Формирование государственного бюджета Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение -----------------------------------------------------------------------------------3
1. Понятие бюджета и бюджетной политики
Республики Беларусь ---------------------------------------------------------------4
2. Формирование государственного бюджета
Республики Беларусь -------------------------------------------------------------10
2.1. Формирование доходной части государственного
бюджета Республики Беларусь------------------------------------------10
2.2. Государственные расходы -------------------------------------------------------12
3. Дефицит государственного бюджета ------------------------------------------15
4.Основные показатели бюджетного дефицита Республики Беларусь--20
Заключение ------------------------------------------------------------------------------24
Список литературы -------------------------------------------------------------------26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Бюдж-ый дефицит и методы его финансирования саша.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством) на 1.01.2011    9486,2

Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь    9687,2

 

С каждым годом планируемый показатель внешнего долга увеличивается по сравнению с предыдущим годом. Но реальный внешний долг Республики Беларусь ниже запланированного показателя.

 Лимит внутреннего  долга также меняется в сторону  увеличения из года в год.

 Если на 1 января 2008 года внутренний государственный  долг Беларуси составлял 6234,9 млрд  белорусских рублей, то за январь-июль 2011 года его сумма составила  три триллиона рублей при утвержденном на 2011 год лимите четыре триллиона рублей.

 Для того, чтобы сделать вывод о приемлемости  размера внешнего государственного  долга, необходимо учитывать не  только его размеры, но и рассчитать  показатели кредитоспособности  по внешнему государственному долгу и сравнить их с нормативами, установленными Международным банком реконструкции и развития.

 

 

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, в процентах (на 2011)   32,5

 

Отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту (на 2011)    17,8

Отношение платежей по внешнему гос.долгу к экспорту товаров и услуг (на 2011)    2,6

 

Рассматривая и анализируя составляющие государственного бюджета, на первый взгляд может показаться, что основным способом минимизации бюджетного дефицита является сокращение государственных расходов и увеличение доходов. Но на самом деле, все не так просто и перед государством стоит задача не столько необоснованно повысить доходы путем увеличения налоговой нагрузки и устранения несрочных расходов, сколько поддержать баланс доходной и расходной части путем создания благоприятной налоговой политики и своевременного выполнения не терпящих отлагательств государственных программ.

 Характерным  для бюджетного дефицита Республики  Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете.

 Одна из  основных проблем в данной  области – эффективность использования  средств, так как их основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.

 Из анализа  динамики и структуры доходной  части бюджета видно, что выделяются  две ее составляющие: налоговая  и неналоговая. Отличие неналоговой  составляющей заключается в целевой направленности отчислений и их временном характере.

 Изучение  показателей показывает, что налоги  являются основой формирования  государственного бюджета. Не имея  закрепления за конкретными видами  расходов, они обеспечивают маневренность  бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.

 Деление бюджета  на несколько частей искажает  информацию об использовании  бюджетных ресурсов: расходы одного  и того же назначения могут  финансироваться как непосредственно  за счет средств бюджета, так и из фондов.

 Значительная  часть налоговых платежей формирует  доходную базу местных бюджетов. Очевидно, что около половины  всех налоговых поступлений зачисляется  в доходы местных бюджетов.

Заключение

 

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких  элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Политика же государственных расходов не должна быть расточительной и должна ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, притом, что эти расходы должны принимать форму инвестиций. Расходы бюджета РБ должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления средств различным хозяйственным субъектам и на реализацию государственных программ.

Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности Республики Беларусь в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

 

Список литературы

 

  1.     О республиканском бюджете на 2010 год: ЗаконРесп. Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.:
  2. О республиканском бюджете на 2011 год: ЗаконРесп. Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З: принят Палатой представителей 14 сентября 2010 г.: одобрен Советом Республики 4 октября 2010 г. ;
  3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2009
  4. Государственный бюджет: Учеб. Пособие. Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк.,2010.-240с.
  5. Жушма П. Жить по средствам. НЭГ 2000 г. №6, стр.1-2
  6. КорбутН.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период. Бел.экономический журнал, 2009 № 4 с.4-16.
  7. М. Матусевич Трудный бюджет 2010-го. НЭГ 2010 г. № 4, стр.1-3
  8. Образцова Т.Б. Налоги и реальное влияние на экономику // Белорусский экономический журнал, 2009 № 3 с.28-36.
  9. Статистические таблицы. Европейская экспертная служба «Экономические тенденции в Беларуси» ежемес.обозрение 2011.
  10. Романовский, М. В. Финансы: учебник / М. В. Романовский, О. В. Врублевская; под ред. Романовского М. В. - Москва: Перспектива, 2010. – 543 с.;
  11. Рябушкин, Б. Т. Основы статистики финансов: учеб.пособие / Б. Т. Рябушкин. - Москва: Финстатинформ, 2009. - 81 с.
  12. http://bargu.by/1878-deficit-gosudarstvennogo-byudzheta.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование государственного бюджета Республики Беларусь