Характеристика доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования доходов федерального бюджета, проведение анализа, разработка мероприятий, направленных увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.
На основании поставленной цели решаются следующие задачи:
- углубить теоретические представления о доходах федерального бюджета;
- сопоставить и проанализировать статистические данные о доходах федерального бюджета;

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика доходов бюджета Российской Федерации 4
1.1. Понятие и роль государственного бюджета 4
1.2. Понятие и виды доходов государственного бюджета. Бюджетная классификация 7
2. Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета Российской федерации (2008-2011г.г.) 19
3. Образование резервных фондов в Российской Федерации 26
Заключение 35
Список литературы 36
Приложение А. 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 03.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

г) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия, перечень и нормативы распределения которых между бюджетами бюджетной системы конкретизированы в ст. 46 БК РФ;

д) средства самообложения  граждан, к которым в соответствии со ст. 56 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1] понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан);

е) иные неналоговые доходы, среди которых наиболее значимыми по объему поступлений являются таможенные пошлины и таможенные сборы, установленные Таможенным кодексом РФ [1], а также природоресурсные платежи, включающие, например, платежи за пользование водными объектами, недрами, плату за негативное воздействие на окружающую среду, установленные актами природоресурсного и земельного законодательства – Водным [2], Лесным [3], Земельным [4] кодексами, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" [5], Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" [6], Федеральными законами от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" [7] и от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [8]. Список неналоговых доходов бюджетов является открытым.

Состав доходов бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, конкретизированный в  ст. 42 БК РФ, следующий:

а) доходы, получаемые в  виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений и государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

б) средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

в) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений и государственных и  муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;

г) плата за пользование бюджетными кредитами;

д) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;

е) часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей;

ж) другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений и государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, средства безвозмездных  поступлений и иной приносящей доход  деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах. При этом уплаченные с таких доходов налоги и сборы относятся к налоговым доходам бюджетов.

Одними из основных источников неналоговых  доходов являются поступления от продажи и использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности. Неналоговые доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, образуются за счет средств от возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности России, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" [9]).

При помощи использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, могут быть получены различные виды неналоговых доходов, перечисленные в ст. 42 БК РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут передавать имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, под залог либо в доверительное управление в соответствии с п. 4 ст. 209 ГК РФ. Доходы, получаемые от передачи в залог и от деятельности по доверительному управлению имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, также относятся к неналоговым доходам бюджетов.

В государственной и муниципальной  собственности могут находиться доли в уставных (складочных) капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, а также акции. Прибыль, приходящаяся на доли, принадлежащие  государству или муниципальным  образованиям в уставных (складочных) капиталах, и дивиденды по принадлежащим им акциям также учитываются в составе неналоговых доходов бюджетов. Источником пополнения доходов бюджетов служит и та часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, которая остается после уплаты причитающихся налогов и иных обязательных платежей.

Законодательством Российской Федерации  могут быть предусмотрены и другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности.

Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера. Например, Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1999 г. N 689 был утвержден Порядок учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования [10].

В определенной степени и бюджетные  кредиты можно рассматривать  как доходы бюджетов. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетные кредиты - это  денежные средства, предоставляемые  одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе. В соответствии со ст. 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, ее субъекту, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором. Средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет.

К безвозмездным поступлениям относятся: дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета  и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы от федеральных  налогов и сборов, региональных и  местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии со ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями данного Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства в установленном Министерством  финансов Российской Федерации порядке  ведут учет доходов, поступивших  в бюджетную систему Российской Федерации, и распределяют их между  бюджетами в соответствии с кодом  бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет органов Федерального казначейства.

Создание единого счета  Федерального казначейства по учету  доходов и средств федерального бюджета - одна из главных стадий формирования казначейского исполнения федерального бюджета и имеет целью централизацию учета и оптимизацию движения доходов и средств федерального бюджета.2 Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы утвержден Приказом Минфина России от 16 декабря 2004 г. N 116н.3

Внедрение единого счета  Федерального казначейства позволяет  обеспечить соблюдение нормативов распределения  доходов между уровнями бюджетной  системы. С внедрением единого счета Федерального казначейства налогоплательщики были выведены из бюджетных правоотношений. Именно органы Федерального казначейства подсчитывают, сколько уплачено налогов и сборов и неналоговых доходов, учитывают эту информацию при определении общего объема того или иного дохода, поступившего на конкретной территории, и определяют, как этот доход должен распределяться между федеральным и региональным бюджетом.

Денежные средства считаются  поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Бюджетная классификация.

В рамках бюджетной классификации  доходы группируются по источникам и  способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. Также в бюджет текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам  относятся предусмотренные налоговым  законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов  бюджетов выделяют собственные и  регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ, налоговые доходы и безвозмездные перечисления.

К регулирующим доходам  бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи с установленными нормативами отчислений (в процентах) в бюджеты других уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета Российской федерации (2008-2011г.г.)

 

 

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы  Российской Федерации. Фактически, федеральный  бюджет является основным финансовым планом государства и утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.

Если рассматривать  особенности налоговых поступлений  в федеральный бюджет, следует сделать разбивку по видам налогов и далее представить ее в виде таблицы: 

Таблица 1 - Налоговые поступления в федеральный бюджет

за 2008-2011гг, млрд.руб.

 
Виды доходов

 
Годы

 
2008

 
2009

 
2010

 
2011

 
Всего доходов без целевых бюджетных фондов

 
2 153,8

 
2 538,7

 
3 426,3

 
3 326,0

 
Налоговые поступления, в т. ч.

 
2 012,1

 
2 376,2

 
2 712,1

 
2 232,0

 
        налог на прибыль*

 
238,0

 
218,3

 
206,0

 
259,0

 
        подоходный налог с граждан*

 
0,0

 
0,0

 
0,0

 
0,0

 
        НДС*

 
881,3

 
1 170,3

 
1 070,0

 
1 120,8

 
        акцизы*

 
265,1

 
286,9

 
117,2

 
84,8

 
        налоги на совокупный доход*

 
5,8

 
8,9

 
167,2

 
0,0

 
        платежи за пользование природными  ресурсами*

 
222,5

 
225,9

 
434,4

 
483,0

 
        налоги на покупку валюты*

 
2,4

 
0,0

 
0,0

 
0,0

 
        налоги на внешнеэкономическую  деятельность*

 
390,7

 
411,3

 
693,6

 
0,0

 
        прочие налоги и сборы*

 
6,2

 
54,6

 
23,7

 
284,4

 
Неналоговые доходы

 
124,5

 
162,5

 
714,2

 
1 094,0

Информация о работе Характеристика доходов бюджета