Финансы некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении особенностей финансовой среды функционирования некоммерческих организаций, выявлении специфики их финансовых отношений.
Задачи, которые я перед собой ставила: более глубоко изучить финансовые возможности некоммерческих организаций по достижении их социально-значимых целей и задач;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.docx

— 90.78 Кб (Скачать файл)

В законодательстве большинства западных государств предпочтение в оказании социальных услуг отдается именно добровольческим  организациям, а не государственным  структурам, оказывающие аналогичные  услуги. Например, в Парламенте Великобритании в соответствии с принятыми в 90-х гг. XX в. актами о национальной службе здравоохранения и о муниципальном  медицинском уходе функции добровольческих организаций и государственных структур в социальной сфере были четко разделены. Департаменты здравоохранения, а также социальные службы, которые являются государственными структурами, были признаны покупателями  социальных услуг, а добровольческие организации, так называемый "независимый сектор" - их поставщиками. Теперь к полномочиям государственных структур относится только покупка от имени своих клиентов (граждан, проживающих на территории того или иного муниципалитета) социальных услуг у этих организаций. Правовым основанием взаимодействия государственных органов и "независимого сектора" в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии являются специальные договоры , которые содержат принципы такого взаимодействия, устанавливают стандарты финансовой и бухгалтерской отчетности, а также предусматривают необходимость и пределы вмешательства государства во внутренние дела добровольческих организаций [4].

Накопленный в зарубежных странах  положительный опыт правового обеспечения  социального взаимодействия государства  и неправительственных некоммерческих организаций, с  точки зрения А.А. Кумаритовой, может и должен быть учтен в отечественном законодательстве. В первую очередь это касается разработки и принятия федерального закона о взаимодействии (сотрудничестве) государственных органов с неправительственными некоммерческими организациями  в социальной сфере. В этом федеральном  законе, считает А.А. Кумаритова, необходимо предусмотреть правовые принципы, порядок  и формы социального взаимодействия (сотрудничества) государственных органов  и некоммерческих, в том числе  благотворительных, организаций, а  также их взаимную ответственность  за неисполнение своих обязательств. Необходимость в принятии такого рода федерального закона вытекает из ст. 7 Конституции РФ, в которой  Российская Федерация провозглашается "социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Это означает, что формирование и реализация социальной политики государства потребуют от него активного взаимодействия (сотрудничества) со всеми институтами гражданского общества, в том числе с институтом неправительственных некоммерческих организаций. А.А. Кумаритова считает, что такое взаимодействие (сотрудничество) должно строиться только в рамках гражданско-правовых отношений (т.е. горизонтальных отношений), основанных на равенстве участников, автономии их воли и имущественной самостоятельности, а на властном подчинении одной стороны другой (т.е. вертикальных отношений). Преимущество использования договорных форм социального взаимодействия (сотрудничества) государства и неправительственных некоммерческих организаций перед административным (односторонним) порядком распределения бюджетных средств проявляется в том, что договорные обязательства предполагают взаимную ответственность сторон за неисполнение принятых на себя обязательств и повышают эффективность расходования выделенных государством средств из соответствующего бюджета, так как такие договора заключаются на основании проведенного конкурса. Из этого следует, что неправительственные некоммерческие организации могут и должны быть социальными партнерами государства в достижении им общественных благ.

Однако в российском законодательстве под "социальным партнерством" понимается, к сожалению, только "система взаимоотношений  между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленных на обеспечение согласования интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ). В  то же время российская правовая действительность, а также опыт зарубежных стран  убеждают  в обратном, побуждая вкладывать в это понятие более широкий  смысл, поскольку в сферу социального  партнерства вовлечены не только профсоюзы и работодатели, но все институты гражданского общества, в том числе институт благотворительных организаций [8, с. 139-141].

Вместе с тем целесообразность принятия федерального закона о социальном взаимодействии (сотрудничестве) государственных  органов и неправительственных  некоммерческих организаций обусловлена  также ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации наряду с другими  предметами совместного ведения  находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; особо  охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие  вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства  и детства; социальная защита, включая  социальное обеспечение. Правовое регулирование  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации должно осуществляться согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ на основании федеральных законов  и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации. Именно по причине отсутствия соответствующего федерального закона существенно затрудняется реализация договорных форм социального взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на региональном и местном уровнях [4].

Социальный заказ для  государственных и муниципальных  нужд как форма взаимодействия государства  и неправительственных некоммерческих организаций.

Примером социального партнерства  государства и некоммерческих организаций  может стать социальный заказ  для государственных нужд, который  некоммерческая организация получает от государства на оказание социальных услуг (например, уход за престарелыми людьми, создание реабилитационных центров для детей-инвалидов и т. д.).

Некоммерческие организации накопили огромный потенциал интеллектуальных, материальных, информационных и человеческих ресурсов, которые используются ими  в повседневной работе по повышению  эффективности социальных технологий, выработке новых вариантов решения  социальных проблем в тех секторах социальной сферы, где государство  не может полностью осуществить  свою социальную функцию.

Cоциальный заказ - система мероприятий, направленных на реализацию социальных программ федерального, регионального или местного значения и финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Проводимая политика государственных органов и органов местного самоуправления в социальной сфере отражается в принимаемых ими целевых программах. В ходе реализации таких программ уполномоченные органы государства или местного самоуправления могут объявлять о проведении конкурса на размещение социального заказа для государственных или муниципальных нужд. Итогом конкурса является заключение договора (контракта) о государственном заказе [8, с. 107].

Для неправительственных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций социальный заказ является одним из возможных источников формирования имущества для направления его  на их уставные цели.

В настоящее время в действующем  законодательстве прямо не предусмотрено  государственное финансирование неправительственных  некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, которые предоставляют  социальные услуги незащищенным слоям  населения. Идея патернализма (т. е. системы  дополнительных льгот и выплат) остается преобладающей в социальной политике российского государства, и это объективно связано, в первую очередь, с незрелостью институтов гражданского общества, их неготовностью к продуктивному взаимодействию с государственными органами, а также с отсутствием специального федерального закона, который детально регламентировал бы прозрачный и открытый правовой механизм проведения конкурса на размещение социального заказа среди неправительственных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций и который исключал бы коррупционные начала, связанные с хищением и отмыванием денежных средств, предназначенных для оплаты оказания социальных услуг [5].

Необходимость и эффективность  такой формы взаимодействия государства  и некоммерческих организаций, как  социальный заказ на оказание социальных услуг, доказан многолетней практикой  стран Запада, где деятельность подобных организаций рассматривается как  фактор экономического роста и устойчивого  развития общества. Будем надеяться, что в скором будущем российские некоммерческие организации смогут в полной мере включиться в "новую" социальную технологию - социальный заказ - на практике [5].

 

3.3. Государственное  регулирование деятельности некоммерческих  организаций

Некоммерческая  сфера экономики наряду с государством и бизнесом составляют основу системы  рыночных отношений.

Развитие рыночного хозяйства  и его функционирование не может  осуществляться без участия некоммерческих организаций. Они способствуют решению  многих социально-экономических проблем  в области образования, здравоохранения, культуры, экологии, благотворительности  и других областей.

По данным Костромастата, число  некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Костромской области  на 1 января 2009 г. за истекший год составляет 416. Общее количество зарегистрированных некоммерческих организаций по состоянию  на 31.12.2008 составляет 5234, что показывает высокую активность граждан в  решении социальных задач по снижению уровня бедности, безработицы, преступности и других социальных проблем. Однако в настоящее время оценить  вклад некоммерческих организаций  в экономику страны достаточно сложно, так как отсутствуют соответствующие  статистические показатели.

Анализируя данные, можно констатировать факт, что количество некоммерческих организаций в последние годы незначительно, но стабильно увеличивается, а следовательно становится понятно, что некоммерческие организации  оказывают немаловажное влияние  на развитие всей системы народно-хозяйственного комплекса. Вследствие этого появляется необходимость в государственном  регулировании деятельности некоммерческих организаций.

Деятельность некоммерческих организаций  в настоящее время контролируется государством (его контрольные функции  закреплены в законодательных и  нормативных актах), Федеральным  казначейством (если речь идет о бюджетных  средствах), а также аудиторами и  аудиторскими организациями, которые  проводят финансовый контроль.

К элементам системы контроля деятельности негосударственных некоммерческих организаций можно отнести:

- законодательное и нормативное  регулирование;

- ревизию Федерального казначейства;

- аудиторские проверки;

- контроль со стороны финансирующих  организаций.

Одной из основных форм контроля деятельности некоммерческих организаций на современном  этапе можно признать использование  их отчетности, которая составляется как для государственных органов, так и для финансирующих организаций. Виды отчетности различны по названию и содержанию, а ее состав часто  зависит от организационно-правовой формы, в которой создана некоммерческая организация.

В настоящее время предусмотрены  следующие формы отчетности (ФЗ "О  некоммерческих организациях", ст. 32):

- некоммерческая организация обязана  представлять в уполномоченный  орган документы, содержащие отчет  о своей деятельности, персональном  составе руководящих органов,  а также документы о расходовании  денежных средств и об использовании  иного имущества, в том числе  полученных от международных  и иностранных организаций, иностранных  граждан и лиц без гражданства.  Формы и сроки представления  указанных документов определяются  Правительством РФ;

- структурное подразделение иностранной  некоммерческой неправительственной  организации информирует уполномоченный  орган об объеме получаемых  денежных средств и иного имущества,  их предполагаемом распределении,  о целях их расходования или  использования и об их фактическом  расходовании или использовании,  о предполагаемых на территории  РФ программах, а также о расходовании  предоставленных физическим и  юридическим лицам денежных средств  и использовании предоставленного  им иного имущества по форме  и в сроки, которые устанавливаются  Правительством РФ.

Состав отчетности.

Бухгалтерская отчетность. Состав бухгалтерской отчетности определен прежде всего ст. 13 Закона о бухгалтерском учете. Отчетность некоммерческой организации состоит:

- из бухгалтерского баланса;

- отчета о прибылях и убытках;

- приложений к ним, предусмотренных  нормативными актами;

- аудиторского заключения, подтверждающего  достоверность бухгалтерской отчетности  организации, если она в соответствии  с федеральными законами подлежит  обязательному аудиту;

- пояснительной записки.

Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не ведущие предпринимательскую  деятельность и не имеющие кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного  года в упрощенном составе (бухгалтерский  баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о целевом использовании  полученных средств).

Налоговая отчетность. Помимо бухгалтерской отчетности некоммерческие организации сдают в налоговые органы налоговую отчетность в виде деклараций по уплачиваемым налогам. Порядок заполнения и сроки подачи деклараций установлены конкретно для каждого налога.

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций