Функции финансов как проявление их сущности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы– показать сущность финансов в финансовой системе страны.
Исходя из цели исследования а задачи работы входит:
определить понятие финансов и типы их обращения;
выяснить сущность, функции и значение финансовых ресурсов в финансовой системе страны;
описать принципы организации финансов.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и необходимость финансов
1.1 Предпосылки возникновения финансов
1.1 Необходимость финансов
1.3 Особенности финансов

Глава 2. Функции финансов как проявление их сущности
2.1 Распределительная функция
2.2 Контрольная функция
2.3 Функции и значение финансовых ресурсов в финансовой системе страны

Глава 3. Пути повышения действенности финансового контроля органами специализированного финансового контроля
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Функции финансов как проявление их сущности. курсовая.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

Рисунок 5

Таким образом, будет  обеспечиваться выполнение Фондом стабилизационной и сберегательной функций.

Объем активов Национального фонда  к 2015 году прогнозируется на уровне 72,5 млрд. долларов или 30,4 % к ВВП, что обеспечит досрочное увеличение активов Национального фонда до 90 млрд. долларов США или 30% к ВВП.

Пополнение Национального фонда  будет способствовать повышению  суверенного рейтинга страны. Это, в свою очередь, открывает доступ к привлечению внешних финансовых ресурсов по более привлекательным и льготным условиям для стимулирования инвестиций.

При изменении ситуации в мировой  и казахстанской экономиках будут  предприниматься оперативные и  гибкие меры по корректировке бюджетной политики, в том числе путем уточнения параметров бюджета.

Прогноз параметров государственного и республиканского бюджетов на 2012 – 2014 годы.

 

2.2. Контрольная  функция

 

Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство  осуществляет распределение общественного  продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи  с этим становится возможным и  необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов - это, прежде всего, контроль в процессе объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения  и использования общественного  продукта и национального дохода. Его главное назначение состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.

Контрольная функция  финансов проявляется во всей хозяйственной  деятельности предприятий. Контроль ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем воздействуют на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.

Таким образом, контроль стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств  и материальных ценностей, побуждает  предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, повышать ее эффективность, принимать меры против бесхозяйственности и расточительства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследованиями.

Объектом контрольной  функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение  эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.

Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль также проводят законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов. К необходимости создания независимого финансового контроля — аудита — привело развитие рыночных отношений и создание акционерных форм собственности. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций в нашей стране.

Цель аудита — установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор — не государственный служащий, а независимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, а его мнение и заключение — непредвзятыми и беспристрастными.

Следует различать собственно аудит как контроль и деятельность аудиторских фирм, которая обычно состоит не только из проверок, но и консультационных услуг в области финансов для всех предприятий и организаций по договорам на платной основе. В зависимости от целей и задач выделяются два вида аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется на платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией и компетенцией, по договору с государственными налоговыми или другими органами, предприятиями, пользователями — банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. В целях обеспечения единого подхода к качеству проверок и подготовки квалифицированных кадров создаются различные объединения аудиторских организаций: ассоциации, палаты и т.п.

Основные цели внешних  аудиторских проверок таковы: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности, разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.

Для реализации указанных  целей аудиторы проверяют состояние  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности, а также оказывают услуги по анализу  финансово-хозяйственной деятельности, проводят консультации и дают рекомендации по вопросам финансового, налогового, банковского и иного законодательства.

По результатам проверок аудиторы составляют заключение о достоверности  финансовой отчетности. Это заключение подтверждает, с одной стороны, точность и надежность представленной клиентом информации, а с другой — благополучное (или нет) положение дел.

Аудиторы несут ответственность  за правильность выдаваемых заключений. Кроме того, они обязаны сохранять  в тайне все сведения, полученные ими в ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести клиенту материальный ущерб.

Аудиторская деятельность связана с большой ответственностью как перед клиентами, так и  перед государством. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственными хозрасчетными интересами. В условиях конкуренции в аудиторском бизнесе это способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Они нацелены на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятий. Внутренний аудит должен проводиться постоянно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе. Он должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности расходов, доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль проводится в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи состоят в выявлении недостатков и упущении в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещении нанесенного ущерба, привлечении к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятии мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.

 

2.3 Функции и значение финансовых ресурсов в финансовой системе страны

 

Важнейшей сущностной чертой рыночной системы хозяйствования является разветвленная система товарно-денежных отношений. Из этого следует, что движение факторов производства, в том числе и рабочей силы, материальных благ и услуг, опосредствуется с помощью наличных и безналичных денег, а также других финансовых инструментов. На деле это означает, что как создание самого предприятия, так и его функционирование предполагает вложения определенного капитала в форме соответствующей величины денежных средств1.

Эти денежные средства представляют собой не что иное, как финансовые ресурсы предприятия. Они включают в себя все то, что можно превратить в деньги, для того чтобы приобрести необходимое оборудование, сырье и материалы для производства продукции, выплачивать заработную плату и многое другое, что необходимо для функционирования предприятия.

Эти финансовые ресурсы  предприятия образуются в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов путем получения денег за проданные товары, производимые ими, а также мобилизации средств на финансовом рынке (продажа своих акций, получение дивидендов, взятие кредитов и т.д.).

Все это находит свое отражение в наличии огромного  количества потоков денежных средств, финансовых зависимостей, образующих финансовые отношения. Их участниками являются:

•  государственные  органы, владеющие, распоряжающиеся  и распределяющие государственные денежные ресурсы, возникающие в результате платежей и налогов и формирующие государственный и местный бюджеты;

• предприятия, учреждения и организации всех отраслей и  сфер экономики и предпринимательства, получающие денежные средства от потребителей их продукции и расходующие последние на приобретение факторов производства, уплату налогов и накопления;

• население (семьи и индивиды), получающие деньги от государства, предприятий, предпринимателей в виде зарплаты, пенсий, стипендий, пособий, дарений и расходующие их на приобретение потребительских товаров и услуг и на накопление1.

Инфраструктуру этих отношений представляют различные банки и фонды (пенсионные, инвестиционные и др.).

Со стороны государства  денежные средства направляются на содержание и развитие государственных учреждений, армии, милиции, пожарной охраны, судов, государственных и, в частности, оборонных предприятий, организаций культуры, науки, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды — словом, всех тех, кто находится на государственном денежном обеспечении, а также на строительство предприятий, дорог, средств связи, жилья, освоение новых территорий, которые выделяются из государственного бюджета. Государство принимает на себя значительный груз денежных расходов в виде средств, предоставляемых непосредственно населению. Это денежные выплаты, получаемые людьми из государственных касс в виде государственной помощи престарелым, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от стихийных бедствий, детям. Иногда государственная помощь населению оказывается в виде материальной помощи или так называемых бесплатных или частично оплачиваемых услуг. Для того чтобы осуществлять указанные выше выплаты, государство должно получить эти денежные средства. Ими являются:

Информация о работе Функции финансов как проявление их сущности