Формы, виды и деятельность финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона.
Цель данной работы - рассмотреть формы и виды и органы финансового контроля и их полномочия, а также подробно разобраться в основных методах финансового контроля.

Содержание

Глава 1. Организация системы финансового контроля
1.1. Сущность, роль и значение финансового контроля в политике государства
1.2. Формы и виды финансового контроля
1.3. Органы финансового контроля и их полномочия
Глава 2. Особенности организации контроля Банка России за деятельностью кредитных организаций
2.1. Функции и полномочия Банка России в организации финансового контроля
2.2. Анализ надзорной деятельности Банка России в 2010-2011г.
2.3. Направления развития, надзора и контроля Банка России за деятельностью кредитных организаций
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

В 2010 году количество действующих кредитных организаций сократилось на 46 единиц – до 1012 организаций (Рис. 2). В течение года были отозваны лицензии у 28 кредитных организаций, в связи с реорганизацией в форме присоединения исключены из Книги государственной регистрации 19 кредитных организаций, получила лицензию на осуществление банковских операций 1 новая кредитная организация. Таким образом, в 2010 году продолжилась тенденция последних лет к уменьшению числа действующих кредитных организаций, наблюдавшемуся во всех федеральных округах.

Крупные многофилиальные банки в 2010 году, расширяя свое присутствие на региональных рынках банковских услуг, одновременно проводили политику снижения издержек за счет оптимизации своих региональных подразделений. Количество филиалов действующих кредитных организаций (без учета ОАО «Сбербанк России») снизилось с 2538 до 2352 (на 7,3%). Сбербанк России также продолжил работу по оптимизации филиальной сети, в результате количество филиалов банка за 2010 год сократилось на 71 (на 11,0%). Одновременно с сокращением количества филиалов в 2010 году увеличилось число дополнительных и операционных офисов.

Общее количество внутренних структурных подразделений кредитных организаций за год выросло на 884 единицы и на 1.01.2011 составило 38 431. В результате в Российской Федерации за 2010 год количество структурных подразделений банков увеличилось с 26,5 до 27,1 в расчете на 100 тыс. человек.

В 2010 году сокращение числа действующих кредитных организаций было характерно для большинства российских регионов: количество региональных банков уменьшилось, темпы прироста активов региональных банков в 2010 году были ниже темпов прироста активов банковского сектора в целом. В результате доля региональных банков в совокупных активах банковского сектора в течение года сократилась с 14,1 до 13,7%.

Рис. 2. Количество кредитных организаций и их филиалов

 

Развитие банковской деятельности на фоне восстановления финансового состояния предприятий в большинстве отраслей экономики и роста платежеспособности населения позволило региональным банкам в 2010 году утроить прибыль по сравнению с 2009 годом, по состоянию на 1.01.2011 удельный вес прибыльных региональных банков в общем числе действующих региональных банков повысился до 90,8% (против 90,3% на 1.01.2010). Вместе с тем в целом ряде регионов остается острым вопрос обеспеченности банковскими услугами. Минимальное значение обеспеченности регионов банковскими услугами отмечено в Северо-Кавказском федеральном округе.

За 2010 год доля крупнейших по величине активов кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора практически не изменилась, составив 93,7% на начало года и 93,9% на конец года. В то же время доля пяти крупнейших банков немного снизилась с 47,9% на 1.01.2010 до 47,7% на 1.01.2011.(Таблица 1).

Таблица 1

Активы нетто пяти крупнейших банков РФ

Позиция

Название банка

Регион регистрации

Январь, 2011, тыс. руб.

Январь, 2010, тыс. руб.

Изменение, тыс. рублей

1

Сбербанк России

Москва и обл.

9145192910

7652716628

1492476282

2

ВТБ

Санкт-Петербург

2822169844

2713933520

108236324

3

Газпромбанк

Москва и обл.

1874115343

1746405614

127709729

4

Россельхозбанк

Москва и обл.

1080160552

973893355

106267197

5

Банк Москвы

Москва и обл.

954232472

824459229

129773243


2.3. Направления развития, надзора и контроля Банка России  за деятельностью кредитных организаций

 

В 2012 - 2014 годах деятельность Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора будет сосредоточена на реализации мер, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года в части повышения качества банковской деятельности и обеспечения устойчивости кредитных организаций.

Банковский сектор будет развиваться в условиях обострения конкуренции (как внутриотраслевой, так и межотраслевой) на наиболее доходных сегментах рынка банковских услуг

Усиление конкуренции и меры по развитию банковского регулирования и банковского надзора должны способствовать повышению транспарентности и рыночной дисциплины в банковском секторе. В результате кредитные организации будут в большей мере ориентироваться на долгосрочные результаты деятельности, более рациональное ведение бизнеса, построение эффективных систем управления, включая управление рисками.

В сфере совершенствования банковского регулирования и банковского надзора Банк России в 2012 - 2014 годах продолжит работу, направленную на повышение качества банковского капитала и активов, ограничение уровня рисков, включая степень их концентрации, повышение достоверности учета и отчетности кредитных организаций. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированных, содержательных подходов, базирующихся на отечественном опыте и международной практике.

Совершенствование практики банковского надзора и повышение его качества намечается осуществлять по следующим направлениям:

- идентификация принятых банками  рисков с учетом перспектив  состояния экономики и финансовой  сферы, развитие системы раннего  реагирования;

- реализация дифференцированного  подхода к режиму надзора с учетом системной значимости, профиля и уровня рисков, а также степени транспарентности кредитных организаций;

- осуществление надзорных мероприятий  по снижению концентрации рисков, в том числе рисков на бизнес  аффилированных с банками лиц;

- развитие надзора на консолидированной основе;

- развитие взаимодействия с  органами государственного регулирования  и контроля, включая зарубежные, по вопросам обмена информацией.

Предусматривается развитие системы контроля со стороны центрального аппарата Банка России за ситуацией, прежде всего в системно значимых кредитных организациях.

Банк России исходит из необходимости создания законодательных основ внедрения в Российской Федерации всех стандартов банковского регулирования и банковского надзора, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН), включая предоставление Банку России права определять для кредитных организаций требования к системам корпоративного управления, управления рисками и капиталом, осуществлять консолидированный надзор, использовать в надзорной практике профессиональное суждение, а также определять применение мер воздействия в отношении членов исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) за недостатки в деятельности кредитных организаций.

В рамках реализации положений Базеля II в 2012 - 2014 годах будет проводиться работа по подготовке нормативных актов по вопросам регулирования и надзора за деятельностью банков, применяющих подходы к оценке кредитного риска, основанные на внутрибанковских рейтингах. При взаимодействии с кредитными организациями будут осуществляться также разработка и внедрение внутренних процедур оценки достаточности капитала.

В рамках внедрения новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных документами БКБН (Базель III), принятыми в 2010 году и поддержанными главами государств «Группы 20» на саммите в Сеуле в ноябре 2010 года, будет проведена работа:

- по внесению изменений в  нормативную базу в части пересмотра  структуры регулятивного капитала и введения требований к достаточности компонентов капитала;

- по установлению требований  к формированию буферов капитала, введению показателя «леверидж», определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;

- по введению двух нормативов  ликвидности: показателя краткосрочной  ликвидности, определяемого как  отношение ликвидных активов  к чистому оттоку денежных  средств в ближайшие 30 дней в  условиях рыночного стресса, и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования сроком не менее 1 года к необходимому объему такого фондирования в условиях стресса.

В 2013 - 2014 годах будут определены подходы к формированию банками контрциклического буфера капитала в качестве инструмента ограничения системного риска. Для реализации этих подходов предполагается также разработать дополнительные индикаторы роста рисков в российской финансовой системе.

В 2012 - 2014 годах предстоит выработать подходы к определению системно значимых банков, а также определить особенности регулирования их деятельности с учетом предложений, разработанных БКБН совместно с Советом финансовой стабильности (СФС) в отношении глобальных системно значимых финансовых институтов. При определении соответствующих критериев для российских банков Банк России будет учитывать особенности функционирования отечественного рынка банковских услуг, а также проводимую БКБН и СФС работу по адаптации предложенных подходов к регулированию деятельности национальных системно значимых банков.

В связи с международными рекомендациями по соблюдению принципов и стандартов СФС в сфере вознаграждений (материального стимулирования сотрудников кредитных организаций) предполагается проведение работы по внедрению указанных рекомендаций с учетом специфики российского законодательства.

В целях снижения административной нагрузки на банки предполагается унифицировать через внесение соответствующих изменений в законодательство надзорные требования к устойчивости кредитных организаций и требования к участию в системе страхования вкладов.

Для повышения открытости деятельности российских кредитных организаций предусматривается установление обязанности кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о квалификации и опыте работы их руководителей.

Предстоит законодательно урегулировать обязанность владельцев акций и лиц, оказывающих косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, предоставлять кредитной организации сведения для раскрытия структуры собственности, в том числе в случае если акции кредитной организации находятся у номинального держателя.

Предполагается дальнейшее развитие законодательной базы института аффилированных лиц кредитных организаций в целях повышения прозрачности структуры собственности кредитных организаций. В частности, предполагается предусмотреть обязанность всех аффилированных лиц кредитных организаций предоставлять сведения о себе и нести ответственность за неисполнение этого требования.

Продолжится работа по законодательному совершенствованию процессов слияния и присоединения. В законодательство будут внесены изменения, предусматривающие возможность участия юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм в реорганизации кредитных организаций, что послужит дополнительным стимулом для повышения уровня капитализации посредством реорганизации.

Реализация курса на интеграцию в мировой финансовый рынок должна осуществляться с учетом национальных интересов, реального уровня развития и конкурентоспособности российского банковского сектора. В качестве необходимой меры поддержания конкурентоспособности российских банков на внутреннем рынке банковских услуг останется запрет на открытие филиалов иностранных банков, в связи с чем продолжится участие Банка России в разработке соответствующего федерального закона.

Банк России примет участие в работе над законопроектами, направленными на обеспечение дополнительной защиты прав кредиторов и потребителей финансовых услуг, в том числе в рамках совершенствования законодательства о залоге и разработки законодательства о потребительском кредите. Одновременно продолжится реализация мер по повышению финансовой грамотности населения в области банковской деятельности.

 

Заключение

Теперь рассмотрев и детально изучив тему «Осуществление финансового контроля» во многих аспектах, а так же проведя исследовательскую работу в области «Методы финансового контроля» можно сделать следующие выводы, о том насколько важен финансовый контроль для реализации финансовой политики государства. Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ.

Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений. Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Информация о работе Формы, виды и деятельность финансового контроля