Функции финансов в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 07:50, контрольная работа

Краткое описание

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и функции финансов в рыночной экономике 4
1.1 Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений 4
1.2 Функции финансов в рыночной экономике 7
2. Финансовый механизм и его элементы 14
3. Роль финансов в решении социальных проблем 12
3.1 Воздействие финансов на экономику Российской Федерации 12
3.2 Использование финансов для решения социальных проблем 19
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Munitsypalnoe.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

В регулировании экономики задействованы разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятия, страхование, государственный бюджет и др. Использование финансов в процессах регулирования экономики обеспечивает изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.

В регулировании воспроизводственных пропорций главным инструментом являются финансы предприятий. С их помощью достигается регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на базе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. В регулировании воспроизводственных пропорций не исключается участие страхования (в случае ущерба от наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов), бюджета (при использовании механизма налогообложения, выделения бюджетных субсидий и др.).

Процесс регулирования воспроизводственной структуры в условиях рынка осуществляет прежде всего самостоятельно субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Однако при этом существенна и регулирующая роль государства, которое с помощью налоговой системы стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами.

 

 

3.2 Использование финансов  для решения социальных проблем

 

Социальная сфера охватывает важнейшие стороны человеческой жизни. Ключевым направлением ее развития является повышение жизненного уровня людей.

Понятие "уровень жизни" употребляется в широком и узком значении. В широком смысле уровень жизни охватывает объем и структуру потребления, экономические и производственные условия труда и стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографических процессах, размеры и состав собственности граждан, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, другие предоставляемые обществом возможности для всестороннего развития личности. В узком (конкретном) значении "уровень жизни" представляет систему количественных (натуральных и стоимостных) показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека (размер душевого потребления продовольствия и других товаров, обеспеченность семей товарами длительного пользования культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели).

Формирование уровня жизни происходит при непосредственном и активном участии финансов. Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства. Уровень жизни населения определяют, конечно, не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размера дотирования и других факторов. Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Они включают наряду с основными трудовыми доходами также и определенные суммы финансовых надбавок и вычетов. В условиях рыночных отношений роль надбавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения12.

Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:

повышение общего уровня жизни населения;

достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям и социальным группам граждан;

обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан;

стимулирование трудовой и деловой активности населения.

Главными финансовыми инструментами (регуляторами), с помощью которых обеспечивается реализация указанных задач, являются: налоговая система, общественные фонды потребления, благотворительные и близкие к ним по назначению социальные фонды.

Система налогов, конечно, сама по себе не является источником повышения жизненного уровня населения, однако она, с одной стороны, создает условия для их роста, а с другой - регулирует размеры денежных доходов. Косвенные налоги, и прежде всего налог на добавленную стоимость, обеспечивают изъятие доходов всех групп населения в бюджет через потребительские цены. Преобладание таких налогов недопустимо, так как приводит к резкому снижению благосостояния граждан, в первую очередь малообеспеченных категорий.

Наиболее эффективно воздействие на размеры денежных доходов населения осуществляется через налогообложение физических лиц. В нашей стране при налогообложении действует широкая система вычетов с таким расчетом, чтобы предотвратить естественное для большей части граждан стремление к наращиванию своих доходов более быстрыми темпами по сравнению с ростом производительности труда и повышением его качественного уровня. Для этого необходимо определить характер и уровень вычетов из доходов физических лиц. Важно также, чтобы под финансовым воздействием находились дивиденды, проценты, выигрыши и другие виды поступлений от инвестирования средств в ценные бумаги. Освобождение от уплаты налогов ряда указанных доходов свидетельствует лишь о неразвитости налоговых отношений.

Важным каналом, через который осуществляется участие финансов в повышении благосостояния граждан, являются общественные фонды потребления. Они выступают финансовой базой реализации конституционных прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере, и используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий и предоставления различных льгот. Специфика распределения благ через общественные фонды потребления заключается в их целевом характере, т.е. в непосредственной связи размеров и видов социального обслуживания с удовлетворением конкретных потребностей определенных групп населения.

Механизм общественных фондов потребления позволяет государству непосредственно воздействовать на структуру потребительских расходов граждан в интересах выравнивания социально-экономического положения различных категорий населения, обеспечивать защиту социально слабозащищенных и малообеспеченных категорий граждан.

Состав и объем жизненных благ, предоставляемых через общественные фонды потребления, зависят в первую очередь от структуры расходов государственного бюджета, за счет средств которого формируется основная часть средств этих фондов. В условиях рыночной экономики должна существенно возрастать социальная роль бюджета, выражающаяся в существенном увеличении доли расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме используемых бюджетных ресурсов. В странах с высоким уровнем потребления удельный вес расходов на социальные нужды в государственном бюджете составляет 45-55%.

Заключение

 

Таким образом, суммируя все изложенное в данной курсовой работе, можно сделать вывод, что финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг, предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей.

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

 

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2013. - 760 с.
  2. Барин В.Г. Необходимость разработки теоретических проблем функций финансов в рыночных условиях // Финансы. - 2014. - №3. - С.11-12
  3. Белоусов А.Р. Использование финансовых ресурсов через денежные фонды // Финансы. - 2014. - №4. - С.29
  4. Берлин С.И. Теория финансов: Учебник. - М.: Аст, 2007. - 387 с
  5. Бирданская Г.Д. Ограничения финансового контроля // Финансы. - 2014. - №1. - С. 19
  6. Болотин В.В. Финансовый механизм в России и его проблематика // Финансы. - 2014. - №3. - С.23
  7. Дробзина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. - М: ЮНИТИ, 2014. - 434 с.
  8. Жадов Р.В. Специфика финансового механизма в России // Финансы. - 2014. - №4. - С.23
  9. Ковалева В.В. Финансы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 564 с.
  10. Ключевая А.В. Необходимость финансов в рыночных условиях // Финансовая газета. - 2014. - №6. - С.21
  11. Колпакова Г.И. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.: Проспект, 2014. - 432 с.
  12. Налимова О.Р. Необходимость правового обеспечения финансового механизма в России // Финансы и кредит. - 2014. - №8. - С.23-25
  13. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - М.: Дашков и К, 2014. - 512 с.
  14. Осипов В.Р. Расширение функций финансов в товарно-денежных условиях // Финансы. - 2014. - № 10. - С.22
  15. Фаран Т.М. Роль финансов в решении социальных проблем // Финансовая газета. - 2014. - №3. - С.28-29.

 

1 Нешитой А.С. Финансы. - М.: Дашков и К, 2007. – с.9

2 Белоусов А.Р. Использование финансовых ресурсов через денежные фонды // Финансы. – 2004. - №4. – С.29

3 Ковалева В.В. Финансы. – М.: ИНФРА-М, 2005. – с.15

4 Ключевая А.В. Необходимость финансов в рыночных условиях // Финансовая газета. – 2007. - №6. – С.21

5 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – с.34

6 Осипов В.Р. Расширение функций финансов в товарно-денежных условиях // Финансы. - № 10. – С.22

7 Барин В.Г.Необходимость разработки теоретических проблем функций финансов в рыночных условиях// Финансы. – 2004. - №3.- С.11-12

 

8 Жадов Р.В. Специфика финансового механизма в России // Финансы. – 2007. - №4. – С.23

9 Налимова О.Р Необходимость правового обеспечения финансового механизма в России // Финансы и кредит. – 2007. - №8. – С.23-25

10 Рованов П.О. Роль финансового механизма в экономике страны // Финансы. - №1. – С.11-13

11 Нешитой А.С. Финансы. - М.: Дашков и К, 2007. – с.9

12 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – с.195

 


 



Информация о работе Функции финансов в рыночной экономике