Экономическая сущность налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть экономическую сущность налогов
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
-раскрыть сущность и роль налогов
-определить функции, виды и элементы налогов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Сущность рынка ценных бумаг и место на нем коммерческих банков
1.1. Понятие о рынке ценных бумаг..............................................
1.2. Виды ценных бумаг.........................................................
1.3. Участники рынка ценных бумаг..............................................
1.4. Роль коммерческих банков на рынке ценных бумаг............................
ГЛАВА 2 Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг
2.1 Выпуск ценных бумаг коммерческими банками
2.2 .Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
2.3 Проблемы и перспективы выпуска и обращения ценных бумаг коммерческих банков в Казахстане

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Н.docx

— 81.35 Кб (Скачать файл)

На территории Казахстана взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему Республики Казахстан. Закон не предусматривает чётких границ между назваными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и без эквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи практиковать как налоги.

На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т. д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставление местным органам власти права распоряжаться частью налогов (НДС, налогам на прибыль, подоходным налогам с физических лиц и т. д.) не являются основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнем бюджетной системы: если доходы бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счёт налогов; то в региональные бюджеты поступают налоги субъектов Республики Казахстан.

Часть налогов, относящихся в соответствии с классификацией к местным, является обязательной к применению на всей территории Казахстана (земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью); другая часть налогов вводится по решению органов местного самоуправлению (налог с продаж, налог на рекламу и т. д.).

Одна из острейших проблем во взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами – проблема ответственности за правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

Необходимость регулирования сложившейся в настоящее время налоговой системы Казахстана представляется очевидной.

Действующая с 1995 г. налоговая системы Казахстана крайне не совершенна, поэтому с января 2002г. вступает в силу новый Налоговый Кодекс.

Налоговый кодекс Республики Казахстан призван решить такие важнейшие задачи как:

-построение стабильной, единой для Казахстана налоговой  системы с правовым механизмом  взаимодействия всех ее элементов  в рамках единого налогового  правового пространства;

-формирование единой  налоговой правовой базы;

-создание рациональной  налоговой системы, обеспечивающей  сбалансированность общегосударственных  и частных интересов, способствующей  развитию предпринимательства, активизации  инвестиционной деятельности и  увеличению богатства государства  и ее граждан;

-развитие налогового  законодательства, позволяющего обеспечить  доходами региональные и местные  бюджеты за счет закрепленных  за ними гарантированных налоговых  источников;

-совершенствование системы  ответственности плательщиков за  нарушение налогового законодательства.

Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Объектом налогообложения прямых налогов являются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, строения), стоимость которых определяется по кадастру и учитывает среднюю, а не действительную его доходность. Разновидность реальных налогов зависят от того, какой вид имущества облагается налогом: земля, дом, промысел, ценные бумаги. Ставки реальных налогов обычно пропорциональные. В качестве налоговых льгот чаще всего применяются необлагаемый минимум и разные вычеты.

В развитых странах реальные налоги применяются, в основном, в системе местного налогообложения. [20, с.114]

Своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы гражданам в бесспорном порядке с наложением штрафа.

Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан.

Налог на добавленную стоимость подлежащей уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются облагаемый оборот и облагаемый импорт.

Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг), реализуемых на территории Республики Казахстан, за исключением освобожденных от налога и осуществляемых для собственных производственных нужд, а также оборот, определенный в соответствии с положениями, предусмотренными международными договорами, участниками которых является Республика Казахстан. [1, с.6]

Облагаемым оборотом являются импортируемые товары, за исключением освобожденных от налога.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нерезиденты Республики Казахстан, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения в соответствии со статьей 53-1 Закона Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Лица, являющиеся плательщиками единого земельного налога, не относятся к плательщикам налога на добавленную стоимость по реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, при реализации продукции (работ, услуг) несобственного производства - осуществляют уплату налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Законом.

Согласно Закону Республики Казахстан от 01.04.1999 N 357-1 "О бюджетной системе" все действующие на территории Республики Казахстан бюджеты, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах, представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Согласно законодательству функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.

Бюджетное система страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве, например, в Республике Казахстан, бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов.

Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня - государственный бюджет и местные бюджеты. Так, бюджетная система США включает федеральный бюджет, бюджеты штатов и более 82 тыс. бюджетов местных административно-территориальных единиц (округов, муниципалитетов и др.).

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

Понятие бюджетного процесса выражено в Законе РК "О бюджетной системе" в категории "Бюджетная процедура" - регламентированная законодательством деятельность государственных органов и должностных лиц по разработке, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, контролю за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета.

 

 

2.2 Стадии бюджетного  процесса. Определение бюджетного  периода и бюджетного года

 

Основные стадии бюджетного процесса:

-разработка (составление) бюджета;

- рассмотрение бюджета;

- утверждение бюджета;

- исполнение бюджета;

- контроль за исполнением  бюджета;

- утверждение отчета об  исполнении бюджета.

Закон РК "О бюджетной системе" определяет перечень поступлений в республиканский бюджет.

Поступления в республиканский бюджет включают:

1) доходы республиканского  бюджета (кроме сумм, зачисляемых  в финансовые фонды (бюджеты) специальных  экономических зон), которые состоят  из:

а) поступлений от налогов, сборов и других обязательных платежей (приведен уточненный перечень);

б) неналоговых поступлений (приведен перечень);

в) доходов от операций с капиталом (приведен перечень);

2) полученные официальные  трансферты (гранты) от юридических  и физических лиц или иностранных  государств, а также бюджетных  изъятий;

3) погашения основного  долга по ранее выданным кредитам  из республиканского бюджета.

Доходы местных бюджетов формируются в соответствии с Законом Республики Казахстан "О бюджетной системе" и Законом о республиканском бюджете на год. Этими законами закрепляются поступления налоговых, неналоговых и прочих поступлений в бюджет. [8, с.37]

Действующие в Республике Казахстан налоги, сборы и другие обязательные платежи поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан "О бюджетной системе":

Доходы республиканского бюджета

Доходы местного бюджета

акцизы:

все виды спирта - 50%;

водку - 50%;

ликеро-водочные изделия - 50%;

вина - 50%;

коньяки - 50%;

шампанские вина - 50%;

пиво - 50%;

крепленные напитки, крепленные соки и бальзамы - 50%;

виноматериалы - 50%;

осетровых и лососевых рыб, икру осетровых и лососевых рыб, деликатесы, приготовленные из осетровых и лососевых рыб и икры;

табачные изделия;

прочие изделия, содержащие табак;

изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы;

импортируемые товары;

ювелирные изделия из золота, платины или серебра;

бензин (за исключением авиационного);

дизельное топливо;

огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для нужд органов государственной власти);

электроэнергию;

сырую нефть, включая газовый конденсат;

налог на добавленную стоимость

подоходный налог с юридических лиц - 50%

таможенные пошлины

специальные платежи и налоги недропользователей

акцизы:

все виды спирта - 50%;

водку - 50%;

ликеро-водочные изделия - 50%;

вина - 50%;

коньяки - 50%;

шампанские вина - 50%;

пиво - 50%;

крепленные напитки, крепленные соки и бальзамы - 50%;

виноматериалы - 50%;

игорный бизнес;

подоходный налог с юридических лиц - 50%

подоходный налог с физических лиц

земельный налог

налог на имущество юридических и физических лиц

налог на транспортные средства

сбор с аукционных продаж

сборы за право занятия отдельными видами деятельности

сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц

государственная пошлина


 

Цели налога - обеспечить центральные бюджеты регионов стабильными источниками для финансирования бюджетных расходов.

В случае задержки уплаты налога в бюджет с предприятия взыскивается пеня.

 

 

2.3  Структура  налогообложения РК

 

В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РК, которая входит в систему центральных органов государственного управления Казахстана, подчиняется Президенту и Правительству РК и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной налоговой службы РК является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Налоговое  законодательство  Республики  Казахстан  состоит из настоящего Указа, который устанавливает обязательные платежи налогового  характера  (далее  - налоги) в республиканский и местные бюджеты и регулирует налоговые отношения в Республике  Казахстан , за  исключением вопросов таможенных платежей,  регулируемых таможенным законодательством Республики Казахстан,  а также обязательных взносов и отчислений в Фонд  государственного социального страхования,  Фонд содействия занятости,  Фонд обязательного медицинского  страхования,  Государственный центр  по  выплате  пенсий,  накопительные пенсионные фонды,  Дорожный  фонд, актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан,  а также актов Государственного налогового комитета, согласованных с Министерством финансов.

Законодательные и иные акты, противоречащие положениям настоящего Указа, не имеют юридической силы. Запрещается включение в неналоговое законодательство вопросов,  связанных с налогообложением. Нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, подлежат официальному опубликованию.

Если международным  договором,  участником  которого  является Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в налоговом законодательстве Республики  Казахстан,  применяются правила указанного договора.  Международные договоры, участником которых является Республика Казахстан,  к налоговым отношениям применяются непосредственно,  кроме случаев, когда из международного договора следует,  что для его применения требуется издание внутриреспубликанского акта.

Информация о работе Экономическая сущность налога