Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Ценные бумаги, появившиеся на заре капитализма, продолжали жить и развиваться в условиях монополистического и государственно-монополистического капитализма. В современную эпоху произошли важные изменения в организационной структуре рынка ценных бумаг, его функцио-нальном механизме. Изменилось место этого рынка в торговле ценными бумагами, стали более изощренными методы спекулятивных обогащений. Одну из главных ролей стал играть рынок ценных бумаг в финансировании экономики, в реализации государственных ценных бумаг в результате, например, расстройства правительственных финансов.

Содержание

1. Основы построения рынка ценных бумаг
1.1 Понятие и функции фондового рынка…………………...5
1.2 Основные инструменты рынка ценных бумаг…………..7
1.3 Участники рынка ценных бумаг…………………………11
2. Функциональная роль фондового рынка
2.1 Регулирование рынка ценных бумаг……………………17
2.2 Операции с ценными бумагами………………………….26
3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг
3.1 История развития российского рынка ценных бумаг…34
3.2 Современное состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития…………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………43
Список литературы………………………………………......45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик мой.docx

— 86.71 Кб (Скачать файл)

Международный политический кризис 1914г., приведший  к началу первой мировой войны, вызвал панику на европейских биржах и в'"течение нескольких дней после объявления войны прекратили операции с ценными бумагами российские биржи, но в конце 1916г. началось некоторое оживление на фондовом рынке и в январе 1917г. была открыта Петербургская фондовая биржа. Однако после революции рынок ценных бумаг фактически перестал существовать. Декретом советского правительства 23 декабря 1917г. были запрещены все операции с ценными бумагами и в начале 1918г. были аннулированы государственные займы. В период нэпа товарные и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 г. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях, С переходом к рыночной экономике российское государство стало более активно использовать рынок ценных бумаг. Фактически на период 1992-1995 гг. государство почти совсем отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с конца 1995 г. в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа для продажи населению.

Особенностью  российского рынка государственных  облигаций является их высокая доходность, позволившая привлечь средства инвесторов с других рынков капиталов. Ядром  этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), располагающая торговой, расчетной и депозитарной системами. Следует заметить, что российские государственные ценные бумаги обращаются и на зарубежных рынках. Так с конца 80-х годов на международном рынке обращаются несколько облигационных займов, выпущенных в разных европейских валютах.

3.2 Современное состояние  российского рынка ценных бумаг  и перспективы его развития

По мнению Рамзаевой Е.П., на данный момент роль отечественного фондового рынка весьма скромна, всего 2,4% от совокупной капитализации крупнейших финансовых рынков мира.3

Российский рынок до сих пор  остается монополистичным, многие отрасли (например, нефтегазовая, строительная) закрыты для конкуренции: ценообразование в этих отраслях далеко не рыночное, и конкуренции нет в принципе. Компании не имеют возможности зайти на эти рынки и на равных бороться за клиентов. Хотя для окончательного формирования многих рынков необходимо развитие фондового.

Восстановление российского фондового  рынка, по мнению Лялина В.А., начнется с возвращением доверия инвесторов к компаниям и банкам, к партнерам, к государству, чему будет способствовать решение проблем с ликвидностью и притоком иностранного капитала.4

По словам Чалдаева Л.А., для решения обозначенных ранее проблем необходимо:5

1. Усовершенствовать законодательство (особое внимание — налоговому). В ряде случаев действующее в России налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов финансовых операций. Его нормы в отношении финансового рынка не всегда идентичны аналогичным понятиям и терминам, закрепленным в нормах гражданского законодательства и законодательстве о рынке ценных бумаг, часто не имеют однозначного толкования, а в ряде случаев режим налогообложения на российском финансовом рынке оказывается более жестким, чем в других мировых финансовых центрах. В настоящее время необходимо принять меры, для того чтобы сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры.

2. Снизить административные барьеры  и упростить процедуры. В последнее время ФСФР России предприняла ряд шагов с целью упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, что стало одним из важнейших условий динамичного роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке. Вместе с тем, данная работа не завершена. Следует упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, в случаях, когда размещенные ценные бумаги конвертируются в ценные бумаги с тем же объемом прав и с сохранением доли акционеров в уставном капитале (увеличение номинальной стоимости акций или дробление акций).

3. Развивать срочный рынок и  рынок коллективных инвестиций. В настоящее время ФСФР России подготовлены концепция и проект соответствующего законодательного акта.

Ряд проблем российского срочного рынка связан с сегментацией его  регулирования по базовому активу и отсутствием единого государственного органа, к компетенции которого относятся регулирование, контроль и надзор. Необходимо, путем утверждения нормативных правовых актов ФСФР России, принять решения, направленные на достижение следующих целей:

- создание новых видов инвестиционных  фондов, ориентированных на инвестирование  в приоритетные сектора экономики  – фондов прямых инвестиций;

- расширение перечня финансовых  инструментов для инвестирования  средств институтов коллективных  инвестиций, включая иностранные  ценные бумаги;

- введение системы управления  рисками при совершении срочных  сделок институтами коллективного инвестирования;

- совершенствование контроля за сохранностью средств коллективного инвестирования со стороны специализированного депозитария.

4. Совершенствовать качество корпоративного  управления. За последние годы в России многое сделано по обеспечению необходимого качества корпоративного управления. Вместе с тем, целый ряд проблем требуют своего решения, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Также предполагается устранить имеющиеся коллизии норм различных законов, касающихся ответственности руководителей обществ, уточнить процессуальный статус акционера, предъявляющего иск в интересах общества.

5. Улучшать механизмы привлечения  частных инвесторов и механизмы  защиты их интересов. Постоянное  и осмысленное участие населения  на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Это свидетельствует и о росте знаний населения о финансовом рынке, о понимании им основных принципов функционирования рынка, включая оценку соответствующих экономических и иных рисков. Государственное регулирования в этой области должно быть направлено на усиление элементов сознательного поведения розничных инвесторов, их защиту, создание условий снижения рисков индивидуальных инвестиций, исключение спонтанности, необдуманного риска и азарта, обычно сопутствующих ранним стадиям развития рынка ценных бумаг и инвестиционной активности населения4.

Повышение интереса населения к  финансовому рынку и стимулирование инвестирования на финансовом рынке индивидуальных сбережений обеспечивается рядом мер, в том числе в области совершенствования налогообложения, о чем сказано выше.

Важным средством стимулирования участия розничных инвесторов на финансовом рынке могут стать  компенсационные и страховые  схемы;

6. Совершенствовать регулирование  на финансовом рынке. Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по трем основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе, в-третьих, развитие системы пруденциального надзора.

7. Предупреждать и пресекать  недобросовестную деятельность  и совершенствовать регулирование. Предотвращение манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации. Крайне актуальной остается задача принятие закона о противодействии злоупотреблений на финансовых и товарных рынках. Указанный законопроект разработан ФСФР России и согласован с заинтересованными органами исполнительной власти. Вместе с тем, принятие этого закона требует не только отдельных юридических уточнений редакции его положений, но и более широкой и публичной работы по формированию таких правил и этики поведения участников рынка ценных бумаг, которые бы исключали возможности манипулирования ценами, использования инсайдерской информации. Определенные меры по предотвращению указанных злоупотреблений на организованном рынке могут быть приняты незамедлительно в рамках действующего законодательства с опорой на инициативу и сознательность наиболее ответственных участников финансового рынка и работников регулирующих органов;

8.  Консолидировать и формировать  положительный имидж. Важным фактором  повышения конкурентоспособности  российского финансового рынка  является создание его позитивного  имиджа в глазах отечественных  и зарубежных инвесторов. Необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности привлекаемых на российском рынке инвестиций. Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке, как среди иностранных инвесторов, так и внутри России. Зачастую упрощенные представления российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы оборачиваются накоплением неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России. Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.

Построение системы информации о российском финансовом рынке позволит создать объективную картину реальных возможностей, которые предоставляет инвесторам и эмитентам российский финансовый рынок.

Решение изложенных задач позволило  бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики. В результате могут быть достигнуты целевые показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Перспективы развития рынка  ценных бумаг6

Показатель

2007

2012

2020

Капитализация публичных компаний, трлн. руб.

32,3

84

170

Соотношение капитализации к ВВП, в %

97,8

130

110

Биржевая торговля акциями, трлн. руб.

31,4

78

240

Стоимость корпоративных облигаций  в обращении, трлн. руб.

1,2

7,7

19

Активы паевых инвестиционных фондов, трлн. руб.

0,8

5,8

17

Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке, по рыночной стоимости, в трлн. руб.

0,7

1,4

3

Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек

0,8

8,3

20

Доля иностранных ценных бумаг  в обороте российских бирж, %

0

4

12


Краткий прогноз показателей экономического развития России и основных рыночных тенденций в 2012-2013гг предлагают нам специалисты инвестиционной группы ТРИНФИКО. Исходя из того, что основные кризисные явления в мировой экономике остались позади в 2008-2009 годах, можно сказать, что второе «дно» кризиса в ближайшие три года маловероятно. Соответственно, вслед за восстановлением экономики в 2011 году последует ее дальнейший устойчивый рост в течение последующих двух лет. Возможные периоды стагнации в экономике и турбулентности на рынках на небольших периодах времени в течение 2012-2013 года могут быть связаны с:

- последствиями «количественного  смягчения» монетарной политики, которое проводилось, в первую  очередь, в США в 2009-2010 годах;

- «перегревами» развивающихся  экономик и их фондовых рынков, в первую очередь Китая и  Индии;

- структурными изменениями в  мировой экономике и рисками  сильных курсовых колебаний валют.  Это может, в частности, выражаться  во всплеске инфляционных показателей  и росте ставок по американским  государственным облигациям.

Однако, если это будет происходить на фоне дальнейшего роста экономики, то последствия будут незначительными и не окажут существенного влияния на основные рыночные тенденции, в первую очередь на рынок акций.

Ожидается, что курс рубля к доллару  установится на уровне 34-35 на конец 2013 года. По мнению Лялина В.А., цены на нефть будут в этот период колебаться в диапазоне 100 – 130 долларов за баррель.

Максимова Т.П. предполагает, что в  части облигаций ожидается стабилизация ставок на уровне 9-10% годовых.7 Возможный диапазон колебаний в эти два года представляется в коридоре 8-12% годовых, в зависимости от темпов роста экономики. При этом максимум в 12% годовых может как раз прийтись на середину 2012 года с дальнейшим снижением до 9-10% в 2013 году. При ускорении восстановления экономики инфляционные процессы неизбежны, что может приводить к изменениям ставок на денежном и облигационном рынках. В целом, не ожидается каких-то потрясений на этих рынках и думается, что возможны колебания ставок в зависимости от ситуации с американскими долговыми бумагами и ставками LiBOR, движением риск-спрэдов (премий) по заимствованиям, включая облигационные, сдвигами в курсах международных валют и неравномерными темпами развития региональных экономик. При этом, не ожидается резкого роста доходности межбанковского рынка беспоставочных форвардов на американский доллар и, следовательно, ситуация с доходностью облигаций оценивается в этот период в целом как спокойная.

Информация о работе Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг в РФ