Фонд универсального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:16, доклад

Краткое описание

Международный опыт свидетельствует о многочисленных преимуществах фондов универсального обслуживания. Эти фонды создаются для достижения целей универсального обслуживания путем субсидирования мероприятий по развитию универсальной услуги или доступа. Такие фонды имеют больше преимуществ, чем недостатков, по сравнению с другими механизмами финансирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Международный опыт свидетельствует о многочисленных преимуществах фондов универсального обслуживания.docx

— 25.47 Кб (Скачать файл)

     

Международный опыт свидетельствует о многочисленных преимуществах фондов универсального обслуживания. Эти фонды создаются для достижения целей универсального обслуживания путем субсидирования мероприятий по развитию универсальной услуги или доступа. Такие фонды имеют больше преимуществ, чем недостатков, по сравнению с другими механизмами финансирования. 
     Фонды универсального обслуживания – это специально создаваемые механизмы для достижения целей универсального обслуживания. Обычно доминирующий оператор не принимает участия в управлении этими фондами. Субсидии, поступающие из этих фондов, обычно используются для финансовой поддержки специальных программ. К таким программам относятся проекты расширения сети и установки платных общественных телефонов или переговорных пунктов. Несмотря на то, что такие фонды могут иметь различную структуру, у них имеется ряд общих черт. 
 
Основные черты эффективных фондов универсального обслуживания

Для эффективно действующих фондов универсального обслуживания характерно наличие следующих факторов:

1.Независимое управление  фондом – без участия телекоммуникационных  операторов 
2.Прозрачное финансирование

3.Нейтральная позиция на рынке – равные условия субсидирования для доминирующих      операторов и новых конкурентов

4.Субсидии направляются по целевому назначению (в районы с высоким уровнем затрат на предоставление телекоммуникационных услуг, в еще необслуживаемые районы, малоимущим гражданам, в секторы образования и здравоохранения)

5.Субсидии предоставляются в небольшом объеме; субсидированию подлежат только нерентабельные услуги; остальные субсидии поступают из частного сектора.

6.Финансирование программ универсального обслуживания осуществляется на конкурентной основе: операторы с наименьшими показателями эффективности имеют приоритет в получении субсидий и права на строительство и эксплуатацию сети для развития услуг.

Фонды универсального обслуживания могут использоваться для поддержания уже существующего уровня универсального обслуживания, субсидирования нового универсального доступа или услуг, предоставляемых с использованием новых сетей. Тем не менее, очевидно, что фонды универсального обслуживания являются идеальным механизмом для субсидирования новых сетей, то есть предоставления услуг в районы с низким уровнем доходов на душу населения.

     В целях  развития услуг электросвязи  Указом Президента РБ от 20 февраля 20007 г. № 96 «О финансировании развития  услуг электросвязи общего пользования»  в составе республиканского бюджета  создан государственный целевой фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания).

Образуется за счёт обязательных отчислений операторов электросвязи (юридическое лицо или ИП, оказывающие услуги электросвязи на основании специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи) в размере 1,5 % доходов от оказания услуг электросвязи. Средства фонда универсального обслуживания отправляются исключительно на капитальные вложения, связанные с оказанием услуг электросвязи общего пользования, предоставления которых государство гарантирует всем пользователям услуг электросвязи на территории РБ по доступным тарифам. Распорядитель средств обязан разработать и согласовать смету расходов с Министерством экономики в разрезе направления расходования и с Министерством финансов в разрезе получателей. Получатели средств обязаны ежеквартально представлять распорядителю отчеты об использовании средств фонда, которые затем распорядитель, обобщив, предоставляет в Министерство экономики и Министерство финансов. Неиспользованные в отчетном году средства зачисляют в доходы фонда на очередной финансовый год. 
Источники поступлений в фонды универсального обслуживания. 
В отличие от перекрестного субсидирования и установления обязательства универсального обслуживания, сбор средств для фондов универсального обслуживания и их распределение осуществляются независимой организацией. Существуют различные источники средств для таких фондов:

 

 

1.Прямое финансирование  из доходов центрального правительства (например, в Чили);

2.Поступления от телекоммуникационных  операторов (например, процент доходов  от определенного вида услуг);

3.Поступления от приватизированных  операторов, доходы от аукционов  и/или средства от платежей  за выдачу лицензии;

4.Налоги с пользователей (например, услуг доступа);

5.Поступления от организаций  международного развития.

Если средства поступают от телекоммуникационных операторов, или от пользователей, должны соблюдаться условия Соглашения ВТО по основным телекоммуникациям .В частности, сбор и распоряжение этими средствами должны осуществляться на прозрачной, недискриминационной и нейтральной, с точки зрения конкуренции, основе, объемы платежей не должны быть обременительными в большей степени, чем это предусмотрено законом или другими регуляторными документами.

Критерии выбора механизма для сбора средств 
Регулирующие органы используют различные критерии для выбора наилучшего способа сбора средств в фонды универсального обслуживания. Эти критерии включают в себя:

Экономическая эффективность: все механизмы сбора доходов в определенной степени связаны с экономической неэффективностью. В связи с этим основной целью является выбор такого механизма, который обеспечивал бы минимальный уровень потерь эффективности.

Административная эффективность: При сборе средств для развития универсального обслуживания должна быть обеспечена эффективность и прозрачность. Существующая система сбора государственных доходов может являться самой эффективной с административной точки зрения, поскольку в данном случае уже определен механизм сбора налогов и других доходов. С другой стороны, практика показывает, что административные расходы на создание фондов универсального обслуживания достаточно небольшие. При этом механизм сбора доходов должен быть разработан таким образом, чтобы обеспечивать простоту расчетов для оператора и не являться предметом споров и манипуляций. Наиболее подходящими являются достаточно простые механизмы, при которых осуществляется сбор доходов от всех телекоммуникационных услуг (основных и не основных). 
Устойчивость: механизмы сбора средств должны обеспечивать довольно стабильную базу доходов. Механизмы, основанные на сборе доходов от определенных услуг или минут в перспективе могут оказаться неустойчивыми. Фонды, для которых характерны разовые поступления, например поступления от «аукционов» при распределении спектра, также могут быть ненадежными. Увеличение спроса на междугородную связь и стремительное развитие услуг мобильной связи стирают различия между местными и междугородными соединениями. Развитие цифровой и IP-технологий также ставит под сомнение возможность использования минут в качестве базы для измерения доходов телекоммуникационных операторов (в данном случае это может быть 1 бит или пакет IP). Таким образом, целесообразно определить постоянную базу расчета, например, объем доходов, не привязанную к технологии или услуге, как минуты междугородного трафика. 
Равенство: Механизм сбора доходов должен обеспечивать справедливое взимание средств. По этой причине многие регулирующие органы отказались от экономически эффективного способа сбора доходов через налогообложение услуг доступа. Многие эксперты утверждают, что программы развития универсального обслуживания являются аспектом социальной политики государства, и поэтому они должны финансироваться из бюджета, а не за счет телекоммуникационного сектора.

Определение объема субсидий. Фонды используются для финансирования различных программ универсального обслуживания. Они являются идеальным инструментом для предоставления услуг в районы, требующие высоких затрат на обеспечение телекоммуникационного обслуживания (сельские, удаленные районы).

Существует два основных способа определения размера субсидий для проекта расширения сети. Они дополняют друг друга, и должны использоваться параллельно. Первый подход основан на оценке стоимости субсидий с использованием финансовой модели. Второй способ заключается в том, чтобы дать возможность рынку самому определить окончательный объем требуемых субсидий на основе конкуренции. 

Модели расчета затрат на предоставление универсальной услуги 
Оценка требуемого объема субсидий для поддержания существующего уровня универсальной услуги является более сложным и противоречивым мероприятием, чем определение объема субсидий для новых проектов расширения сети. Сложность связана прежде всего с тем, что здесь затраты необходимо рассчитывать для более широкого спектра услуг. 
Таким образом, детализированная модель затрат, включающая затраты на установку и текущие затраты, является единственным возможным способом определения объема требуемых субсидий. Лучшая международная практика свидетельствует, что расчет чистой стоимости предоставления требуемого уровня универсальной услуги должен проводиться с учетом метода долгосрочного возрастания затрат (метод LRIC). 
Реализация программ универсального обслуживания на конкурентной основе 
Любой орган, регулирующий деятельность в области универсального обслуживания, будет иметь меньше

информации, чем телекоммуникационные операторы о реальных затратах и прибылях от реализации программ универсального обслуживания. Поэтому определение требуемого объема субсидий на конкурентной основе является более предпочтительным по сравнению с моделированием затрат. 
Конкурентная основа предпочтительна и в тех случаях, когда предоставляются новые услуги доступа, например, в ранее необслуживаемые районы. Как уже обсуждалось ранее, более сложно определить объем субсидирования в случаях, когда доминирующий оператор уже предоставляет универсальные услуги. Например, такой «аукцион» может помочь определить объем субсидий для поддержания или внедрения услуг в регионе, где доминирующим оператором неэффективно используются мощности сети. Администратор фонда универсального обслуживания может потребовать от доминирующего оператора участия в конкурентной борьбе с предложением о непрерывном предоставлении субсидий для региона. Если другой оператор, более конкурентоспособный с финансовой или технической точки зрения, дает заявку на меньший объем субсидий для функционирования сети в этом регионе, размер субсидий будет сокращен. Если такой объем субсидирования не устроит доминирующего оператора, он может договориться с альтернативным оператором о передаче ему права осуществления операций на сети. Также доминирующий оператор может продать сетевые мощности другому оператору, который должен будет модернизировать сеть для достижения целей универсального обслуживания. При этом может использоваться множество различных управленческих контрактов, двусторонних сделок, операций по передаче прав на строительство и управление, а также контрактов на покупку активов. 
   Администраторы фондов существенно экономят средства, позволяя операторам конкурировать за право предоставления услуг в несколько районов с различным уровнем субсидирования.  
«Скрытые» выгоды 
Третье преимущество наличия конкуренции при субсидировании заключается в том, что выгоды от предоставления универсального доступа или универсальных услуг переходят от оператора к универсальному фонду. В данном случае «скрытыми» выгодами являются финансовые или другие преимущества операторов универсального обслуживания, которые не учитываются в традиционных моделях затрат или прибылей. Теоретически, оператор, который хочет предоставлять универсальную услугу или универсальный доступ, будет учитывать «скрытые» преимущества при расчете необходимого объема субсидий для обслуживания нового района. Чем больше преимуществ, тем меньший размер субсидий потребует оператор. До недавнего времени в мире не было реальных примеров, подтверждающих эту теорию

Механизмы финансирования универсального обслуживанияСогласно «Interconnection Directive» механизм универсального обслуживания может быть реализован следующим образом:

1.путем создания  фонда универсальной услуги на  национальном уровне; 
2. с использованием системы сбора дополнительных средств непосредственно теми операторами, которые обязаны предоставлять услуги; 
3. с использованием комбинации элементов вышеуказанных механизмов.

 


Информация о работе Фонд универсального обслуживания