Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Кредитный характер современной денежной эмиссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:05, контрольная работа

Краткое описание

Особое положение в финансовой системе принадлежит госу-дарственным и муниципальным (местным) В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих прин-ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по-нятия «муниципальные» и «местные» используются в одном значении и в равной мере применимы при характеристике организации местного самоуп-равления в РФ. финансам, что обус-ловлено их специфическим назначением -- обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

Содержание

1 Содержание государственных и муниципальных финансов.................3

2 Сущность и функции финансов..............................................................11

3 Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Кредитный характер современной денежной эмиссии..........................................................12

Вложенные файлы: 1 файл

2реф.docx

— 27.90 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1 Содержание государственных и муниципальных финансов.................3

 

2 Сущность и функции  финансов..............................................................11

 

3 Эмиссия и выпуск денег  в хозяйственный оборот. Кредитный  характер современной денежной  эмиссии..........................................................12

 

 

1 Содержание государственных  и муниципальных финансов

 

Особое положение в  финансовой системе принадлежит  госу-дарственным и муниципальным (местным) В соответствии с Федеральным  законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих прин-ципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» по-нятия «муниципальные»  и «местные» используются в одном  значении и в равной мере применимы  при характеристике организации  местного самоуп-равления в РФ. финансам, что обус-ловлено их специфическим  назначением -- обеспечить органы государственной  власти и местного самоуправления денежными  средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

 

Государственные и муниципальные  финансы -- это денежные отношения, возникающие  в распределительном процессе в  связи с формированием денежных средств у органов государственной  влас-ти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворе-ние  социальных потребностей граждан, регулирование  экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной дея-тельности, управления и других расходов государства  и муници-пальных образований.

 

С помощью государственных  и муниципальных финансов ор-ганы государственной власти и местного самоуправления осуще-ствляют регулирование  социальных процессов, оказывают влия-ние  на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдель-ных территорий страны и др.

 

На организацию государственных  и муниципальных финан-сов оказывает  влияние ряд факторов.

 

Во-первых, форма государственного устройства. Для унитар-ных государств в целом характерна более высокая  степень концен-трации финансовых ресурсов в распоряжении центральных орга-нов  государственной власти по сравнению  с федеративными го-сударствами. Основу финансовых ресурсов органов  власти административно-территориальных  единиц унитарных госу-дарств составляют отчисления от регулирующих доходов и сред-ства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного уст-ройства, построенной на принципе разграничения предметов ве-дения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преоб-ладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределе-ния средств сокращается.

 

Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется  в функционировании одних субъектов  федерации в составе других субъектов  федера-ции либо в формировании муниципальных  образований различ-ного территориального уровня.

 

Согласно Конституции  РФ равноправными субъектами РФ являются края (области) и входящие в их состав автономные ок-руга. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких краев (областей) и автономных округов осуществляется в услови-ях разграничения полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции  их зачисления в бюджеты указанных  субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (сог-лашениями) между органами государственной  власти автономно-го округа и органами государственной власти края или  области.

 

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих прин-ципах организации  местного самоуправления в Российской Фе-дерации», вводимый в действие с 1 января 2006 г., сохраняет пра-во на осуществление  местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований -- муниципаль-ных районов и находящихся  на их территории поселений. Пол-номочия  органов местного самоуправления по мобилизации и использованию  собственных финансовых ресурсов реализуются  в условиях межмуниципального разграничения  вопросов местно-го значения и источников их финансового обеспечения. Феде-ральное  законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов  муниципальных образований.

 

В-третьих, особый статус отдельных  территориальных образо-ваний. Придание территориальному образованию особого  статуса является эффективным механизмом учета геополитических, эт-нографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

 

Так, некоторые унитарные  государства (Италия, Испания и др.) включают в свой состав автономии, органы, власти которых имеют более широкие  полномочия по сравнению с органами власти других административно-территориальных  единиц этих государств. Для реализации таких полномочий автономии наде-ляются дополнительными финансовыми ресурсами  и соответ-ственно обладают большей  финансовой независимостью. Между-народная практика позволяет также привести примеры федера-тивных государств, включающих наряду с субъектами федерации  территориальные образования иного  статуса (в США -- федераль-ный округ, ассоциированная территория, в Индии -- союзные территории и др.). Разнопорядковый  статус территориальных об-разований, входящих в состав федерации, определяет различный объем полномочий их органов  власти по формированию и использованию  финансовых ресурсов.

 

Принцип равноправия субъектов  РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции  РФ, не предусматривает различий в  объеме и соста-ве полномочий, возлагаемых  на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с феде-ральным  законодательством для всех субъектов  РФ устанавлива-ются единые нормативы  отчислений от федеральных налогов  и сборов в их бюджеты и единая методика расчета финансовой помощи.

 

В свою очередь, для муниципальных  образований законода-тельство РФ предусматривает  возможность установления особого  режима функционирования. Наделение  муниципального образо-вания особым статусом обусловлено; концентрацией  в границах муниципального образования  объектов государственной безо-пасности, для которых установлен особый режим  функциониро-вания и охраны государственной  тайны (статус закрытого адми-нистративно-территориального образования -- далее по тексту ЗАТО); специализацией градообразующих организаций  муници-пального образования на научной, научно-технической и инно-вационной  деятельности в рамках научно-производственного  комплекса (статус наукограда). Особый статус предусматривает больший  объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные! источники их финансового обеспечения. В частности, обязательства, возлагаемые на органы местного самоуправления ЗАТО в связи со специальными усло-виями проживания граждан (например, переселение на новое место жительства граждан, утративших служебную связь с от-дельными организациями ЗАТО; организация пропускного режима на территорию ЗАТО и др.), предполагают расширение пол-номочий органов местного самоуправления по мобилизации фи-нансовых ресурсов. Федеральным законодательством это достигается путем увеличения доли налоговых доходов» зачисля-емых в бюджеты ЗАТО В 2004 г. федеральные и региональные налоги и сборы подлежат зачис-лению в бюджет закрытого административно-территориального образова-ния в объеме, соответствующем доле их зачисления в консолидированный бюджет субъекта РФ., установления права органов местного самоуправления, ЗАТО на обеспечение сбалансированности своих бюджетов за счет финансовой помощи федеральных органов го-сударственной власти.

 

Формирование и использование  финансовых ресурсов ор-ганов государственной  власти и местного самоуправления осу-ществляется  в форме различных фондов денежных средств: бюд-жетов разных уровней  бюджетной системы страны и внебюджет-ных  фондов.

 

Бюджеты формируются органами государственной власти разного  уровня и органами местного самоуправления для финан-сового обеспечения всех возложенных на них задач и  функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование эко-номических и социальных процессов, развитие научно-техничес-кого прогресса, формирование инвестиционного  потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и  ис-пользования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удов-летворение разнообразных  потребностей общества.

 

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности  у органов государственной власти и местного само-управления в значительных объемах финансовых ресурсов для  проведения ряда важных социально-экономических  мероприя-тий. Внебюджетные фонды позволяют  осуществить финансиро-вание таких  мероприятий за счет специальных  источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджет-ных  фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются  различные природоохранные ме-роприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджет-ные фонды выступают формой образования и использования фи-нансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономичес-ких, экологических потребностей общества.

 

Образуемые в форме  бюджетов и внебюджетных фондов фи-нансовые ресурсы органов государственной  власти и местного са-моуправления -- это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной  и муниципальной собственности  и предназначенные для решения  органами государственной власти и  местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

 

Формирование основного  объема финансовых ресурсов органов  государственной власти и местного самоуправления осущест-вляется посредством  мобилизации государственных и  муници-пальных доходов.

 

Государственные доходы представляют собой денежные сред-ства, зачисляемые  в соответствии с действующим  законодатель-ством в бюджеты  органов государственной власти разных уровней, а также в государственные  внебюджетные фонды.

 

При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты орга-нов  государственной власти соответствующих  уровней, представ-ляют собой доходы бюджетов; денежные средства; поступающие  в государственные внебюджетные фонды, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные  доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти разных уров-ней и доходов государственных  внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе  государ-ственных доходов.

 

Муниципальные доходы -- денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов  государственной влас-ти и решениями  органов местного самоуправления в  бюджеты му-ниципальных образований.

 

Мобилизация доходов в  бюджеты и государственные внебюд-жетные фонды осуществляется в форме  налоговых и неналого-вых доходов, а также безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается моби-лизация преобладающей части государственных и муниципаль-ных финансовых ресурсов.

 

Финансирование расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляется за счет поступле-ний из источников финансирования дефицита бюджетов, Финансирование дефицита бюджетов органов государственной  власти обеспечивается посредством  привлечения денежных средств в  формах займов, осуществляемых путем  размещения государ-ственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных  организаций; получения бюджетных  ссуд В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 94, 95 Бюджетного кодекса  РФ Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении из-менений в  Бюджетный кодекс Российской Федерации  в части регулирова-ния межбюджетных отношений», вступающими в силу с 01.01.2005, бюджет-ные ссуды исключены  из состава источников финансирования дефицита федерального бюджета и  бюджета субъекта РФ. и бюджетных  кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи  имущества, находящегося в государственной  собственности, и др. При этом органы государственной власти РФ имеют  право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финан-сирования  дефицита бюджета, а органы государственной  власти субъектов РФ -- только внутренних источников (ст. 94, 95 БК РФ). В соответствии с действующим законодательством  РФ фи-нансирование дефицита бюджетов государственных внебюджет-ных фондов обеспечивается только за счет изменения  остатков средств на счетах по учету  средств бюджетов соответствующих  внебюджетных фондов.

 

С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств  на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муници-пальных ценных бумаг, бюджетных ссуд В соответствии с  изменениями, внесенными в ст. 96 Бюджетного ко-декса РФ Федеральным законом  от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изме-нений  в Бюджетный кодекс Российской Федерации  в части регулирования межбюджетных отношений», вступающими в силу с 01.01.2005, бюджетные ссуды исключены  из состава источников финансирования дефицита местного бюджета и бюджетных  кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных организаций) и  возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право  органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).

 

Денежные накопления органов  государственной власти и мест-ного самоуправления образуются за счет доходов  и поступлений текущего финансового  года, не использованных в ходе исполне-ния  соответствующего бюджета или государственного внебюд-жетного фонда и предназначенных  для финансирования расхо-дов в  последующие периоды. Денежные накопления органов го-сударственной власти и местного самоуправления проявляются  в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитывае-мых после завершения операций по принятым денежным обяза-тельствам  прошедшего года. Остатки средств  изъятию не подле-жат и могут  использоваться органами государственной  власти и местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финан-сирование дефицита бюджета  или государственного внебюджетного  фонда в очередном финансовом году, размещаться в долго-вые  обязательства.

Информация о работе Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Кредитный характер современной денежной эмиссии