Формы государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……..3
1. Сущность и роль социального страхования
1.1. Экономическая сущность социального страхования ………………….4
1.2. Особенности социального страхования.………......................................10
1.3. Управление системой социального страхования…………………………………………………………..…..13
1.4. Роль социального страхования…………………………………………16
2. Социальное страхование в РФ
2.1. Виды социального страхования……………………………………..…18
3.Система социального страхования РФ
3.1 Система государственных внебюджетных фонтов РФ…………………………………………………………………………….22
3.2 Фонд социального страхования РФ……………………………………24
Заключение……………………………………………..……………………………..……….…….…28
Список использованной литературы……………………………..…..…30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы Вера.docx

— 59.81 Кб (Скачать файл)

Поддержка малого бизнеса  предполагает, что государство берет  на себя погашение задолженности  банкам по кредитам, предоставленным  мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно  развитых стран функционируют государственные  или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.10

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости  играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов  или необходимых направлений  экономики той или иной территории.

Контрольная функция

органически вплетается в  контрольную функцию финансов, однако она имеет свои специфические  особенности, порожденные особенностями  этой категории:

1) тесно связана с деятельностью  государства и состоянием централизованного  фонда денежных средств;

2) охватывает движение  стоимости в двустороннем порядке,  поскольку предполагает возвратность  и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только  финансовыми структурами, но и  кредитными институтами.11

Таким образом, рассмотрев функции  кредита, можно сделать вывод, что  положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции.12

 

1.3 Формы государственного кредита.

Государственный кредит может иметь две формы:

  • сберегательное дело
  • государственные займы

Сберегательное  дело принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств и других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных  займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг :

  • Облигациями
  • Казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную  стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она  продается и перепродается в  зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между  курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские  обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.

В зависимости  от места размещения займов их подразделяют на:

  • внутренние –на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами)
  • внешние –поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии  подразделяют:

  • государственные займы
  • местные займы.

Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера  использования ценных бумаг бывают:

  • рыночные
  • нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости  от установления обеспеченности государственные  займы подразделяются на:

  • залоговые
  • беззалоговые.

Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами.

Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

В зависимости  от срока погашения задолженности  подразделяют:

  • краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет)
  • долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты  дохода государственные займы подразделяются на:

  • процентные
  • выигрышные
  • дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она  может проводиться ежегодно, раз  в полугодие, ежеквартально. При  выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей  выигрышей. Доход, таким образом, получают не все кредиторы, а только, те, чьи  облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

По характеру  погашения задолженности разделяются  два варианта:

  • одноразовая выплата
  • выплата частями.

При погашении  частями может применяться три варианта.

Первый - займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет.

Второй - займ погашается постоянно возрастающими суммами.

Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости  от обязательств государства по погашению  долга различают:

  • займы с правом долгосрочного погашения
  • без права долгосрочного погашения.

Право долгосрочного  погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Государственный кредит требует  особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах:

  1. минимизация стоимости займа
  2. установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных  займов основывается на следующих условиях:

  • наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
  • доверие кредиторов государству;
  • заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
  • возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения  государственных займов могут выступать:

  • доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты
  • дополнительные поступления от налогов
  • экономия средств от сокращения расходов
  • эмиссия денег
  • привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

Таким образом, государственный  кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и  методов финансовых отношений.

Такой подход направлен на создание благоприятных условий  для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет учитывать интересы юридических и физических лиц. 13

Глава 2 Государственный  долг в Армении и в России.

    1. Гос.долг в экономической теории.

Государственный долг –  это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных  и не выплаченных по ним процентов. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета  государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его  доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы.

Последние осуществляются путем  выпуска и размещения среди населения  и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми  обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это  и есть приблизительное определение  внутреннего долга.

Внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет заема средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.

 Внешний долг – это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте. Внешний долг может образовываться, когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд.14

    1. Причины возникновения гос.долга и способы финансирования

Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов  для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию  и росту государственного долга.

Причины возникновения гос.долга:

Почему государственный долг увеличивается  на протяжении всей истории страны? Что заставляет общество мириться с  крупным и устойчивым дефицитом  бюджета? На эти вопросы есть четыре ответа:

  • Войны
  • Экономические спады
  • Снижение  налогов
  • Недостаток политической воли.

Информация о работе Формы государственного кредита