Формы и методы бюджетного, финансового и налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:30, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля.

Содержание

1.Формы и методы бюджетного контроля 3
2.Формы и методы финансового контроля 8
3.Формы и методы налогового контроля 12
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 50.92 Кб (Скачать файл)

Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.

Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:

- проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

- Обследование - основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

- Экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;

- Ревизия. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

В зависимости от того, насколько  широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:

- комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;

- тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным  документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации  и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться  описание фактов нарушений, указано  время их совершения, стоимостная  оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

После ознакомления с актом  ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы  проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при  наличии серьезных нарушений  – в следственные органы.

  1. Формы и методы налогового контроля.

Налоговым контролем (в соответствии с НК РФ ст. 82) признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль включает в себя: - наблюдение за подконтрольными объектами;

- прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в  налоговой сфере;

- принятие мер по предотвращению  и пресечению налоговых нарушений; - выявление виновных и привлечение  их к ответственности. 

Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).

В зависимости от времени  совершения налоговый контроль бывает:   

- предварительный;

- текущий; 

- последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основной формой реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки.

Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом.

Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово- хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления налоговый и иных платежей.

Также различают государственный контроль, осуществляемый государственными органами, и негосударственный, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними службами предприятий.

Формы и методы налогового контроля в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом РФ.

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится посредством (формы): 

- налоговых проверок;

Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные.  Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или несоответствия и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных налогоплательщиком документах и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

- получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;  

- проверок данных учета и отчетности;

- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

- других форм, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов  и способов, а также использования  специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур налогового контроля образует методы налогового контроля.

Каждой форме налогового контроля присущи свои методы. Применение конкретного метода зависит и  от правового положения и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его форм, объекта и  цели.

Методы налогового контроля:

- общенаучные методические  приемы исследования объектов  контроля, к числу которых относятся  анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и абстрагирование;

- собственные эмпирические  методические приемы, включая такие,  как инвентаризация, контрольные  замеры работ, контрольные запуски  оборудования, формальная и арифметические  проверки, встречная проверка, способ  обратного счета, сопоставление  однородных фактов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный  опросы;

- специфические приемы  смежных экономических наук, такие,  например, как экономический анализ, экономико-математический метод,  метод теории вероятностей и  математической статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях рыночного хозяйства  финансовый контроль выступает наиболее действенной составной частью государственного контроля, поскольку именно при его  осуществлении государство имеет  возможность на единой стоимостной  базе, в которой получает отображение  экономическая, хозяйственная деятельность любого звена, определять и оценивать  законность и в ряде случаев целесообразность использования ресурсов, что позволяет  повысить эффективность этой деятельности.

Вопросы правового регулирования  бюджетных отношений приобретают  все большую актуальность в социально-экономической  сфере жизни страны, поскольку  в нормах бюджетного права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства в бюджетной  сфере, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, порядок получения и использования государственных денежных средств и другие вопросы. Из этого вполне очевиден интерес, который я проявил при выборе именно этой темы для своего реферата. Хотелось бы отметить, что, как я уже говорил, несоизмеримо маленькие по сравнению с выбранной мной темой, рамки реферата не позволили мне рассмотреть некоторые вопросы данной проблемы. Такие, например, как компетенция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и 
Федеральной службы налоговой полиции в области бюджетного контроля, вопросы организации бюджетного контроля в других странах с развитой бюджетной системой и т.д. В связи с этим, я остановился на основных, на мой взгляд, самых важных вопросах.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. Э.В. Алехин. Пенза: - Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. -350с ;
  2. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов,авторы: Бабич А.М., Павлова Л.Н. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. 703 с.
  3. Финансовое право Российской Федерации: учебник/ под ред. М. В. Карасева. М: КНОРУС, 2012. — 608 с.
  4. М. В. Мельник, А. С. Пантелеев, А. Л. Звездин. Ревизия и контроль : учебник. — Москва: КНОРУС, 2010. — С. 11 - 91. — 640 с.
  5. Бровкина Н. Д. Контроль и ревизия : учеб. пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2007. — С. 11 - 32. — 346 с. 

 

 

 


Информация о работе Формы и методы бюджетного, финансового и налогового контроля