Финансы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

В России происходили глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих экономических процессов мирового развития. Продолжается и по сей день коренная перестройка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………2
2.Финансы предприятий, принципы их организаций…………………..4
3.Необходимость и сущность кредита…………………………………...7
4.Экономическая сущность бюджета и его место в общей системе финансовых отношений………………………………………………….11
5.Список литературы……………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы предприятий, необходимость и сущность кредита..doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Эмиссионная функция — создание кредитных средств обращения и замещения наличных денег. Проявляется она в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства, т.е. обороту предоставляются деньги, как в наличной, так и в безналичной формах. Данная функция  кредита обнаруживается и тогда, когда на основе замещения наличных  денег происходят безналичные расчеты. Хотя функция кредита — категория объективная, существующая независимо от воли и желания людей,  кредитная система может создавать условия, позволяющие полнее использовать кредит для достижения поставленных целей. С учетом этого банкам и заемщикам рекомендуется использовать различные виды ссуд. Выбирая конкретный вид кредита, заемщики учитывают экономическую целесообразность, выясняют, позволяет ли данная форма кредитования наиболее полно использовать ссуду для повышения доходности и развития их деятельности.

Контрольная функция— это осуществление контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов. Действие это функции проявляется в том, что в хозяйстве, получившем кредит, осуществляется всесторонний контроль рублем. Именно на базе кредитных отношений строится наблюдение за деятельностью заемщиков и кредиторов, оценивается кредитоспособность и платежеспособность предприятия. Ведь любой кредитор- банк или предприниматель - через ссуду своими методами контролирует состояния заемщика, стремясь обеспечить своевременный возврат ссуды, предотвратить несвоевременный возврат долга.

 

3. Экономическая сущность бюджета и его место в общей системе финансовых отношений.

    Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

    В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

   Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двух ярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.

   Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.

   Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами ( государственный бюджет ( это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально- культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

   Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во первых, возникают в фазе распределения общественного производства, и, во вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.

   Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:

1) бюджет является  особой экономической формой  перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;

2) посредством бюджета  осуществляется перераспределение  национального дохода (национального  богатства) между важнейшими сферами  общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой экономики), между регионами страны и территориями;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

Взгляд на бюджет как  экономическую категорию получил  свое признание не сразу. Только в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой с позиций экономической сущности государственный бюджет может рассматриваться как самостоятельная экономическая категория, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства ( как его финансовый план.

В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные сферы, отличающиеся отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового общественного  продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название «государственный бюджет».

На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования ею отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть стоимостного распределения  государственный бюджет выполняет  специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

Государственному бюджету  как определенной совокупности финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные отношения имеют распределительный характер, осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов.

Как экономическая категория  государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государствам и другими участниками общественного  производства в процессе распределения  и перераспределения стоимости  общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. «Финансы» Мельников В. Д., Ильясов К. К., Алматы 2001;

 

2. «Общая теория финансов» Учебник, Дробозина Л.А.;

 

3. «Финансы, денежное обращение, кредит» Под ред. Дробозиной Л.А.;

 

4.. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. финансы предприятий: Учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004.

5. Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

6. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс./ Под ред. д.э.н., проф. М.Ф. Самсонова.-М.: ИНФРА-М,2002.


Информация о работе Финансы предприятий