Центральные банки, его функции и операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем. Первоначально термин <центральный банк> подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.
Центральный банк- это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.

Содержание

Введение……………………………...................................................
Центральные банки
Предпосылки возникновения центральных банков…………
Сущность центральных банков…………………………….......
Независимость центральных банков от исполнительной власти…..
Функции центральных банков……………………
Операции центральных банков

Вложенные файлы: 1 файл

центральный банк.docx

— 72.25 Кб (Скачать файл)

Одно из важнейших  направлений деятельности центрального банка -

рефинансирование  кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение

стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны

центрального банка  включает предоставление ссуд под учет векселей и

ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и  среднесрочной основе.

Для повышения  уровня ликвидности банковских институтов центральные банки

осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности в разных

странах. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только

стабильные банковские институты, испытывающие временные  трудности.

Одной из важнейших  функций центрального банка является участие в управлении

государственным долгом, который формируется из обязательств центрального

правительства, местных  органов власти,. предприятий государственного сектора.

Управление государственным  долгом используется одновременно в  качестве

способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и

предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке. В результате данная

функция приобретает  комплексный характер, поскольку  позволяет решать частные

задачи и координировать бюджетную и денежно-кредитную  политику.

Формы участия  центрального банка в управлении долгом различаются, в

частности, в зависимости  от разделения сфер влияния в этом отношении между

центральным банком, казначейством и специализированной организацией (если

таковая существует).

Центральный банк является проводником государственной  валютной политики,

направленной главным  образом на регулирование валютного  курса. Выбор режимов

валютных курсов, используемых центральными банкам (фиксированный, свободно

плавающий, "ползучий", двойной, система множественности  валютных курсов)

осуществляется  в зависимости от их сравнительных  преимуществ применительно к

конкретным экономическим  условиям данной страны.

Стратегические  направления валютной политики обусловлены  целом рядом

факторов: структурой центрального банка, характером проводимой им денежно-

кредитной политики, уровнем инфляции, состоянием государственной

задолженности. В  зависимости от этих факторов подходы  центральных банков к

выбору тех или  иных инструментов валютной политики существенно различаются по

странам. На выбор  инструментов проведения валютной политики, применяемых

центральными банками  различных стран, оказывает влияние  и специфика задач,

стоящих на том  или ином этапе их экономического развития.

Для проведения валютной политики центральные банки обычно используют 3 вида

инструментов: интервенции  на валютных рынках, дисконтную политику и

управление валютными  резервами.

Важную роль в  изменениях методов и инструментов регулирования центральными

банками денежно-кредитной  сферы в последние годы сыграли  растущая

интернационализация экономики и международная интеграция финансовых рынков.

Дополнительным  стимулом развития межгосударственного  регулирования явилось

усиление банковских рисков, вызванных резкими колебаниями  темпов

экономического  развития отдельных отраслей и стран, неравномерностью темпов

роста инфляции, процентных ставок и валютных курсов.

В результате возникла необходимость в координации  деятельности центральных

банков, направленной на максимальную унификацию норм регулирования  в

различных странах  с целью предотвращения возможных  банковских кризисов и

резкой миграции международных капиталов. Центром межгосударственного

регулирования банковской деятельности стал Банк международных расчетов

(БМР), в рамках которого создан Комитет по банковскому регулированию и

контролю (Базельский Комитет). В рамках БМР разработаны рекомендации по

внедрению в странах - его участницах системы нормативов деятельности

банковских учреждений и порядок контроля за ними.

Первоначально систему  регулирования, предложенную БМР, предполагалось

использовать лишь при контроле за международной деятельностью  банков. Однако,

как показал опыт, эта система является очень гибкой, экономически

обоснованной и  может эффективно применяться при  внутреннем банковском

контроле, поэтому  в настоящее время большинство  развитых стран активно

внедряют в практику регулирования рекомендации БМР.

Межгосударственное  регулирование банковской деятельности наглядно

прослеживается  на примере Западной Европы: стремление добиться большей

стабильности банковских и финансовых систем усиливает координацию  валютной и

денежно-кредитной  политики стран - членов ЕС и сотрудничество их центральных

банков. Причем в  настоящее время наблюдается  постепенный переход от системы

координации денежно-кредитной  и валютной политики государств - членов ЕС к

формированию единой денежно-кредитной и валютной политики, требующей и

создания соответствующего наднационального регулирующего института. Органом

ЕС, ответственным  за его единую денежно-кредитную  и валютную политику,

призвана стать  система центральных банков стран - участниц ЕС, независимая в

своих решениях от политических институтов ЕС, имеющая  федеральную структуру и

приоритетную цель - поддержание стабильности денег.

Анализ изменений, происшедших в последние десятилетия  в целях, формах и

методах деятельности центральных банков зарубежных стран, позволяет выявить

ряд общих тенденций.

Денежно-кредитная  политика, первоначально направленная на конъюнктурное

регулирование, имеющая  множество целей и разнообразие инструментов, все

больше стала  ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность

валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых

посредников; создание условий, необходимых для повышения  эффективности

кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, центральные  банки изменили

методы денежно-кредитной  политики: на смену регулирующему  воздействию с

использованием  многообразия инструментов пришло использование  нескольких

косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро

реагировать на конъюнктурные  колебания.

Во многих странах  был ограничен доступ коммерческих банков к кредитам

центрального банка - путем повышения его учетной  ставки. Было ослаблено

давление резервных  требований на банки; в настоящее  время изменение норм

резервирования  как инструмент корректировки ликвидности  банков используется

довольно редко.

Резко возросла необходимость  международного согласования кредитно-денежной и

валютной политики, усилилось межгосударственное регулирование  банковской

деятельности.

В целом главной  тенденцией денежно-кредитной политики центральных банков

стало приобретение ею большей гибкости.


Информация о работе Центральные банки, его функции и операции