств, предназначенных  как для накопления, так и потребления. Новые условия и новые задачи требовали коренного изменения  системы финансовых отношений. Основной же группой финансовых отношений  выступают денежные отношения между  юридическими лицами и бюджетом, поэтому  изменения коснулись прежде всего их.

Налоговая реформа 1930—1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила  методики их расчета и порядок  перечисления в бюджет. Например, налог  с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых предприятий.

Доля налога с оборота  в общем объеме доходов государственного бюджета всегда была очень высока. Например, в 1940 г. — 58,7%, 1950 г. — 55,8, 1960 г. — 40,7, 1970 г. — 31,5, 1975 г. — 30,4 в 1980 г. — 31,1%.

Вторым по величине источником доходов бюджетов всех уровней становятся отчисления от прибыли: в 1940 г. — 12,1%, 1960 г. — 24,2, 1970 г. — 34,6, в 1975 г. — 31,9%. Этот Доход, наоборот, претерпел существенные изменения.

Итак, в результате налоговой  реформы 1930—1931 гг. подоходный налог  с государственных предприятий  и некоторые другие платежи были заменены отчислениями от прибыли. На этом же этапе был принят следующий  порядок распределения прибыли. Прежде всего, отчисления шли в поощрительные фонды предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих, фонд премирования рационализаторов производства), на плановые капитальные вложения, прирост норматива собственных оборотных средств и другие плановые потребности. Естественно, все отчисления осуществлялись по нормативам, устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными наркоматами). Свободный остаток прибыли перечислялся в соответствующий бюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такого распределения предприятие получало около 28% прибыли, из них 12% направлялось на капитальные вложения, 8% — на прирост норматива собственных оборотных средств, 5% — в поощрительные фонды и 3% — на другие цели. В бюджет вносилось 72% прибыли.

В сельском хозяйстве сохранился сельскохозяйственный налог, но его  ставки еще жестче воздействовали на не обобществленный сектор сельскохозяйственного производства.

Данная организация финансов позволила государству даже в  условиях Отечественной войны 1941—1945 гг. выполнить поставленные задачи и к 60-м гг. страна по уровню развития промышленности становится одним из крупнейших индустриальных государств мира. Были построены и введены  в действие десятки тысяч новых  крупных промышленных предприятий  Число отраслей и производств  в промышленности возросло с 81—87 в 1925—1927 гг, более чем до 300 в 1966 г. Особенно значителен был рост отраслей в машиностроении, химической промышленности. Почти вдвое увеличилось количество отраслей в легкой и пищевой промышленности.

Масштабы производства обусловили процесс децентрализации в управлении экономикой, так как стало невозможным  из центра решать конкретные задачи отдельного предприятия. Но, передавая часть  своих функций предприятиям, социалистическое государство должно было обеспечить их соответствующими денежными ресурсами. Возникла необходимость формирования фондов денежных средств не только на уровне государства, но и на уровне отрасли и предприятия. Следовательно, условия этого этапа вызвали  к жизни совершенно новые группы финансовых отношений: денежные отношения  между предприятием и государством по поводу формирования и использования  отраслевых фондов и фондов предприятия. В связи с этим значительно  возросла роль прибыли как основного  их источника.

Экономическая реформа 1965 г. утвердила новую систему распределения  и использования прибыли, в основу которой положены следующие принципы:

• повышение заинтересованности работников предприятий в общих  результатах работы, в связи с чем размеры материального поощрения работников были поставлены в зависимость от роста реализации, прибыли и уровня рентабельности;

• создание на предприятиях более широких возможностей для  осуществления за счет прибыли и  части амортизационных отчислений мероприятий по обновлению оборудования, совершенствованию производства и  других мер по внедрению новой  техники, расширению производства;

• введение платности за пользование производственными  фондами, предоставляемыми государством предприятию в целях создания их заинтересованности в лучшем использовании  фондов;

• повышение материальной ответственности предприятий за выполнение плана прибыли и сохранность  собственных оборотных средств.

Финансовые отношения  по поводу распределения прибыли  представляют сложную систему взаимоувязанных  нормативов, методик расчета налогооблагаемых баз, очередности отчислений, льгот  и санкций. В первую очередь осуществлялись платежи в бюджет в виде платы  за основные производственные фонды  и нормируемые оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нормативам (в основном 6%) от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Таким образом, сумма платы за фонды представляла собой величину, зависящую не от результатов деятельности предприятия, а от фактического наличия у предприятия производственных фондов. Такой порядок заставлял предприятия либо эффективно использовать все имеющиеся мощности, либо избавляться от них.

После первоочередных отчислений оставалась расчетная прибыль, которая  направлялась в основном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установленным нормативам и была связана с рядом показателей  деятельности предприятия. Оставшаяся часть прибыли шла на покрытие таких плановых затрат, как финансирование капиталовложений и погашение, долгосрочного  кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытков жилищно-коммунального  хозяйства (ЖКХ) и др.

Так как затраты второго (использование фонда материального  поощрения — ФМП, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства — ФСКМ И ЖС, фонда развития производства — ФРП) и третьего (финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита, погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных оборотных средств, финансирование прироста собственных оборотных средств и т.д.) уровней планировались и утверждались министерствами, то, безусловно, их объемы устанавливались ниже планируемой и утверждаемой прибыли, т. е. в централизованном порядке обеспечивались условия возникновения свободного остатка прибыли, который целиком направлялся в бюджет.

                                                 Таблица 1

             Распределение прибыли промышленных предприятий

Распределение прибыли

1970

1975

1980

1981

1982

1983

Получено прибыли —  всего из нее:

100

100

100

100

100

100

Внесено в бюджет в том  числе:

62

58

60

59

59

60

плата за производственные

фонды

17

22

24

24

25

24

фиксированные (рентные)

платежи

5

4

1

1

6

7

взносы свободного остатка

35

30

33

32

27

28

прибыли отчисления от прибыли 

Оставлено в распоряжении предприятия

 

4

 

38

 

1

 

42

 

1

 

40

 

2

 

41

 

1

 

41

 

1

 

40

Информация о работе Этапы развития финансов в России