Шведская модель финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:27, реферат

Краткое описание

Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Содержание

Введение
1.Эволюция шведской модели экономики.
2.Сильные, слабые стороны шведской модели и их недостатки.
3. Опыт шведской модели для других экономик.

Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 82.60 Кб (Скачать файл)

Нежелание правительства  применять рестриктивных налоговые и денежные меры в периоды высокой конъюнктуры стало причиной неудач в поддержании экономической стабильности. Особенно это проявилось с середины 80-х годов, когда шведское правительство допустило слишком высокие прибыли, превышение роста спроса и инфляционный рост издержек. Призывы к профсоюзам спасать экономику путем ограничения роста зарплаты - это тот самый метод, который в более ранних вариантах шведской модели считался бесполезным. Тем самым социал-демократы сами подрывали модель. Но есть и другие факторы, угрожающие шведской модели.

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания  полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности  не проявлялись в виде серьезной  угрозы модели в целом. Причины лежат  в области политики. Социал-демократы  имели правительство, опирающееся  на меньшинство в риксдаге, и позиции  партии постепенно ослабевали. Правительство  понимало необходимость более сильной  налоговой политики, но не нашло  поддержки этому в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий:

общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству  требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой  конъюнктуры.

Еще две причины угрожают существованию модели: это подрыв политики солидарности в области  зарплаты и ограничение действенности  мер правительства в результате интернационализации экономики  Швеции.

Централизованные переговоры о зарплате между ЦОПШ и САФ  составляли неотъемлемую часть шведской модели. Политика солидарности в области  зарплаты была для профсоюзов руководящим  принципом, а предприниматели в  течение длительного времени  были не в состоянии противостоять  стремлению профсоюзов к выравниванию. За централизованными переговорами следовало заключение коллективных договоров на местном уровне, где  выравнивающее воздействие первых несколько смягчалось. Однако конечным результатом этого процесса было сокращение разницы в зарплате.

В середине 80-х годов предприниматели  устранились от централизованных переговоров  и заставили профсоюзы вести  переговоры на уровне отраслей. Их цель - децентрализация и индивидуализация процесса формирования зарплаты, что  заметно затрудняет профсоюзам проведение политики солидарности в области  зарплаты. Уход предпринимателей от централизованных переговоров сопровождается новой  стратегией введения для своих занятых  систем деления прибылей и предоставления опционов, которые затем могут  быть превращены в акции. Высокие  прибыли в 80-е годы позволяли это  сделать. Принципиальная точка зрения профсоюзов, что подобные мероприятия  несовместимы с философией солидарности, тем не менее, не препятствовала местным  профсоюзам принять эти привилегии. Таким образом, позиции профсоюзов ослабли, и политика солидарности в области зарплаты подорвана. Профсоюзам необходимо вырабатывать новую стратегию, соответствующую новым явлениям в экономике Швеции.

Высокий дрейф зарплаты, системы деления прибылей, опционы  и дополнительные льготы и привилегии свидетельствуют о том, что структура  зарплаты не отвечает требованиям рынка. В этом есть и определенная вина профсоюзов. Ведь еще в 1951 г., при  введении политики солидарности в области  зарплаты, было одновременно отмечено, что профсоюзное движение должно найти общепринятые нормы различий в зарплате. Все попытки найти  такую систему оценки труда провалились. Пока это не сделано, предприниматели, используя силы рынка, будут обходить профсоюзы, и ослаблять их позиции  в процессе формирования зарплаты.

Еще одна угроза шведской модели - происходящая интернационализация  шведской экономики. Ограничения на движение капиталов отменены, и процентные ставки в Швеции должны соответствовать  мировому уровню. Заграничные инвестиции шведских компаний быстро растут, и занятость увеличивается быстрее на дочерних иностранных, чем на материнских фирмах. Крупнейшие шведские компании сливаются с иностранными, и создаются международные.

Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в будущем двух основных целей  шведской модели-полной занятости и  равенства - видимо, потребует новых  методов, которые должны соответствовать  изменившимся условиям. Лишь время  покажет, сохранятся ли специфические  черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области  зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой  государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или  же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

 

3. Опыт шведской модели для других экономик

 

Наконец, что же можно  взять из опыта шведской модели? Некоторые считают, что шведский опыт и методы можно легко экспортировать и использовать в других странах. Однако механически перенести на чужую почву даже самый прогрессивный  опыт очень трудно. Каждая страна имеет  свои собственные традиции, историю  и институциональные структуры, и многое из того, что привлекает внимание в шведском обществе, основано на специфических традициях и  институтах, появившихся давно. Швеция отличается этнической и религиозной  однородностью населения, длительной традицией центральных правительств, неучастием в войнах свыше 175 лет, ведущей ролью рабочего движения в течение более 60 лет, часто парадоксальным сочетанием частной собственности и государственного вмешательства во многих секторах общества. Уникальная черта - сильная приверженность шведского народа полной занятости и равенству.

И все же некоторую пользу на примере шведской модели можно  извлечь и для других стран. Во-первых, учеба на чужих ошибках. Так, шведское правительство несколько раз  повторяло ошибку, стремясь переложить ответственность за стабильность цен  на профсоюзы, хотя совершенно ясно, что  ответственность за стабилизацию экономики  лежит на правительстве. Профсоюзы  организованы для защиты интересов  своих членов, а не являются инструментом государственной политики. При росте  спроса на рабочую силу в рыночном хозяйстве зарплата возрастет независимо от того, что профсоюзные лидеры пообещают правительству. Политика доходов бесполезна, во всяком случае, в долгосрочном плане - в этом состоит  шведский урок.

Во-вторых, опыт активной политики на рынке труда - важнейшей части  шведской модели - может использоваться и другими странами, а именно: незачем тратить огромные суммы  на пособия безработным в качестве компенсации за потерянные доходы, пренебрегая альтернативой переподготовки безработных и возвращения их к труду другими мерами, в частности  путем предоставления субсидий для  повышения мобильности. Кроме неблагоприятных  последствий для человека безработица - весьма дорогостоящий метод борьбы с инфляцией и решения структурных  проблем. Значительная часть издержек на политику на рынке труда в Швеции возвращается государству в виде налогов и взносов на социальное страхование. Чистые расходы на нее  заметно меньше значащихся в бюджете  цифр. Шведский опыт состоит в том, что мощная и хорошо организованная политика на рынке труда высокопродуктивна  и является на деле эффективным путем  использования денег налогоплательщиков. Социальная политика и регулирование  рынка труда и привлекают, прежде всего, внимание экономистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основные цели шведской модели - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник.

14-е издание. – М.: Инфра-М, 2002 г.

2. Архипов А. И. Экономика:  Учебник. – М., 1998 г.

3. Нуреев Рустем Махмутович. Курс экономической теории: Микроэкономика: Учеб. для вузов.- М.: Норма, 1996.- с.: ил.

4. Булатов А. С. Экономика. – М.: БЕК, 1997г.

5. Экономическая теория. Под общей редакцией В. И. Видякина, Г.П. Журавлевой. М.: Инфра-М, 1997г.

6. Вопросы статистики – 2001. – № 9

7. Энклунд Клас. Эффективная экономика - шведская модель: Пер. со швед.- М.: Экономика, 1991

8. Лейф Пагротски. Большие расходы на социальные нужды - это решение, а не проблема Независимая газета от 23.11.2000 
Оригинал: http://world.ng.ru/europe/2000-11-23/4_model.html

9. Всеволод МОЖАЕВ. Совместима ли "шведская модель" с глобализацией и евроинтеграцией?: Журнал "Человек и труд" № 4, 2001 г.

10. Оборудование (рынок, предложение, цены)  #12, декабрь 1999 (специальное приложение к журналу Эксперт). Индустрия шведского благополучия. 

 

 

 


Информация о работе Шведская модель финансирования