Шпаргалка по дисциплине "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 09:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансы".

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы и ответы на экз. вопросы СПО финансы 2014 (ЭК - 32).docx

— 226.85 Кб (Скачать файл)

Социальная финансовая политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика предприятия представляет собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

 

БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Банковские операции - это операции, направленные на решение задач и реализацию функций банка, т.е. отражающие банковскую деятельность.

Банк как коммерческая структура выступает посредником между теми, кто располагает денежными средствами и теми, кто в них нуждается. Исходя из этого, все банковские операции можно классифицировать следующим образом:

 

При организации банковских операций необходимо соблюдать следующие принципы:

-выполнение банковских  операций должно обеспечивать  банку прибыльность

-при осуществлении банковских  операций должна быть обеспечена  взаимосвязь между активными  и пассивными операциями, так как размеры и формы активных операций зависят от суммы привлеченных банком ресурсов

-банк должен быть обеспечен  высококвалифицированными кадрами  и широко использовать современные  компьютерные технологии.

В современных условиях банк должен расширять круг услуг, предоставляемых клиентам, внедрять наиболее перспективные формы обслуживания, обслуживать клиентов различных отраслей, идти по пути универсализации своей деятельности.

 

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Деятельность на рынке ценных бумаг обособлена от работы других рынков — товарных, валютных, страховых и т.п. В этом смысле любая деятельность на рынке ценных бумаг характерна лишь для данного рынка, а потому и является своего рода профессиональной деятельностью. Следовательно, даже эмитенты и инвесторы — самые главные участники рынка ценных бумаг — по отношению к участникам других рынков (кроме собственного) являются профессиональными участниками.

Другой аспект состоит в разделении деятельности внутри данного рынка на профессиональную и непрофессиональную. Критерием здесь является объект вложения капитала со стороны участника рынка ценных бумаг, т. е. имеет место вложение капитала в сами ценные бумаги или же в тот или иной вид услуг (как результат коммерческой деятельности), оказываемых участникам данного рынка. Под профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг понимается деятельность, основанная на вложении капитала не в самое ценную бумагу, а в услуги, оказываемые эмитентам и инвесторам, т. е. тем участникам рынка, капитал которых непосредственно связан с существованием ценной бумаги.

Таким образом, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг — это оказание услуг участникам данного рынка на компетентной и на коммерческой основе.

В сравнении с деятельностью эмитента или инвестора на рынке ценных бумаг, которая выражается в привлечении или вложении капитала посредством ценных бумаг, деятельность профессионального участника — это его работа, которая выступает основным источником его совокупного дохода. Источником же чистого дохода эмитента или инвестора является привлеченный капитал или капитал в форме ценной бумаги.

Деятельность конкретного эмитента или инвестора не является жесткозакрепленной за рынком ценной бумаги, так как в силу мобильности данной формы капитала каждый может свободно уйти с рынка ценных бумаг на иной рынок.

Иное дело, деятельность тех, кто вложил свой капитал в услуги как бизнес на рынке ценных бумаг. Он не может также легко и свободно уйти с данного рынка, поскольку на другом рынке он уже не может действовать как профессионал, пока не получит лицензию, ему надо переучиваться, нанимать новый штат сотрудников.

 

СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Планирование выступает основным средством использования экономических законов в процессе управленческой деятельности. Планирование – это комплексный процесс заблаговременного принятия решений, включающий в себя исследование, анализ и собственно планирование.

Как вид управленческой деятельности планирование направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

– всегда представляет собой предварительное принятие решения на основе комплексного анализа, направленного на достижение требуемых результатов в перспективе;

– должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменениям внешней среды, т. е. процесс планирования – процесс интеграционный;

– роль заключается не только в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования.

В настоящее время под финансовым планированием понимают деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит(профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после Второй мировой войны были созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ).

МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

– содействие сбалансированному росту международной торговли;

– предоставление кредитов странам-членам для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

– отмена валютных ограничений;

– межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.

МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты. Их деятельность взаимно увязана.

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:

– Международная ассоциация развития (МАР, создана в 1960 г.), предоставляет льготные беспроцентные кредиты;

– Международная финансовая корпорация (МФК, создана в 1956 г.), стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран;

– Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ, создано в 1988 г.), осуществляет страхование.

Международные финансовые институты – МВФ и группа ВБ – играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение – Лондон. Главная цель ЕБРР – способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства, оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры, инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, – финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство.

Региональные валютно-кредитные и финансовые организации западно-европейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель укрепления интеграции и создания экономического, валютного и политического союза (ЕС). К основным региональным организациям ЕС относятся: Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург), Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.), Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.), Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.), Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г.).

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, Базель, 1930 г.). По существу это банк центральных банков. БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты.

 

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Финансовый контроль – это форма реализации на практике контрольной функции финансов, общественное назначение которой состоит, в частности, в осуществлении контроля за рациональным распределением общественного продукта, формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и финансовых ресурсов. Финансовый контроль является одной из разновидностей деятельности органов власти и управления, проявлением важной роли финансов в общественном воспроизводстве.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, по проверке обоснованности процессов распределения общественного продукта, формирования, распределения и использования доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

При исследовании финансового контроля выделяют его сферу, объект и предмет. Сфера финансового контроля – это практически все денежные операции, а также сделки и операции, осуществляемые на основе денежных расчетов.

Объектом финансового контроля являются денежные распределительные и перераспределительные процессы при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств, доходов и накоплений.

Предметом проверок являются финансовые и другие экономические показатели.

Действие финансового контроля распространяется на все четыре стадии воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление), а также на непроизводственную сферу.

Необходимость существования финансового контроля вытекает из особенностей товарно-денежного производства, которое не может существовать без своевременного и полного формирования, обоснованного распределения и эффективного использования фондов денежных средств и финансовых ресурсов.

С помощью финансового контроля решаются следующие задачи:

– обеспечения оптимальных пропорций распределения и перераспределения финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями и сферами народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, хозяйствующими субъектами и населением;

– обеспечения своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, контрагентами хозяйствующих субъектов;

– выявления внутрихозяйственных резервов увеличения финансовых ресурсов и повышения эффективности производства;

– обеспечения экономного и эффективного использования финансовых ресурсов и повышения эффективности финансовых вложений. Финансовый контроль классифицируется в зависимости от субъектов, его осуществляющих, времени и способов его проведения.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, различают следующие виды финансового контроля: государственный, ведомственный, независимый (аудиторский), внутрихозяйственный.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.

В зависимости от источников проверяемых данных различают документальный и фактический контроль.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансы"