Функции и операции национального банка РК как центрального банка страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение функций и операций Национального Банка Республики Казахстан как центрального банка страны.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи курсовой работы:
¾ изучить сущность, функции и операции центральных банков;
¾ определить место и роль центрального банка в кредитной системе страны;
¾ рассмотреть правовой статус, структуру, цели и задачи Национального Банка Республики Казахстан;
¾ проанализировать функции и операции Национального Банка Республики Казахстан как центрального банка страны;
¾ изучить денежно-кредитную политику Национального Банка Республики Казахстан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
1. МЕСТО И РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ……………………………………………………..
1.1 Сущность, функции и операции центральных банков…………...
1.2 Операции центральных банков…………………………………….
2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………
2.1 Правовой статус, структура, цели и задачи Национального Банка Республики Казахстан……………………………………………………
2.2 Функции и операции Национального Банка Республики Казахстан…………………………………………………………………..
3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………….
3.1 Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан в 2007 году…………………………………………………….
3.2 Цели и приоритеты денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2008-2009 годы……..
Заключение……………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

кредитные операции коммерческих банков РК курс. раб..docx

— 135.18 Кб (Скачать файл)

Итогом операций Национального Банка Республики Казахстан на внутреннем рынке стало пополнение ликвидности банков второго уровня на 58,2 млрд. тенге за август-декабрь 2007 года.

В августе Национальным Банком Республики Казахстан был пересмотрен механизм минимальных резервных требований. Изменения были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов, что позволило банкам дополнительно высвободить, по оценке, 150 млрд. тенге. Данные изменения вступили в силу с 9 октября 2007 года.

Кроме того, в июле 2007 года были приняты изменения в нормативы минимальных резервных требований. В соответствии с ними норматив по внутренним обязательствам снижается с 6% до 5%, а норматив по иным (включая внешние) обязательствам повышается с 8% до 10%. Учитывая, что в структуре обязательств банков второго уровня объем иных обязательств превышает объемы внутренних обязательств, данными изменениями предполагалось дополнительно «связать» часть избыточной ликвидности банков. Введение данных нормативов планировалось с августа 2007 года.

Однако с учетом возникновения проблем банков с ликвидностью сроки вступления в силу новых нормативов минимальных резервных требований были перенесены на 1 июля 2008 года.

Результатом мер Национального Банка Республики Казахстан в 2007 году стало существенное замедление темпов роста денежного предложения. За 2007 год произошло сжатие денежной базы на 2,5% (в 2006 году – расширение на 126,4%) до 1464,3 млрд. тенге. По предварительным данным за 2007 год денежная масса увеличилась на 25,5% (за 2006 год – на 78,1%) до 4613,7 млрд. тенге, наличные деньги в обращении – на 23,1% (на 45,9%) до 739,7 млрд. тенге.

 

3.2 Цели и приоритеты  денежно-кредитной политики Национального  Банка Республики Казахстан на 2008-2009 годы

Основным приоритетом Национального Банка Республики Казахстан 2008-2009 гг. является продолжение работы по переходу к принципам инфляционного таргетирования. Инфляционное таргетирование полностью отвечает основной цели Национального Банка Республики Казахстан по снижению инфляции и, ввиду повышенной прозрачности поставленной цели, обеспечивает большее доверие участников рынка.

В рамках перехода к принципам инфляционного таргетирования Национальный Банк Республики Казахстан будет придерживаться режима плавающего обменного курса, то есть обменный курс тенге будет устанавливаться в зависимости от спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке.

Переход к принципам инфляционного таргетирования предполагает усиление методологической работы по совершенствованию денежно-кредитной политики. Национальный Банк Республики Казахстан сконцентрирует усилия по совершенствованию существующих моделей прогнозирования и разработке новых моделей.

Экономическое развитие Республики Казахстан в 2008-2009 годах будет коренным образом отличаться от тех прогнозов, которые были сделаны на данный период в предыдущие годы. Это обусловлено, главным образом, изменением ситуации на мировом финансовом рынке. В этой связи были полностью пересмотрены подходы к разработке сценарных вариантов развития.

Впервые за последние годы Республика Казахстан столкнулась с ситуацией, когда происходит существенное замедление экономического роста. Поэтому Национальным Банком не рассматривается сценарий, предполагающий сохранение высоких темпов реального роста ВВП. Также не рассматривается вариант снижения мировых цен на нефть, поскольку его реализация, как и реализация сценария высокого экономического роста в Республике Казахстан, в предстоящие два года маловероятна.

Существующая неопределенность в отношении перспектив развития мировой экономики, по оценкам, будет оставаться в ближайшем будущем высокой. Источниками ее являются волатильность на мировых финансовых и товарных рынках, неопределенность геополитической ситуации в основных нефтедобывающих регионах мира.

В этой связи ожидается, что мировые цены на основные позиции казахстанского экспорта (нефть, металлы) останутся на высоком уровне, резких колебаний на мировых продовольственных рынках происходить не будет. Также не ожидается улучшение условий заимствования для развивающихся рынков.

Такая ситуация, с одной стороны, будет способствовать сохранению значительных поступлений экспортной выручки в Республику Казахстан. С другой стороны, привлечение внешнего заимствования отечественными банками в объемах предыдущих лет будет проблематичным, по крайней мере, в ближайшие 1-2 года.

Таким образом, несмотря на относительный рост доходов от экспорта сырьевых товаров, сальдо текущего счета платежного баланса Республики Казахстан в 2008 и 2009 годах будет оставаться дефицитным. Сохранение значительного дефицита по текущим операциям будет обусловлено доминированием в структуре выплат по текущим операциям расходов, связанных с деятельностью предприятий с прямыми иностранными инвестициями (импорт товаров и услуг и выплаты доходов, включая дивиденды) и платежей в обслуживание внешнего долга банковского сектора.

В условиях ценовой конъюнктуры, благоприятной для экспорта энергоносителей и других сырьевых товаров, нетто-приток прямых иностранных инвестиций обеспечит финансирование связанных с ними текущих расходов. В то же время, ограниченный доступ к привлечению ресурсов на международных рынках капитала и необходимость выплат в погашение и обслуживание накопленного внешнего долга, которые по оценке в 2008 году составят порядка 12 млрд. долл. США, обусловливает недостаточность привлечения ресурсов из-за рубежа для покрытия потребностей финансирования операций текущего и финансового счетов. Ограничения в привлечении внешних ресурсов потребуют от банков изменения стратегий развития на среднесрочную перспективу и направления потоков финансовых ресурсов.

В этих условиях существенно замедлится объем кредитования экономики банковским сектором Республики Казахстан, что обеспечит умеренный экономический рост. Основное замедление в экономическом росте ожидается за счет несырьевых отраслей, которые в последние годы вносили существенный вклад в реальный рост ВВП.

Дальнейшее развитие экономики Республики Казахстан будет также обеспечиваться реализацией Плана первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2007 года.

Тем не менее, не исключается вариант, при котором ситуация на мировых финансовых рынках будет продолжать ухудшаться. В этом случае экономическое развитие Республики Казахстан будет происходить по более негативному варианту.

В связи с этим рассматриваются 2 сценария развития экономики: базовый и пессимистичный.

При базовом сценарии ожидается сохранение значительного дефицита по текущим операциям (свыше 5 млрд. долл. США). При этом предполагается, что банки не смогут рефинансировать за счет нового внешнего заимствования все обязательства перед нерезидентами, срок погашения которых наступает в 2008 и 2009 годы. Ожидается, что в этих условиях внешние активы банков сократятся.

В рамках данного сценария ожидается, что реальный рост ВВП в 2008 году составит 5%, а в 2009 году – 6,3%.

Замедление темпов экономического роста будет способствовать снижению потребности в импорте товаров и сокращению в целом внутреннего спроса, что обеспечит корректировку ситуации в платежном балансе к 2009 году. Как следствие в 2009 году ожидается сбалансированный платежный баланс, что предполагает сохранение объема международных резервов Национального Банка Республики Казахстан на уровне 2008 года и стабильность номинального обменного курса тенге.

При сделанных предположениях относительно будущей динамики показателей реального сектора и платежного баланса для данного сценария получены следующие прогнозы на 2008-2009 годы. За указанный период среднегодовой рост денежной базы составит 11-15%, денежной массы – 17-9%, кредитов экономике 16-18%, депозитов в банковской системе 15-17%.

При пессимистичном сценарии предполагается, что выполнение обязательств банков перед нерезидентами будет обеспечиваться сокращением внешних активов банков при отсутствии нового заимствования из-за рубежа. Это повлечет сокращение объемов внутренних инвестиций и замедление роста внутренних сбережений. Сокращение внутреннего инвестиционного и потребительского спроса приведет к снижению расходов на импорт и будет ограничивать расширение дефицита текущего счета в 2008 и 2009 годах.

В условиях отсутствия доступа к внешним ресурсам необходимость обслуживания внешних долговых обязательств обусловит нетто-отток капитала из страны.

Это будет оказывать высокое давление на обменный курс тенге в сторону его ослабления.

В рамках данного сценария ожидается, что экономического роста в Республике Казахстан в 2008 и 2009 годах наблюдаться не будет.

При выполнении предположений, сделанных в отношении будущей динамики показателей реального сектора и платежного баланса, в 2008-2009 годах произойдет сокращение денежного предложения в экономике за счет сокращения внешних и внутренних активов банковской системы и, соответственно, оттока депозитов. За указанный период среднегодовое сжатие денежной базы составит 2-4%, снижение денежной массы произойдет в среднем на 6-7%, кредитов экономике – на 4-5%, депозитов в банковской системе – на 3-4%.

Следует отметить, что реализация обоих сценариев предполагает существенное замедление годовой инфляции. Если на конец 2007 года годовая инфляция сложилась на уровне 18,8%, то на конец 2008 и 2009 годов она снизится до уровня, измеряемого однозначным числом. Такое замедление инфляции связано со снижением влияния объективных факторов, как сокращение роста денежного предложения, ограничение роста совокупного спроса, отсутствие ожиданий внешних шоков.

Основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2008-2009 годы будет удержание годовой инфляции (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в пределах 7,9-9,9% в 2008 году и 7,5-9,5% в 2009 году при реализации как базового, так и пессимистичного сценариев. Это соответствует уровню среднегодовой инфляции в пределах 16-18% и 8,0-10,0%, соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Это обусловливает постепенное сближение их организационных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе - формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран - участниц ЕС.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

В последние десятилетия денежно-кредитная политика зарубежных стран претерпела серьезную эволюцию под влиянием изменений условий воспроизводства общественного капитала, и прежде всего углубления процесса интернационализации хозяйственных связей и постепенного формирования единого мирового финансового рынка. Отмеченные тенденции потребовали соответствующих корректировок во внутренней экономической политике, в частности ограниченного применения жестких и автономных методов государственного регулирования. Это обусловило необходимость большей гибкости денежно-кредитной политики и повышения скорости ее реагирования на изменение рыночных условий, а также расширения сотрудничества центральных банков.

В результате изменился характер денежно-кредитной политики: она стала приоритетной в макроэкономическом регулировании и ориентированной преимущественно на методы косвенного воздействия. Первоочередными целями денежно-кредитной политики стали ограничение роста денежной массы в обращении и ослабление инфляционных процессов.

Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан.

Основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:

¾ разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;

¾ обеспечение функционирования платежных систем;

¾ осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

¾ содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

Национальный Банк является единственным государственным органом, уполномоченным проводить денежно-кредитную политику страны.

Сегодня, когда ситуация в Казахстане характеризуется кризисом кредитоспособности и финансовой ликвидности, высокой инфляцией и спадом темпов роста экономики, роль Национального Банка как важнейшего инструмента макроэкономического регулирования экономики, многократно возрастает.

В 2008 году Национальный Банк предпринимает меры, направленные на обеспечение стабильности цен в Казахстане и поддержание стабильности финансового рынка. Основными операциями регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также регулирования ликвидности банков являются выпуск краткосрочных нот, привлечение депозитов от банков, предоставление займов рефинансирования.

Информация о работе Функции и операции национального банка РК как центрального банка страны