Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содежрит 55 ответов на вопросы по дисциплине "Финансы"

Вложенные файлы: 1 файл

Представление о сущности банка с позиции его исторического развития.docx

— 58.48 Кб (Скачать файл)

19. Законодательные основы деятельности современного банка

Деятельность банка складывается из выполняемых им операций и предоставляемых  услуг, которые имеют определенные свойства. Их несколько.

Во-первых, будучи денежно-кредитным  институтом, банк выполня­ет операции и оказывает услуги преимущественно в денежной форме.

Во-вторых, эти операции и  услуги носят коммерческий характер. Чаще всего за выполнение своей работы банк получает определенное вознаграждение (в виде ссудного процента, комиссии, иной прямой и косвенной форм).

В-третьих, операции и услуги банка возникают на добровольной основе. Банк и клиент сами выбирают друг друга, исходя из своих соб­ственных интересов. Клиент имеет право открыть счет в любом банке, это, однако, не означает, что банк обязан ему оказывать другие услуги (в том числе выдавать кредиты и пр.).

В-четвертых, операции и услуги можно подразделить на банковс­кие, дополнительные и небанковские.

В основе членения операций на банковские и небанковские лежит  понимание сути банка, его отличий  от специальных финансовых ин­ститутов. В российском банковском законодательстве эти финансовые институты получили название “небанковские кредитные организации”.

20. Банковская монополия

21. Обеспечение безопасности банков

Безопасность банка - это  его защищенность от внешних и  внутренних угроз, позволяющая надежно  сохранить и эффективно использовать

финансовый, материальный и кадровый потенциал.

безопасности, защита законных интересов кредитной организации  от противоправных посягательств, охрана жизни и здоровья персонала, недопущения  хищения финансовых и материально-технических  средств, уничтожения имущества  и ценностей, разглашения, утраты, утечки, искажения и

уничтожения служебной информации, нарушения работы технических средств, обеспечения производственной деятельности, включая и средства информатизации.

·   анализ и прогнозирование вероятных угроз;

·   предупреждение угроз (меры организационного, охранного, инженерно-технического, криминалистического и сыскного характера);

·   создание механизма  и условий оперативного реагирования на угрозы безопасности и проявление негативных тенденций в функционировании банка;

·   эффективное пресечение угроз персоналу и посягательств  на ресурсы на основе правовых, организационных  и инженерно- технических мер  и средств обеспечения безопасности;

·   выявление готовящихся  и совершённых противоправных посягательств на интересы банка;

·   минимизация и  возмещение причинённого ущерба;

·   противодействие  отмыванию денежных средств, полученных преступным путём;

·   взаимодействие с  правоохранительными органами в  сфере обеспечения безопасности;

22. Базовые понятия и принципы работы с проблемными коммерческими банками

Банки, испытывающие финансовые затруднения, — источник проблем  для органов банковского надзора  во всех странах, поэтому органы банковского  надзора предпринимают предусмотренные  национальным законодательством меры, препятствующие распространению проблемных банков. Финансовая неустой-кредитных организаций обусловлена:

? плохим качеством активов;

? высокими операционными  расходами, неадекватными реальному  состоянию бизнеса;

? скрытыми убытками, не  нашедшими отражения в отчетности.

Неудовлетворительное качество активов зачастую связано с чрезмерным наращиванием операций по предоставлению ссуд различным категориям заемщиков  и отсутствием стимулов для выявления  проблемной задолженности на ранних стадиях, несвоевременным принятием  мер по улучшению ситуации, концентрацией  кредитного риска в одном регионе  или отрасли. Не менее значимые причины возникновения подобных ситуаций — несоблюдение менеджментом кредитной организации требований и процедур, закрепленных в кредитной политике и внутренних инструкциях, неэффективность работы служб внутреннего контроля и аудита.

Снижение уровня финансовой устойчивости кредитной организации  побуждает органы надзора принимать  меры с учетом ситуации и норм банковского  законодательства. При этом собственники и менеджмент обязаны проводить  мероприятия по выводу кредитной  организации из кризиса.

Проблемный банк — банк, состояние ликвидности и платежеспособности которого подвержено реальной угрозе, финансовая неустойчивость которого носит  фундаментальный характер.

23. и 41 Идентификация проблемных банков 

Основная задача органов  надзора — выявление финансово  неустойчивых банков на ранних стадиях. Идентификация потенциально уязвимых банков относится к числу наиболее трудно решаемых задач, однако органы банковского надзора разработали  инструменты, позволяющие достигать  цели.

Эффективность мероприятий  по своевременному выявлению слабых банков зависит от информации, поступающей  и Внутренние источники

Внешние источники

Финансовая отчетность кредитных  организаций

Рейтинговые системы оценки, используемые органом надзора

Результаты мониторинга  финансового состояния кредитных  организаций 

Результаты проверок банков на местах

Информация, поступающая  от кураторов кредитных организаций

Внутренние источники 

Макроэкономическая ситуация, состояние финансовых рынков

Рейтинговые оценки независимых  агентств

Контакты с менеджментом банков

Мнение внешних аудиторов

Информация, полученная службами внутреннего контроля и аудита банка з внешних и внутренних источников

24. Реорганизация кредитных организаций: содержание понятия и виды

В нашей стране реорганизация  кредитных организаций в форме  слияния и присоединения осуществляется в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации, федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации юридических лиц», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), «О банках и банковской деятельности», Инструкцией Банка России № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности»; организаций, находящихся в процессе реорганизации,— с учетом норм Положения № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения», Инструкцией Банка России № 102-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации», учредительными документами банка и нормативными актами Федеральной антимонопольной службы.

В банковской системе реорганизация  — это изменение организационной  структуры и юридического статуса  коммерческого банка при условии  сохранения выполняемых им функций  и операций. В России реорганизация  кредитных организаций проходит, как правило, в форме присоединения, хотя законодательством предусмотрены  и иные формы. В зарубежной практике наряду с термином «слияние» используется термин «поглощение», указывающий на насильственный характер реорганизации.

25. Особенности реорганизации Российских коммерческих банков

Одна из причин реорганизациий в банковском секторе России — потребность в наращивании капитальной базы кредитных организаций в связи с ужесточением требований органов надзора. С принятием Федерального закона от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в Российской Федерации», обострением конкуренции на национальном рынке банковских услуг и потребности в сохранении конкурентных преимуществ актуализировалась потребность в реорганизации кредитных организаций.

Рост слияний и поглощений на российском рынке в основном связан с процессами интеграции в нефинансовом секторе. В банковском секторе они  существенно скромнее.

Удельный вес кредитных  организаций с собственными средствами (капиталом) свыше 5 млн евро составил лишь 34,8%'. Представители банковского сообщества выражают опасение, что многие малые, но эффективные банки не смогут вписаться в это требование й уйдут с рынка. При этом прогнозируется рост реорганизаций кредитных организаций в форме слияний и присоединений. Данные статистики до недавнего времени свидетельствовали, что слияния в России пока отсутствуют, реорганизация осуществляется в форме присоединений путем преобразования кредитных организаций в филиалы других коммерческих банков. В 2003 г. зарегистрирован один случай присоединения к другому банку (без образования филиала).

26. Экономические организационные аспекты слияний и соединений

Банк России провел работу по совершенствованию порядка, регламентирующего  сделки в форме слияний и присоединений. Предусмотрено упрощение процедур слияния и присоединения, что  будет способствовать снижению материальных и трудовых затрат кредитных организаций, участвующих в реорганизации. Исключены  некоторые требования, приводившие  к затягиванию процедур реорганизации: отменены обязательное проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизуемых кредитных организаций, инспекционной проверки данных организаций и др.

При рассмотрении вопросов о  реорганизации кредитных организаций  Банк России требует представления  согласия антимонопольного органа на проведение сделки. Антимонопольный  контроль позволяет установить, приведет ли сделка к доминированию вновь  созданной кредитной организации  на рынке банковских услуг, к ограничению  конкуренции.

Законодательством определен  предельный размер уставного капитала финансовых организаций для случая уведомления или получения разрешения на сделку. В зависимости от размера  уставного капитала по окончании  сделки в антимонопольные органы представляются уведомление (если уставный капитал не превышает лимита) или  предварительное согласие (если в  результате реорганизационных мероприятий  уставный капитал превысит лимит).

27. Ликвидация банков

Ликвидация — это прекращение  деятельности юридического лица без  перехода прав и обязанностей другим юридическим или физическим лицам. Банк может быть ликвидирован по решению  его собственников, а также по решению суда.

Правом на обращение в  арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации  банкротом обладают:

? кредитная организация;

? конкурсные кредиторы,  включая физических лиц, имеющих  право требования к кредитной  организации по договору банковского  вклада и (или) договору банковского  счета;

? уполномоченные органы;

? Банк России, в том  числе в случаях, когда он  не является кредитором кредитной  организации.

Заявление о признании  кредитной организации банкротом  принимает арбитражный суд. Производство по делу о банкротстве возбуждается после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций на основании заявления лиц, определенных законодательством, если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее 1 ООО МРОТ и эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств перед кредиторами и уплаты обязательных платежей. Стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами Банка России.

28. Общие принципы организации управления банком

Функциональный принцип  означает, что структура банка  привязана к его конкретной деятельности, в аппарате управления присутствуют кадровые подразделения кредитного профиля, значительное кассовое подразделение.

По принципу соответствия поставленным целям главной целью  банка является обеспечение устойчивого  развития (поддержание его ликвидности, доходности, конкурентоспособности  и др.).

Принципом иерархии властных полномочий подразделений предусмотрены  два властных звена: высшее звено  управления и прочие подразделения  банка. К высшему звену относятся  совет и правление банка, ревизионная  комиссия, комитеты, объединяющие наиболее квалифицированную часть персонала  и решающие принципиальные вопросы, к прочим подразделениям — управления (отделы), занятые обслуживанием  клиентов, выполнением иных работ.

Для реализации принципа обеспечения  совместных и координированных действий некоторые банки создают административный комитет.

В соответствии с принципом  рационализации управления работа банка  организуется так, чтобы обеспечивать его развитие по линии внедрения  новых услуг, сокращения затрат, повышения  производительности труда, исследования рынка. Некоторые банки создают  экспертные советы.

Принцип обеспечения целостности  и соответствия условиям окружающей среды означает, что в рамках единой стратегии развития каждое подразделение  совершенствует свою деятельность в  соответствии с изменением условий  окружающей среды.

Система организации банка  должна отвечать принципу обеспечения  контроля. Обязательным элементом структуры  банка выступают: внутренний контроль и аудит и внешний аудит.

Принцип обеспечения оперативной  и достаточной информацией, новыми методами ее обработки позволяет  своевременно принимать организационные  и экономические меры по поддержанию  стабильности, надежности банка. Для  этого создаются подразделения, занимающиеся сбором и обработкой данных.

29. Структура аппарата управления банка и задачи основных его подразделений

В целом примерную структуру  коммерческого банка (среднего по объему выполняемых операций) можно представить  следующим обра­зом.

Однако независимо от выполняемых  ими операций, правовой формы организации  и их деятельности, каждый банк производит свой специфи­ческий продукт, имеет тем не менее обязательный для всех их набор определенных блоков управления. В их числе:

1. Совет банка

2. Правление

3. Общие вопросы управления

4. Коммерческая деятельность

5. Финансы

6- Автоматизация

7. Администрация

31. Понятие и признаки клиента банка

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"