Формирование Резервного фонда и фонда национального благосостояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, как фонды денежных средств предназначенные для выполнения функций стратегического назначения: выполнение обязательств Правительства РФ перед иностранными партнерами; погашение возможного дефицита бюджета страны, финансирование социальных программ. В связи с заявленной целью поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность Резервного фонда и Фонда национального благосостоянии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВНЫХ ФОНДОВ…..
1.1 Понятие резервного фонда РФ, его функции и задачи…………………...6
1.2 Управление резервным фондом РФ, его использование, отчетность и аудит……………………………….……...10
ГЛАВА 2. ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1 Формирование и использование средств фонда …………………………..14
2.2 Управление средствами фонда ……………………………………………..17
2.3. Отчетность и аудит Фонда …………………………………………………26
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Резервного ФОНДА и Фонда НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ В РОССИИ
3.1 Позитивные и негативные оценки деятельности Фондов…………………………………………36
3.2 Основные проблемы и пути их решения ………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...48

Вложенные файлы: 1 файл

резервый фонд.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

Современное развитие Резервного фонда и ФНБ показывает неуклонное снижение объема средств, что говорит об их постоянном расходовании на цели сдерживания инфляции в стране, от части порожденной самим Фондом.

Логика Правительства  РФ такова, что, поскольку, времени на модернизацию экономики остается очень мало, а бюджетные средства, выделяемые на эти цели работали недостаточно эффективно и «быстро», необходимо сыграть на опережение: использовать средства Фонда и модернизировать экономику быстрее, чем произойдет коллапс, связанный либо с резким скачком инфляционного потока, либо с очередным падением цен на нефть, как то было в 2008 году сразу же после резкого подъема.

Несмотря на существующие упущения в планировании модернизации экономики, из-за чего Россия все больше отстает от Европы и США по таким статьям как: стабильность экономики, объемы промышленности, стабильность валюты, научная эффективность и уровень развития человеческого капитала, который включает в себя уровень жизни, доступ к общественным благам и объемы полезного продукта, производимого населением; перед нами стоит задача выйти из-под зависимости сырьевой базы и переходить на уровень наукоемких производств и разработок, высокоэффективной и качественной переработки сырья.

Сверхприбыль, которую Россия получает  от разработки углеводорода, является одним из наиболее очевидных и самых простых способов выстраивания твердой, стабильной и сильной  экономической машины.

При использовании средств Резервного фонда на цели инвестирования  существует три варианта.  Первый - за границу, то, что делала  Норвегия, пользуясь дивидендами  зарубежных инвестиций. Но Норвегия  с населением в два раза  меньше, чем  в  Москве, с  дешевой  электроэнергией, для России, в  данном случае, не самый лучший  пример еще и потому, что тогда, 20 лет назад, финансовый рынок  мировой был стабилен. Сегодня  идет перманентный валютно-финансовый  глобальный кризис. Устойчивых, высоконадежных  ценных бумаг нет. Какой будет  курс доллара послезавтра, никто  не знает. 

Рынок ценных бумаг находится  в фазе турбулентного, такого  хаотического и кризисного состояния.  И возникает другая альтернатива - инвестировать в нашу страну. Здесь тоже есть два варианта. Государство может само инвестировать  в инфраструктуру, в здравоохранение,  в наукоемкие технологии, в подготовку  специалистов, в обустройство 2 миллионов  беспризорников.      Это  долгосрочные, нужные инвестиции. Второй  вариант - помочь частному бизнесу.  Мобилизовать инвестиционные ресурсы.

В любом случае, главное, что  должно понимать правительство  это, что расходование ресурсов  на социальную атрибутику: здравоохранение, инфраструктура – является косвенным  воздействием на экономическую  эффективность и эффект мультипликатора  может быть крайне слабым в  этих областях.

Это связано  с тем, что наша экономика еще  не была переформирована из экстенсивных промышленных мощностей образца  Советского Союза в энергоэффективные  и наукоемкие производства – иными  словами, страна не производит достаточно прибавочного продукта, чтобы выдержать социальные нужды (такие как пенсионный фонд, ремонт инфраструктуры и прочие социальные потребности, обеспечиваемые государством обществу) и рассчитывать резервы на будущее развитие.

 

Заключение

 

В данной работе была описана история образования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, их функционирование, проанализирована эффективность использования средств фондов.

Бюджетный кодекс РФ определяет, что Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Положениями статей Бюджетного кодекса РФ также устанавливаются принципы формирования, использования и управления средствами Фонда национального благосостояния.

Создание Резервного фонда явилось следствием решения  Правительством РФ задачи обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен. Резервный фонд предназначен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе.

Создание Резервного фонда за счет средств Стабилизационного фонда РФ позволило сформировать первоначальный, значительный объем Резервного фонда.

Переход Правительством РФ новым принципам управления нефтегазовыми доходами федерального бюджета позволил увеличить объем Резервного фонда, который достиг нормативной величины, установленной Федеральным законом о федеральном бюджете РФ на 2008г.

Средства Резервного фонда, так же как и средства Стабилизационного  фонда находятся в управлении. Целью управления средствами Резервного фонда является обеспечение сохранности средств и стабильного уровня дохода от их размещения в долгосрочной перспективе.

 

 

Список литературы

1. Бюджетный кодекс  РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ (ред. от 19.07.2009).

2.ФЗ № 245-ФЗ о Внесении изменений в БК РФ и иные законодательные акты РФ.

3. О Счетной палате Российской Федерации: ФЗ от 11.01.1995. № 4-ФЗ (с изм. и доп. от 25.12.2008 № 274-ФЗ) // Собр. законодательства - 2008. - № 52. – Ст.6229.

4.  О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния: Пост. Правительства РФ от 19.01.2008 г. № 18 // Рос. газета - 2008. - 24 января. 
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 г. № 18: Пост. Правительства РФ от 15.10.2008 г. № 766 // Рос. газета - 2008. - 21 октября. 
 
6. О внесении изменений в Требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Резервного фонда: Пост. Правительства РФ от 06.11.2008 г. № 805 // Рос. газета - 2008. - 11 ноября. 
7Варнавский. Стабилизационный фонд как инструмент экономической политики государства // Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2007

8Грачева Е.Ю. Комментарий к Бюджетному кодексу / Е.Ю.Грачева. - М.: Проспект, 2009. - 576 с.

9.  Гетьман И.В. – Павлов. Деньги должны делать деньги // Банковское дело, № 2, 2007

10.  Данилина М.В.. Изменение в стратегии формирования и использования резервного фонда и фонда национального благосостояния // Финансы и кредит, № 10, 2008 г.

11.  Данилина М.В. Стабилизация финансовых поступлений в федеральные бюджеты стран мира // Финансы и кредит, № 21, 2007 г.

12.  Кимельман С., Андрюшин С. Стабилизационный фонд и экономический рост // Вопросы экономики, № 11, 2005 г.

13.Назаров В.С. Нужны ли региональные стабилизационные фонды // Банковское дело. № 2, 2007г.

14Резервный фонд / Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www1.minfin.ru /ru/reservefund.

15.Газета «Коммерсантъ» № 173/П (4473) от 20.09.2010 
16Финансовое право", 2008, N 7 
Интернет - ресурсы:

1. ru.wikipedia.org/wiki

2. www.minfin.ru/ru/official/index

3. www.rosinvest.com/news/374400/

4. www.consultant.ru

5. www.roskazna.ru/pubs_112.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Функции стабилизационных фондов

 
2.                  
5.           Об утверждении Правил перечисления в Стабилизационный фонд Российской Федерации дополнительных доходов федерального бюджета, остатков средств федерального бюджета на начало финансового года и доходов от размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации: Пост. Правительства РФ от 23.01.2004 г. N 31 // Рос. газета - 2004. - 30 января. 
 
6.                 О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации: Пост. Правительства РФ от 21.04.2006 г. № 229 // Рос. газета - 2006. - 4 мая. 
 
7.                  
9.                 О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Пост. Правительства РФ от 17.12.2007 г. №892 // Рос. газета - 2007. - 22 декабря. 
 
10.            О порядке управления средствами Резервного фонда. Пост. Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 955 // Рос. газета - 2008. - 12 января. 
 
11.            Об утверждении нормативных долей разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда и Порядка расчета фактических долей разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного Фонда и их приведения в соответствие с нормативными долями: Приказ Минфина России от 16.01.2008 г. № 3 // Рос. газета - 2008. – 21 января. 
 
12.            Об утверждении нормативной валютной структуры средств Резервного фонда, порядка приведения фактической валютной структуры средств Резервного фонда в соответствие с нормативной валютной структурой: Приказ Минфина России от 16.01.2008 г. № 4 // Рос. газета - 2008. – 21 января. 
 
13.            Об утверждении перечня иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда: Приказ Минфина России от 16.01.2008 г. № 5 // Рос. газета - 2008. – 21 января. 
 
14.            О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 января 2008 г. № 24: Приказ Минфина России от 21.10.2008 г. № 516 // Рос. газета - 2008. – 27 октября. 
 
15.Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М.: Юрист, 2008. - 776с. 
 
16.Борисов А.Н. Бюджетное право. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2008. - 288с. 
 
17.Дроздов О.И. Разделение Стабфонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния // Финансы и кредит - 2009. - № 12. – С.10-15.

 

 

 

 

 

 

1 В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".

2 Там же.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 2.

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 1.

5 Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда», п.1.

6 В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".

7 Там же.

8 В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".

9 На основании Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

10 В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в  Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".

11 Там же.

12 В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".

13  Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 2.

14 Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 1.

15 Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.4, Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г.     № 766, от 22 июля 2009 г.  № 597).

16 В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".

17 Там же.

18 На основании Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».




Информация о работе Формирование Резервного фонда и фонда национального благосостояния