Фондовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:38, реферат

Краткое описание

Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.
Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают. Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п.
Следует отметить, что практически все рынки находят отражение в инструментах рынка ценных бумаг. Так, например, рынок вновь произведенной продукции и услуг представлен коносаментами, товарными фьючерсами и опционами, коммерческими векселями; рынок земли и природных ресурсов - закладными листами, акциями, облигациями, обеспечением которых служат земельные ресурсы и т.д.

Содержание

I. Сущность фондового рынка...............................
1. Понятие фондового рынка, его структуры и виды.......
2. Понятие ценных бумаг................................
3. Виды профессиональной деятельности на фондовом
рынке...............................................
4. Анализ состояния и структура российского рынка
ценных бумаг........................................
II. Первичный и вторичный фондовые рынки..................
1. Особенности первичного рынка........................
2. Вторичный рынок.....................................
2.1. Биржевой рынок.................................
2.1.1. Понятие фондовой биржи.....................
2.1.2. Организационная структура фондовой биржи...
2.1.3. Листинг ценных бумаг и биржевые индексы....
2.2. Внебиржевой рынок.............................
3. Технология торговли, применяемая на первичном и
вторичном рынках...................................
III. Регулятивная инфраструктура фондового рынка.........
1. Государственное регулирование......................
2. Саморегулируемые организации.......................
IV. Проблемы развития российского фондового рынка........
Заключение............................................
Список литературы.....................................
Приложение............................................

Вложенные файлы: 1 файл

FOND_M~1.DOC

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

     Государственное участие в регулировании  фондового  рынка необходимо, поскольку  этот  рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны.  Особенно  активную роль  государство  должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может

"запустить" это  рынок  в  его  цивилизованной безопасной  форме.

    

Основные функции государства в регулировании:

   

 

     а) идеологическая  и  законодательная  (концепция  рынка, программа ее реализации и т.п.;

     б) концентрация ресурсов  на цели создания рынка и  его инфраструктуры;

     в) установление "правил  игры" (требований  к  участникам, операционных и учетных стандартов);

     г) контроль за финансовой  устойчивостью  и  безопасностью  рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению,  контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

     д) создание системы  информации о состоянии  рынка  ценных бумаг и  обеспечение  ее открытости для инвесторов;

     е) формирование системы  защиты инвесторов  от  потерь  (в т.ч.  государственные или  смешанные схемы страхования  инвестиций);

     ж) предотвращение негативного  воздействия на фондовый рынок  других видов государственного  регулирования  (монетарного, валютного, фискального, налогового);

     з) предупреждение  чрезмерного   развития   рынка   государственных  ценных бумаг (отвлекающего часть  денежного предложения инвестиционных  ресурсов на  покрытие  непроизводительных  расходов государства).

     Другим аспектом роли  государства на  рынке  ценных  бумаг является то,  что оно  выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного  долга) и инвестором  (государственная  собственность в ценных бумагах  предприятий и банков),  использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

 

     Российский фондовый  рынок  имеет исключительно сложную  и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность объясняется тремя причинами:

     1) смешанная модель  рынка ценных бумаг (центральный  банк и небанковские  государственные  органы в качестве регулирующих  инстанций;

     2) активное  вмешательство  в  регулирование рынка ценных бумаг приватизационного агентства (Госкомимущества);

     3) неустойчивость и  конкуренция властных структур.

 

          2. Саморегулируемые  организации.

 

     Саморегулируемыми организациями  признаются  предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса.

     В странах с рыночной  экономикой  обязательно  существует  одна или   несколько   ассоциаций  инвестиционных  институтов, действующих в национальном масштабе и признанных  в  этом  качестве государством как основных представителей профессионального сообщества в области ценных бумаг.  В случае такого признания государство  передает  часть  своих функций по надзору и регулированию рынка.

     Саморегулируемые организации  обладают следующими основными  признаками:

     - это добровольное  объединение;

     - членами являются  профессиональные участники рынка  ценных бумаг;

     - выполняют функции  саморегулирования и установления  формальных правил ведения бизнеса;

     - выполняют функции, переданные им государством.

 

     Виды саморегулируемых  организаций.

 

     Международные организации  -  Международная   организацияфондовых  бирж.

     Национальные организации - обычно в каждой стране существуют организации,  претендующие на представительство интересов профессионального рынка ценных бумаг данной страны.  В США это Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD),  В Японии - Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т.д.

     Региональные организации учреждаются в относительно замкнутых региональных рынках ценных бумаг.

     Классификация саморегулируемых  организаций в зависимости от  видов участников фондового рынка,  которые их  создали приведена  в схеме 7 (см. приложение).

     Кроме организаций  профессиональных  участников бумаг существуют и другие виды организаций участников рынка ценных бумаг.  С  целью защиты интересов свои организации также создают эмитенты, институциональные и частные инвесторы.

 

     Саморегулируемые организации  в России.

    

     По российским  правовым  нормам саморегулируемые организации  могут принимать форму ассоциаций,  профессиональных союзов или  профессиональных общественных  организаций.

     Функции российских  саморегулируемых  организаций   соответствуют общепринятым в мировой практике:

     саморегулирование деятельности  участников на рынке ценных  бумаг,

     поддержание  высоких  профессиональных стандартов и  подготовка персонала,

     развитие инфраструктуры  фондового рынка,

     проведение совместных научных разработок,

     коллективное предпринимательство  своих интересов и  интересов  инвесторов.

     Надзор за деятельностью  саморегулируемых  организаций  и контроль за  их созданием  осуществляется Федеральной Комиссией  по ценным бумагам и фондовым биржам.

 Примеры саморегулируемых организаций  в  России  приведены  в следующей  таблице.

 

Виды саморегулируемых организаций

Наименование организаций

Организация фондовых бирж

Союз фондовых бирж, Ассоциация валютных бирж

Организация компаний по ценным бумагам

Фондово-эмиссионнный синдикат и др., Ассоциация российских банков

Организация трансфер-агентов, регистраторов и депозитариев

Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД)

Организация персонала, работающего в институтах ценных бумаг

Гильдия финансистов

Организация институциональных инвесторов

Ассоциация инвестиционных фондов «СКИФ», Лига содействия инвестиционным фондам

Организация частных инвесторов

Комитеты по защите прав акционеров (в регионах, в городах)

Организации регуляторов рынка,  инвестиционных консультантов

и эмитентов в России отсутствуют


 

IV ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО  ФОНДОВОГО РЫНКА

 

     Формирование фондового  рынка в России повлекло  за  собой возникновение,  связанных  с  этим  процессом,  многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

     В данном разрезе  возможно  выделить  следующие  ключевые проблемы развития российского  фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.

     1. Преодоление негативно  влияющих внешних факторов,  т.е. хозяйственного кризиса,  политической  и социальной  нестабильности.

     2. Целевая переориентация  рынка ценных бумаг с  первоочередного  обслуживания  финансовых  запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей  главной функции  - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

     3. Улучшение качественных  характеристик рынка:

     - наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся,  размер  капитализации  рынка акций в  процентах  к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без

укрупнения и рекапитализации фондового рынка;

     - пресечение обращения  на рынке суррогатов ценных  бумаг и незаконной профессиональной  деятельности (контроль  за  данным  процессом должны взять на  себя как государственные,  так и саморегулируемые организации).

     4. Повышение роли  государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

     1) создание государственной  долгосрочной концепции и  политики  действий в области восстановления  рынка ценных бумаг и его текущего регулирования  (окончательный  выбор  модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США),а также определение доли источников  финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);

     2) формирование согласованной  системы  государственного регулирования фондового  рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;

     3) формирование сильной  Комиссии по ценным бумагам  и фондовому рынку,  которая  сможет объединить ресурсы государства ичастного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

     4) ускоренное создание  жесткой регулятивной инфраструктуры  рынка и ее правовой базы  для ограничения рисков инвесторов;

     5) создание системы  отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

     6) формирование активно  действующей системы  контроля  занковскими инвестиционными институтами;

     7) государственная поддержка  образования в области фондового  рынка;

     8) преодоление опережающего развития рынка  государственных  ценных  бумаг, которое  переключает большую часть денежных ресурсов на  обслуживание  непроизводительных  расходов  государства, сокращая поступление средств в производство.

     5. Проблема защиты  инвесторов,  которая может быть решена созданием государственной  или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.

     6. Опережающее  создание  депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации  движения ценных бумаг  в  интересах эмитентов.

     7. Реализация принципа  открытости информации через  расширение объема публикаций  о деятельности эмитентов ценных  бумаг, введение признанной  рейтинговой  оценки   компаний-эмитентов, развитие  сети  специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

     8. Реализация принципа  представительства  и  консолидации  регионов посредством:

     а) создания   консультативного   органа,    объединяющего представителей государственных органов,  банков,  небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;

     б) передачи части  прав по регулированию рынка  регионам;

     в) введения представителей  публики в состав  директоратов регулятивных органов  государства,  саморегулируемых организаций, фондовых бирж;

     г) государственной поддержки  саморегулируемых организаций;

     д) создания  системы  экспертной  поддержки  и   научного  обслуживания рынка (экспертные  советы ученых и т.п.).

 

 

Основными источниками правового регулирования рынка ценных бумаг в России являются:

 

-Конституция РФ, ст. 8, 34, 35, 71, 74

-Гражданский кодекс РФ, Глава 7

-ФЗ «О рынке ценных бумаг»  от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ

-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ

-ФЗ «Об особенностях эмиссии  и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг»  от 29 июля 1998 года № 136-

-ФЗ «О защите прав и законных  интересов инвесторов на рынке  ценных бумаг» от 5 марта 1999 года  № 46-ФЗ

-Постановление ФКЦБ РФ «Об  утверждении положения о ведении  реестра владельцев именных ценных  бумаг» от 2 октября 1997 года № 27

Информация о работе Фондовый рынок