Ценные бумаги в РФ, сущность и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:41, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является изучение общих закономерностей происхождения и сущности ценных бумаг, организации и функционирования ценной бумаги на рынке ценных бумаг, а также изучение экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов посредством ценных бумаг.
Исходя из цели написания дипломной работы, определился ряд
взаимосвязанных задач:
. ознакомиться с видами ценных бумаг и дать им краткую характеристику
. проанализировать имеющуюся классификацию ценных бумаг;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ, ЧТО ТАКОЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, КАК СФОРМИРОВАЛИСЬ ЦЕННЫЕ БУМАГИ……………………………………………………………………………..6
1.1 Что такое ценные бумаги, как сформировались ценные бумаги……...6
1.2 История образования, эволюция ценных бумаг в России………...…..13
ГЛАВА 2. ОСОБЕНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ……………20
1.1 Особенности формирования ценных бумаг…………………...……….20
2.2 Особенности формирования ценных бумаг в коммерческих
банках…………………………………………………………………...……43
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ В УСЛОВИЯХ ПРОДОЛЖАЮЩЕГОСЯ КРИЗИСА………………………...……52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………………..……..75

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

7. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.

8. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п. Как отмечалось выше, в России нет обще принятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги. В данный момент существуют лишь определенные подходы к оценке ликвидности ценной бумаги, к тому же эти методы зачастую трудоемки. В процессе создания своей системы показателей для рынка ценных бумаг Россия должна будет руководствоваться, скорее всего принципами стран Запада, вероятнее всего США.

  1. Российский рынок до сих пор остается монополистичным, многие отрасли (например, нефтегазовая, строительная) закрыты для конкуренции: ценообразование в этих отраслях далеко не рыночное, и конкуренции нет в принципе. Компании не имеют возможности зайти на эти рынки и на равных бороться за клиентов.
  2. В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

На данный момент роль отечественного рынка весьма скромна, всего 2,4% от совокупной капитализации  крупнейших финансовых рынков мира.

В 2008 году российский рынок акций испытал самое значительное в абсолютном выражении падение за всю историю своего существования, начиная с середины 90-х годов. С майских максимумов (1966,29 п.) до октябрьских минимумов (493,61 п.) индекс ММВБ потерял почти полторы тысячи пунктов, или около трех четвертей своей стоимости. Потери индекса РТС за тот же период составили немногим менее двух тысяч пунктов (549,06 п. в октябре против 2498,10 п. в мае), что соответствует почти 80% от майского значения. Обвал российского рынка акций происходил на фоне мирового финансового кризиса, снижения мировых рынков, нестабильности на Кавказе и беспрецедентного падения цен на нефть, он сопровождался массовым уходом с рынка нерезидентов. Хорошо усвоив печальные уроки года уходящего, инвесторы и участники рынка одновременно с настороженностью и надеждой смотрят в наступающий год.

Можно сказать, что ситуация, сложившаяся на внутреннем рынке, усилила  кризисные явления, которые были вызваны внешними причинами. Российский рынок до сих пор остается монополистичным, многие отрасли (например, нефтегазовая, строительная) закрыты для конкуренции: ценообразование в этих отраслях далеко не рыночное, и конкуренции нет в принципе. Компании не имеют возможности зайти на эти рынки и на равных бороться за клиентов. В этих сферах кризис может пойти во благо: в результате экономика должна стать более рыночной, должна появиться возможность конкурировать.

На среднесрочную перспективу  до 2012 года Федеральной службой по финансовым рынкам РФ разрабатывается концепция развития финансового рынка, и одной из приоритетных задач является внедрение механизмов формирования широкого круга розничных инвесторов на финансовом рынке и зашита их инвестиций. Среди стимулирующих мер здесь присутствует и создание налоговых льгот для инвесторов. В частности, в «Докладе о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу» в 2009 году планируется уточнить порядок формирования налоговой базы для отдельных категорий инвесторов и предусмотреть снижение ставок налога на доходы от инвестиций в ценные бумаги.

Восстановление российского  фондового рынка начнется с возвращением доверия инвесторов к компаниям  и банкам, к партнерам, к государству, чему будет способствовать решение проблем с ликвидностью и притоком иностранного капитала.

Для того, чтобы начать восстановление рынка ценных бумаг, нужно решить обозначенные ранее  проблемы, тем самым улучшить всё:

  • усовершенствовать законодательство (особое внимание — налоговому). В ряде случаев действующее в России налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов финансовых операций. Его нормы в отношении финансового рынка не всегда идентичны аналогичным понятиям и терминам, закрепленным в нормах гражданского законодательства и законодательстве о рынке ценных бумаг, часто не имеют однозначного толкования, а в ряде случаев режим налогообложения на российском финансовом рынке оказывается более жестким, чем в других мировых финансовых центрах. В настоящее время необходимо принять меры, для того чтобы сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры;
  • снизить административные барьеры и упростить процедуры. В последнее время ФСФР России предприняла ряд шагов с целью упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, что стало одним из важнейших условий динамичного роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке. Вместе с тем, данная работа не завершена. Следует упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, в случаях, когда размещенные ценные бумаги конвертируются в ценные бумаги с тем же объемом прав и с сохранением доли акционеров в уставном капитале (увеличение номинальной стоимости акций или дробление акций);
  • развивать срочный рынок и рынок коллективных инвестиций. В настоящее время ФСФР России подготовлены концепция и проект соответствующего законодательного акта.

Ряд проблем российского  срочного рынка связан с сегментацией его регулирования по базовому активу и отсутствием единого государственного органа, к компетенции которого относятся  регулирование, контроль и надзор. Необходимо, путем утверждения нормативных правовых актов ФСФР России, принять решения, направленные на достижение следующих целей:

- создание новых видов  инвестиционных фондов, ориентированных  на инвестирование в приоритетные  сектора экономики – фондов  прямых инвестиций;

- расширение перечня  финансовых инструментов для  инвестирования средств институтов  коллективных инвестиций, включая  иностранные ценные бумаги;

- введение системы  управления рисками при совершении  срочных сделок институтами коллективного  инвестирования;

- совершенствование контроля  за сохранностью средств коллективного  инвестирования со стороны специализированного  депозитария;

  • совершенствовать качество корпоративного управления. За последние годы в России многое сделано по обеспечению необходимого качества корпоративного управления. Вместе с тем, целый ряд проблем требуют своего решения, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Также предполагается устранить имеющиеся коллизии норм различных законов, касающихся ответственности руководителей обществ, уточнить процессуальный статус акционера, предъявляющего иск в интересах общества;
  • улучшать механизмы привлечения частных инвесторов и механизмы защиты их интересов. Постоянное и осмысленное участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Это свидетельствует и о росте знаний населения о финансовом рынке, о понимании им основных принципов функционирования рынка, включая оценку соответствующих экономических и иных рисков. Государственное регулирования в этой области должно быть направлено на усиление элементов сознательного поведения розничных инвесторов, их защиту, создание условий снижения рисков индивидуальных инвестиций, исключение спонтанности, необдуманного риска и азарта, обычно сопутствующих ранним стадиям развития рынка ценных бумаг и инвестиционной активности населения.

Повышение интереса населения к финансовому рынку и стимулирование инвестирования на финансовом рынке индивидуальных сбережений обеспечивается рядом мер, в том числе в области совершенствования налогообложения, о чем сказано выше.

Важным средством стимулирования участия розничных инвесторов на финансовом рынке могут стать компенсационные и страховые схемы;

  • совершенствовать регулирование на финансовом рынке. Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по трем основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе, в-третьих, развитие системы пруденциального надзора;
  • предупреждать и пресекать недобросовестную деятельность и совершенствовать регулирование. Предотвращение манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации. Крайне актуальной остается задача принятие закона о противодействии злоупотреблений на финансовых и товарных рынках. Указанный законопроект разработан ФСФР России и согласован с заинтересованными органами исполнительной власти. Вместе с тем, принятие этого закона требует не только отдельных юридических уточнений редакции его положений, но и более широкой и публичной работы по формированию таких правил и этики поведения участников рынка ценных бумаг, которые бы исключали возможности манипулирования ценами, использования инсайдерской информации. Определенные меры по предотвращению указанных злоупотреблений на организованном рынке могут быть приняты незамедлительно в рамках действующего законодательства с опорой на инициативу и сознательность наиболее ответственных участников финансового рынка и работников регулирующих органов;
  • консолидировать и формировать положительный имидж. Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности привлекаемых на российском рынке инвестиций. Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке, как среди иностранных инвесторов, так и внутри России. Зачастую упрощенные представления российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы оборачиваются накоплением неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России. Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.

Построение системы информации о российском финансовом рынке позволит создать объективную картину реальных возможностей, которые предоставляет инвесторам и эмитентам российский финансовый рынок.

Решение изложенных задач  позволило бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики. В результате могли бы быть достигнуты следующие целевые показатели (табл.1). ( см. 17 с. 273)

 

 

Таблица 1. Перспективы  развития рынка ценных бумаг

Показатель

2007

2012

2020

Капитализация публичных  компаний, трлн. руб.

32,3

84

170

Соотношение капитализации  к ВВП, в %

97,8

130

110

Биржевая торговля акциями, трлн. руб.

31,4

78

240

Стоимость корпоративных  облигаций в обращении, трлн. руб.

1,2

7,7

19

Активы паевых инвестиционных фондов, трлн. руб.

0,8

5,8

17

Годовой объем публичных  размещений акций на внутреннем рынке, по рыночной стоимости, в трлн. руб..

0,7

1,4

3

Количество розничных  инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек

0,8

8,3

20

Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, %

0

4

12


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ценные бумаги - необходимый  атрибут всякого рыночного хозяйства. Ранее во внутреннем гражданском  обороте находилось лишь минимальное  количество ценных бумаг, в основном выпущенных (эмитированных) государством: облигации, предъявительские сберкнижки и аккредитивы, выигравшие лотерейные билеты, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек.

С переходом России к  рыночной экономике оборот ценных бумаг  резко возрос, стал формироваться их рынок. Правда он касался лишь так называемых «фондовых», или «инвестиционных» ценных бумаг - акций и облигаций, а главное, получил крайне неудовлетворительную правовую регламентацию, недостатки которой составили базу для многих злоупотреблений.

Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет  важную макроэкономическую функцию, способствуя  перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных  отраслях и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.

Информация о работе Ценные бумаги в РФ, сущность и виды