Экономическая безопасность украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:18, реферат

Краткое описание

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 43.29 Кб (Скачать файл)

Эффективное использование потенциала ВПК Украины связано с производством  и экспортом современных видов  оружия, конкурентоспособных на мировом  рынке.

Обеспечение военно-экономической  безопасности является одним из приоритетных направлений внутренней и внешней  политики государства. Одновременно оно  охватывает сложную систему отношений  между хозяйственными субъектами страны в процессе деятельности и удовольствия военно-экономических потребностей, эффективного использования экономического и научно – технического потенциала в интересах обороны, а также  оптимизации внешнеэкономических  связей. Реформирование экономической  и научно-технической деятельности хозяйственных субъектов содействует  укреплению военно-экономической безопасности Украины.

Продовольственная безопасность –  это состояние защищенности населения  страны от недостаточного питания, особенно от голода, и наличие у государства  необходимых возможностей для этого.

Каждая страна должна гарантировать  собственную продовольственную  безопасность. Она обозначается: производственно-продуктивной стойкостью агропромышленного комплекса  и его способностью вовремя реагировать  на конъюнктуру агропромышленного  рынка; наличием необходимых объемов  переходных запасов; уровнем платежеспособности населения, которое должно обеспечивать доступность продовольствие для  всех граждан; недопущением импортной  экспансии по тем продовольственным  товарам, продуцирование которых в  необходимых объемах может осуществлять национальный агропродовольственный  комплекс.

Критерием продовольственной безопасности является предоставление достаточного питания всем гражданам при нормальных условиях и минимально необходимого – при непредвиденных обстоятельствах.

Значительная роль в достижении продовольственной безопасности общества принадлежит агропромышленному  комплексу Украины. В последние  годы проблема продовольственной безопасности в Украине резко обострилась, что связано с такими факторами: кризис повлек беспрецедентный спад производства в агропромышленной сфере, существенно сократились общие  фонды потребления товаров и  запасы; значительно сократились  доходы населения и доступность  для него пищевых продуктов.

Объемы среднедушевого потребления  пищевых продуктов и энергетическое содержание суточных рационов недостаточно для поддерживания на нужном уровне здоровья, трудоспособности, а также  для демографического воссоздания  населения. В угрожающем состоянии  пребывает продовольственная безопасность семей с низкими доходами.

Стратегические цели продовольственной  безопасности достигаются за счет применения двух групп средств:

Инвестиций непосредственно в  развитие сельского хозяйства, социальной сферы (гуманитарная политика), охраны здоровья, инфраструктуры, научно-иследовательных  работ, связанных с проблемами продовольствия;

Экономической политики, в которой  рационально будут объединяться рыночные и внерыночные механизмы (субсидии, дотации, помощь).

В современных условиях возможности  инвестирования сельского хозяйства  крайне ограничены. Поэтому эффективность  рыночного трансформирования в  агропромышленном комплексе тесно  связано с успеваемостью земельной  реформы и реорганизацией сельскохозяйственных предприятий. Это требует безупречной  законодательно-нормативной базы, которая  должна регламентировать весь комплекс рыночных превращений в селе, а  также учет опыта развитых стран  по поводу применения тех или иных форм государственной поддержки  сельского хозяйства для преодоления  его кризисного состояния.

3.Безопасность финансового сектора экономики и ее сфер

Одной из главнейших составляющих экономической  безопасности Украины является финансовый сектор.

Финансовая безопасность – это  защищенность финансовых интересов  субъектов хозяйствования на всех уровнях  финансовых отношений, обеспеченность домашних хозяйств, предприятий, организаций, регионов, отраслей, секторов экономики, государства финансовыми ресурсами, достаточными для удовлетворения их потребностей и исполнения существующих обязательств.

Составляющей финансовой безопасности является качество финансовых инструментов и услуг, что защищает имеющихся  и потенциальных клиентов от негативного  воздействия возможных просчетов  и прямых злоупотреблений на их финансовое положение, а также гарантирует  в случае потребности возвращения  вложенных средств.

Критерием финансовой безопасности является стабильное, сбалансированное развитие финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, налоговой, инвестиционной и фондовой систем, а также ценообразование, которое характеризуется стойкостью к внутренним и негативным внешним  влияниям, способностью обеспечить эффективное  функционирование национальной экономической  системы и экономический рост.

Стабильность финансовой системы  государства определяется: уровнем  дефицита бюджета, стабильностью цен, оптимальностью финансовых потоков  и расчетных отношений, стойкостью банковской системы (так же, как и  системы небанковских финансовых учреждений) и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, размером валютных резервов, развитием отечественного финансового рынка, состоянием внешней и внутренней задолженности, величиной дефицита платежного баланса Украины, инвестиционным климатом и т.д.

Финансовая безопасность государства  имеет внутренний и внешний аспекты. Во внешнем плане – это, прежде всего финансовая независимость, финансовый суверенитет.

Безопасность финансового рынка  страны определяется социально –  экономической и политической стабильностью, кругом инвесторов, объемом и стоимостью заимствования, зависимостью от конкретного  источника, сбалансированностью структуры  заимствования за сроками и валютами, степенью рисков рыночных колебаний, гарантированностью размещения конкретных финансовых инструментов, наличием информации об эмитентов.

В условиях переходной экономики в  Украине особое значения приобретает  поддержка финансовой безопасности разных секторов экономики – государственного и негосударственного.

С учитыванием национальных интересов  идется про региональную, коллективную и глобальную финансовую безопасность. При этом финансовая безопасность Украины  является элементом макросистем  более высокого порядка – субрегиональных, региональных и глобальных.

На финансовую безопасность влияют внутренние и внешние угрозы.

Главной угрозой финансовой безопасности является правовая, организационная, институционная несовершенность реформирования финансово  – кредитной сферы в нашей  стране.

Угрозу финансовой безопасности могут  составлять и проявления сепаратистских настроев, которые могут привести к нарушениям целостности финансово  – кредитной, налоговой и таможенной систем.

Объективный процесс интеграции Украины  в мировое сообщество сопровождается ростом внешней задолженности, ограничением присутствия нашей страны на зарубежных финансовых рынках, неконтролированным вывозом за границу валютных запасов, торможение формирования собственной  финансовой инфраструктуры, ослаблением  финансовой самостоятельности в  решении острых вопросов социально  – экономического развития страны.

К активным внешним факторам, которые  угрожают финансовой безопасности государства, принадлежат также такие:

Попытки получить большую прибыль  с финансовых, торгово-экономических  и научно – технических связей с Украиной, используя методы недобросовестной конкуренции, подкуп государственных  служителей и т.д.;

Возможность использования внешней  задолженности как способа политического  давления на Украину.

Важнейшие внутренние факторы, которые  угрожают финансово – кредитной  сфере Украины, можно сгруппировать  так:

Недостаточное правовое урегулирование финансово – кредитной сферы;

Отсутствие совершенных институционных механизмов и функциональных структур;

Сужение общего финансового сектора  потенциала реального сектора экономики;

Низкий уровень отечественного финансового менеджмента;

Отсутствие действенной системы  обеспечения стабильности банков.

Защита финансовой безопасности субъектов  разного уровня должна осуществляться представителями законодательной, исполнительной и судебной власти. Специфическая роль принадлежит  общественной системе финансовой безопасности, которая охватывает совокупность гражданских, негражданских организаций и  объединений, которые осуществляют функции с реализации и защиты жизненно важных потребностей и интересов, основных прав и свобод граждан, предприятий, организаций, отраслей, государства  и общества от возможных опасностей и угроз в финансовой сфере.

Построение эффективной системы  финансовой безопасности невозможна без  определения критериальных требований к ней. Рассмотрим некоторые показатели финансовой безопасности Украины.

Состояние денежного рынка характеризуется  рядом специфических индикаторов, а именно:

- уровень монетизации;

- денежный мультипликатор;

- соотношение между темпами  роста денежной массы и потребительских  цен;

- среднегодовые темпы прироста  денежной массы;

- величина номинальной и реальной  учетной ставки;

- ставки за гривневыми и валютными  депозитами;

- ставки за операциями SWAP;

- кредитные и депозитные ставки  на межбанковском рынке;

- международные межбанковские  кредитные ставки.

Во многих развитых странах мира наблюдается значительное опережение роста денежной массы по сравнению с потребительскими ценами, которое обусловлено тем, что деньги обслуживают в первую очередь производственные и технологические циклы в реальном секторе экономики, где оборот денег меньше, чем в торговле и сфере

Высокая реальная процентная ставка угнетает реальную инвестиционную деятельность, ведь с реальной процентной ставкой, которая превышает 20%, не может конкурировать  ни одно предприятие, как бы хорошо им не управляли.

На пути к финансовой стабильности становится высокая и переменчивая инфляция. Основное внимание исполнительной и законодательной власти должна быть направлена на углубление макроэкономической стабилизации и инфляционной безопасности.

Существенное значение для обеспечения  финансовой стабильности имеет показатель дефляции. Дефляция опасна в случае, когда она вызвана резким падением спроса, избыточным производством и  снижением предложения капитала. Кроме того, дефляция увеличивает  реальную стоимость долговых обязательств, что приведет к банкротству и  неплатежеспособность банков. Дефляция особенно болезненно сказывается на дебиторах. В условиях дефляции инструменты  монетарной политики становятся неэффективными. Для определения уровня дефляции следует использовать такой индикатор, как дефляционный разрыв.

Бюджетная безопасность характеризуется  степенью сбалансированности бюджета, размером его дефицита или бездефицитностью. Уровень бюджетной безопасности обратно пропорциональный уровню бюджетного дефицита.

Важной составляющей финансовой безопасности страны является налоги и налоговая  политика, которая выступает как  мера обеспечения безопасности или, наоборот, как фактор усиления угроз  и рисков.

Характеризуя налоговую политику, которая до сегодняшнего дня проводилась  в Украине, необходимо обратить внимание на такие её недостатки:

Низкий уровень сбора налогов (фактическое исполнение доходной части  бюджета было значительно меньше чем запланировано)

Превращение налоговой системы  на фактор удушья экономического роста  и инвестиционной активности, стимулирование уклонения от уплаты налогов и  расширение «теневой» экономики.

Ослабление стимулирующего и регулировочного  действия налогового механизма на предприятие, особенно по поводу склонности к сбережениям  и нагромождение капитала, его  легализации.

Низкая экономическая, административная и криминальная ответственность  за невыполнение требований по поводу начисления, своевременного отчисления в бюджет обязательных платежей, за скрывание доходов и неоплату налогов.

Обеспечение экономической безопасности требует значительных изменений  в налоговой политике, разработки и принятия налогового кодекса, внедрение  такой модели налоговой политики, которая эффективно повлияет увеличению деловой активности и экономическому росту Украины.

Валютная составляющая финансовой безопасности. Стойкость национальной валюты, ее конвертированность – обязательный фактор финансовой безопасности любой  страны, субъектов хозяйствования и  отдельных граждан. Валютная безопасность государства характеризует степень  обеспеченности ее валютными средствами, достаточной для придерживания  позитивного сальдо платежного баланса, исполнение международных обязательств, накопления необходимого объема валютных резервов, поддерживание стабильности национальной денежной единицы. Валютная безопасность государства – это  и состояние курсосоздания, который  создает оптимальные условия  для поступательного развития отечественного экспорта, широкомасштабного приплыва в страну иностранных инвестиций, интеграции Украины к мировой  экономической системе и максимально  защищает от потрясений на международных  валютных рынках.

Информация о работе Экономическая безопасность украины