Централизованные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ закономерностей развития централизованных финансов. Задачи данной работы:
• Определение централизованных финансов, их сущность
• Основные функции и структура централизованных финансов
• Принципы и роль централизованных финансов
• Основные исторические этапы развития финансов
• Современное состояние централизованных финансов в России
• Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 6
1.1. Определение централизованных финансов, их сущность 6
1.2. Основные функции и структура централизованных финансов 8
1.3. Принципы и роль централизованных финансов 23
Глава 2. Закономерности развития централизованных финансов в России 26
2.1. Основные исторические этапы развития финансов 26
2.2. Современное состояние централизованных финансов в России 41
Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России 54
3.1. Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения 54
Заключение 66
Список использованной литературы 81
Приложения 83

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

Данные тенденции нашли свое отражение в динамике денежно-кредитных показателей. При росте за 2003-2004 гг. реального ВВП на 19,4% объем реальной денежной массы увеличился на 70, объем денежной массы в определении денежного обзора (с учетом депозитов в иностранной валюте) - на 64%. Увеличение денежного предложения не имело существенных инфляционных последствий, поскольку сопровождалось снижением скорости обращения денег. Базовая инфляция сократилась с 19,7% в 2002 году до 9,4% в 2004 г., т.е. более чем в два раза. Факторами позитивной динамики скорости обращения денег стали сокращение доли наличных денег в структуре денежной массы с 38% на 1.01.2002 г. до 36%, на 1.01.2004 г. и увеличение сроков привлечения денежных средств: доля срочных депозитов возросла. Динамика денежной массы в 2002-2004 гг. формировалась в значительной степени под влиянием тенденций, происходивших в экономике. Значительный рост реальных располагаемых доходов населения, обусловленный увеличением реальной начисленной заработной платы и других видов доходов, способствовал повышению склонности населения к организованным сбережениям, поэтому вклады населения стали наиболее динамично растущим показателем в структуре денежной массы. Их прирост составил 89,3% в реальном выражении. Более медленными темпами (на 63% за тот же период) увеличивались остатки средств на счетах нефинансовых предприятий и организаций в реальном выражении.

В условиях реального укрепления курса национальной валюты спрос нефинансового сектора на депозиты в национальной валюте более чем в два раза превысил спрос на депозиты в иностранной валюте: реальный рост составил 75,2% и 37,5%, соответственно. В условиях сохранения сильного платежного баланса страны основным источником увеличения денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования за рассматриваемый период был интенсивный приток иностранной валюты в страну, причем не только за счет высокого положительного сальдо по счету текущих операций, но и вследствие сокращения оттока капитала в 2004 году. Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций увеличились за 2002-2004 гг. на 1447,7 млрд. руб., или на 44,9 млрд. долл., причем весь этот прирост сформировался за счет органов денежно-кредитного регулирования (рост на 45,2 млрд. долларов).

Характерной тенденцией 2002-2004 гг., оказывающей влияние на формирование денежного предложения со стороны кредитных организаций, стало изменение структуры их совокупных активов: сокращение удельного веса чистых иностранных активов (с 9,3% до 4,1%) и чистых требований к органам государственного управления (с 25,8% до 14,2%) при увеличении кредитования нефинансового сектора экономики (с 35,8% до 48,8%). Объем требований со стороны кредитных организаций к нефинансовым государственным и частным предприятиям, организациям и населению в реальном выражении возрос за три года более чем в 2,1 раза при увеличении объема привлеченных средств в национальной и иностранной валюте в реальном выражении за тот же период на 67%. Такая динамика стала следствием постепенного замедления темпов роста объема привлеченных средств и сохраняющихся рисков, связанных с кредитованием реального сектора экономики.

За 2002-2004 годы объем денежной базы в широком определении (включающая наличные деньги в обращении, обязательные резервы кредитных организаций по привлеченным средствам в национальной и иностранной валюте, средства кредитных организаций на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России), динамика которой характеризует рост денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования, увеличился в реальном выражении на 76,4%. Рост денежной базы за указанный период формировался в основном под влиянием увеличения чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования.

В условиях сохранения сильного платежного баланса основным инструментом стерилизации избыточного денежного предложения являлись депозитные операции Банка России с банками. Этому процессу способствовал рост остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России, который происходил в результате складывающегося профицита консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Ситуация с текущей банковской ликвидностью в 2002-2004 гг. складывалась таким образом, что позволила Банку России не прибегать к изменению норм обязательных резервов в этот период (в последний раз они были изменены в январе 2002 года).

С ноября 2004 года Банк России расширил круг инструментов денежно-кредитной политики, используемых для стерилизации ликвидности, перейдя к проведению регулярных депозитных аукционов с использованием системы "Рейтерс-Дилинг".

Банк России уделял постоянное внимание системе рефинансирования банков. Применялись механизмы постоянного доступа, позволяющие банкам управлять своей ликвидностью. В частности, использовались однодневные расчетные кредиты, ставка по которым определяет верхний уровень ставок денежного рынка. Кроме того, с 26.09.2004 г. Банком России проводятся с банками на открытом рынке сделки "валютный своп" сроком на один день. В результате расширение спектра регулярно применяемых Банком России инструментов регулирования ликвидности стало фактором снижения амплитуды колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов. В условиях снижения инфляции с целью стимулирования развития реального сектора экономики Банк России несколько раз изменял ставку рефинансирования (за период с 2002 г. по 2004 г. она снизилась с 55% до 21%). Регулярное снижение ставки рефинансирования в определенной степени соответствовало общему снижению процентных ставок в экономике.

В течение 2002-2004 годов Банк России выполнял задачи, связанные с защитой и обеспечением устойчивости рубля, а также с эффективным управлением золотовалютными резервами.

Банк России осуществлял курсовую политику, основанную на режиме плавающего обменного курса рубля, формирующегося на основе соотношения спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Задачами курсовой политики являлись сглаживание экономически необоснованных резких колебаний стоимости российской национальной валюты и поддержание золотовалютных резервов на достаточном уровне. Решение о необходимости корректирующего вмешательства в формирование обменного курса принимались исходя из текущей конъюнктуры валютного рынка на основе оценки ключевых макроэкономических показателей - уровня инфляции, состояния внутреннего производства и инвестиций, а также платежного баланса страны.

Банк России в 2002-2004 гг. особое внимание уделял повышению устойчивости рубля. В рамках выполнения данной задачи первостепенное место отводилось накоплению достаточного уровня золотовалютных резервов, являющихся обеспечением обязательств Банка России в национальной валюте и источником ресурсов для отражения возможных краткосрочных спекулятивных атак на курс особенно в периоды крупных выплат по обслуживанию внешнего долга. В целом в течение 2002-2004 гг. объем золотовалютных резервов вырос в 5 раз.

За период 2002-2004 гг. в пересчете по действующему обменному курсу рубля покрытие широкой денежной базы золотовалютными резервами возросло с 60% до 123%, что позволяет рассматривать достигнутый уровень резервов как достаточный с точки зрения поддержания устойчивости валютного рынка в краткосрочной перспективе.

В 2003-2004 гг. Банком России были предприняты шаги по упрощению (переводу с разрешительного на уведомительный) порядка проведения валютных операций движения капитала. Принятые меры имели целью способствовать решению таких важнейших задач, как стимулирование привлечения иностранного капитала в российскую экономику и развития интеграционных процессов со странами СНГ.

В этих целях с июля 2003 г. Банком России был введен уведомительный порядок проведения юридическими лицами-резидентами валютных операций на сумму до 10 млн. долл., связанных с прямыми инвестициями в страны СНГ, а с октября 2003 г. - уведомительный порядок привлечения резидентами (не являющимися кредитными организациями) от нерезидентов финансовых кредитов и займов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней.

Наряду с этим, в целях создания более комфортных условий для развития российского бизнеса в октябре 2004 г. вместо ранее действовавшего разрешительного был установлен уведомительный порядок открытия юридическими лицами-резидентами счетов в иностранных банках для обслуживания деятельности их представительств за пределами Российской Федерации14.

Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России

3.1.Основные проблемы  централизованных финансов России  и пути  их решения

В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.

Напомню, что централизованные финансы включают в свой состав: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Основные проблемы и пути их решения будут рассмотрены именно разрезе звеньев централизованных финансов.

Централизованные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

«Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.

В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:

    • Противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.
    • Нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;
    • Снижение  дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.
    • Проблема формирования бюджетных доходов в связи с высоким уровенем косвенных (прямых) доходов, низким уровенем национального дохода.

Пути решения проблем бюджетной сфере:

-Дальнейшее реформирование бюджетного законодательства в сфере его регулирования, а также с целью устранения противоречий в Бюджетном кодексе;

- Можно  предложить Правительству в Концепции  управления государственным долгом  ввести утверждение законом о  бюджете источников погашения  дефицита (включив в них Стабилизационный фонд);

- Создать  группу для соответствующей доработки  Бюджетного кодекса, просить Счетную  палату дать предложения по  этим вопросам;

- Увеличить  дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности в составе ФФПС на 8,5 млрд. руб., сократив на эту сумму профицит. Допустить направление в Стабилизационный фонд 8,5 млрд. руб. доходов от приватизации;

- дать в законе о бюджете-2004г. приложение, утверждающее полный объем поступлений по ИПД (объемов привлечения) с учетом платежей (погашения долга), т.е. утвердить баланс ИПД.

Другими проблемами бюджетной системы России являются:

  • Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
  • Действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;
  • Тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;
  • Принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
  • Доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.
  • Недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).

Эти проблемы решаются путем:

    • Теоретической разработки и обоснования  принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
    • Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
    • Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
    • Создания новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
    • Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Теперь рассмотрим основными проблемами в области финансирования внебюджетных фондов .

Пенсионный фонд РФ.

На сегодняшний день в данной области тоже существуют проблемы, пути решения этих проблем предполагается решить при помощи реформ.

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.

Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии. Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование.

Все участники общей системы трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.

Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии.

Информация о работе Централизованные финансы