Финансы корпораций: экономическая сущность и специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Термин «корпорация», как и многие другие, был заимствован из западной теории. В соответствии с законодательством США корпорация является одной из форм организации частной фирмы наряду с единоличным владением, товариществом и гибридными формами. По мнению американских экономистов Ю. Бригхэма и М. Эрхардта, корпорация – это «соответствующим образом юридически оформленная и зарегистрированная экономическая единица, чьи активы отделены от личной собственности владельцев и менеджеров»

Содержание

Введение 3
1. Финансы корпораций: экономическая сущность и специфика 5
2. Структура источников финансирования предприятия 9
3. Состав источников финансирования 13
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

корпоративные финансы. тема 16. Виды и инструменты финансирования деятельности корпорации.docx

— 64.19 Кб (Скачать файл)

1. Инвестирование  в форме оборудования снижает  по сравнению с денежным кредитом  риск невозврата средств, так  как за лизингодателем сохраняются  права собственности на переданное  оборудование.

Поэтому очень часто предприятию проще получить оборудование по лизингу, чем ссуду на его приобретение. В связи с этим лизинг является способом финансирования предприятий, относящихся к следующим категориям:

  • предприятия с высоким уровнем рентабельности, но со слабой финансовой структурой, например, расширяющиеся предприятия;
  • молодые или малые предприятия, которые часто не имеют возможности получить банковский кредит из-за неспособности предоставить банку достаточных гарантий в виде залога материальных ценностей.

2. Лизинг  предполагает 100%-ное финансирование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее оборудование. При использовании обычного кредита предприятие должно часть стоимости покупки оплатить за счет собственных средств.

3. Лизинговый  контракт может включать в  себя дополнительные услуги по  обслуживанию оборудования: заказ  материалов, управление поставками, сервисное обслуживание и ремонт  оборудования, установка запасных  частей, а также полную или  частичную замену старого оборудования  на новое.

4. Лизинговое  соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность  обеим сторонам выработать удобную  схему выплат. По взаимной договоренности  сторон лизинговые платежи могут  осуществляться после получения  выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в  лизинг оборудовании. Ставки платежей  могут быть фиксированными и  плавающими.

5. Для  лизингополучателя уменьшается  риск морального и физического  износа и устаревания оборудования, так как имущество не приобретается  в собственность, а берется во  временное пользование.

6. Лизинговое  имущество не числится у лизингополучателя  на его балансе, что не увеличивает  его активы и освобождает от  уплаты налога на это имущество.

7. Лизинговые  платежи относятся на издержки  производства и обращения (себестоимость) лизингополучателя и, соответственно, снижают налогооблагаемую прибыль.

8. Наличие  амортизационных и налоговых  льгот для лизингодателя, которыми  он может "поделиться" с лизингополучателем  путем уменьшения размера лизинговых  платежей.

9. Изготовитель  оборудования получает дополнительные  возможности для сбыта своей  продукции.

10. С народохозяйственной точки зрения лизинг служит средством реализации продукции, развития производства, внедрения научно-технического прогресса, создания новых рабочих мест. Поэтому государство заинтересовано в поощрении и расширении лизинговых операций.

Недостатками лизинга являются:

1. На  лизингодателя ложится риск морального  старения оборудования и получения  лизинговых платежей, а для лизингополучателя  стоимость лизинга больше, чем  цена покупки или банковского  кредита. Поэтому лизинговой сделке  предшествует большая предварительная  работа по ее экспертизе.

2. Лизингополучатель, не являющийся собственником  своих основных средств, не может  предоставить их в качестве  залога в случае необходимости  банковского займа, что снижает  его шансы к получению такого  займа на более выгодных условиях.

Факторинг

Факторинг (factoring) - продажа дебиторской задолженности специализированному финансовому институту, факторинговой компании, обычно без права обратного требования. Один из методов финансирования.

При цессии дебиторской задолженности фирма сохраняет право собственника на дебиторскую задолженность. Когда фирма осуществляет факторинг своей дебиторской задолженности, это означает, что она продает свои счета факторинговой компании.

Продажа эта может происходить или с правом, или без права обратного требования, в зависимости от типа соглашения. Факторинговая компания имеет кредитный отдел и проводит кредитные операции по счетам. Основываясь на своих данных кредитного анализа, факторинговая компания может отказаться от покупки счетов, которые она сочтет слишком ненадежными. При помощи факторинга фирма часто избегает расходов, связанных с поддержанием кредитного отдела и инкассированием средств. Любой счет задолженности, которую факторинговая компания не желает покупать, представляет собой неакцептованный кредитный риск, если, конечно, фирма не захочет взять этот риск на себя и отгрузить товар.

Факторинговые соглашения регулируются контрактами, заключаемыми между факторинговыми компаниями и заемщиками. Контракт обычно заключается на 1 год с возможностью автоматического обновления и прекращает свое действие только по истечении 30 - 60 дней. Хотя при факторинге часто предусматривается уведомление клиентов фирмы о продаже их счетов и о том, что оплата по этим счетам теперь должна пересылаться прямо в факторинговую компанию, во многих случаях уведомление не делают. Клиенты продолжают пересылать средства фирме, которая в свою очередь индоссирует их в пользу факторинговой компании. Эти индоссаменты фирма обычно скрывает, чтобы клиент не узнал о продаже ее счетов.

За несение риска и обслуживание дебиторской задолженности факторинговая компания получает комиссионные, которые обычно составляют около 1% номинальной стоимости дебиторской задолженности. Величина комиссии варьируется в зависимости от размера отдельных счетов, объема задолженности по ним и их качества. Так как задолженность, проданная факторинговой компании, инкассирована на протяжении определенного периода, фирма может захотеть получить оплату за продажу дебиторских счетов до того, как будет выплачена задолженность. По этому авансу она должна выплачивать определенный процент. Авансовый платеж является кредитной составляющей функций факторинговой компании в дополнение к риску и обслуживанию дебиторских счетов. За выполнение этой дополнительной функции компания требует компенсацию.

Основные источники факторинга - коммерческие банки, факторинговые филиалы банковских холдинговых компаний и факторинговые компании со стажем. Некоторые люди критикуют компании, оказывающие факторинговые услуги, большинство же считает это вполне приемлемым методом финансирования. Основной недостаток этого метода состоит в том, что он может оказаться дорогим. Однако мы должны учитывать, что факторинговая компания зачастую освобождает фирму от учетных операций, связанных с коммерческим кредитом, издержек по обслуживанию дебиторской задолженности и расходов по инкассированию. Для небольшой фирмы экономия на этих расходах может иметь большое значение.

Дополнительные источники финансирования

Франчайзинг представляет собой выдачу компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франчайзы) на производство или продажу товаров или услуг под фирменной маркой данной компании и/или по его технологии. Контрактом может оговариваться: период, на который выдана лицензия; территория, на которой будут производиться или реализовываться товары или услуги; форма платежа (разовый платеж, периодические отчисления, смешанная форма). По существу эта операция не является операцией прямого финансирования предприятия, однако она обеспечивает косвенное финансирование, в частности за счет сокращения расходов на разработку технологии производства, завоевание рынка и др. Поэтому к ней часто прибегают вновь появившиеся компании, пытающиеся утвердиться в данной сфере бизнеса и по возможности снизить риск потерь, который всегда сопровождает попытки самостоятельного создания нового производства. Эта операция в известной степени выгодна и компании, предоставившей лицензию, поскольку происходит прямая или косвенная реклама этой компании, а также поступают платежи за пользование лицензией. В зависимости от условий контракта фирма, продающая свою лицензию, может дополнительно организовать начальное и последующее обучение своих партнеров, руководство или консультирование их деятельности, рекламу, другие виды финансового, технологического и коммерческого содействия.

Преимущества франчайзинга.

Для франчайзоров

  1. Быстрое расширение бизнеса на новых рынках с минимизацией собственных финансовых затрат и трудовых ресурсов.
  2. Снижение риска, так как собственный капитал участвует в расширении дела в минимальной степени.
  3. Освобождение от необходимости оперативного управления.
  4. Получение дополнительных доходов за счет выплат франчайзи.

Для франчайзи

  1. Возможность начать собственное дело.
  2. Готовая "ниша". Франчайзи покупает готовый бизнес, опробованный всесторонне франчайзором.
  3. Торговая марка. Франчайзи покупает право пользоваться относительно известной торговой маркой, фирменным знаком или стилем.
  4. Реклама. Наличие товарного знака дает возможность пользоваться всей мощью рекламы этого товарного знака.
  5. Помощь. Франчайзор передает франчайзи технологию ведения бизнеса.
  6. Облегчение доступа к кредитным ресурсам, поскольку франчайзор может выступать гарантом по кредитам.

Недостатки франчайзинга.

Для франчайзоров

  1. Необходимость кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом.
  2. Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы.
  3. Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий.
  4. Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны.
  5. Выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи.

Для франчайзи

  1. Меньше экономической свободы, ограничение инициативы.
  2. Невозможность быстрого выхода из бизнеса, так как договор франчайза обычно заключается на относительно большой срок.
  3. Установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы.
  4. Зависимость от финансовой стабильности франчайзора.

Операции РЕПО (repo, или repurchasing agreement) представляют собой договоры об обратном выкупе ценных бумаг. Договором предусматриваются два противоположных обязательства для его участников - обязательство продажи и обязательство покупки. Прямая операция РЕПО предусматривает, что одна из сторон продает другой пакет ценных бумаг с обязательством купить его обратно по заранее оговоренной цене. Обратная покупка осуществляется по цене, превышающей первоначальную цену. Разница между ценами, отражающая доходность операции, как правило, выражается в процентах годовых и называется ставкой РЕПО. Назначение прямой операции РЕПО – привлечь необходимые финансовые ресурсы. Обратная операция РЕПО предусматривает покупку пакета с обязательством продать его обратно; назначение такой операции - разместить временно свободные финансовые ресурсы.

Экономический смысл операции очевиден: одна сторона получает необходимые ей в срочном порядке денежные ресурсы, вторая – восполняет временный недостаток в ценных бумагах, а также получает проценты за предоставленные денежные ресурсы.

Толлинг - производство продукции из давальческого сырья. При толлинге обработчик получает сырье по нулевой цене, обрабатывает его и возвращает законченный продукт владельцу, получая вознаграждение от владельца за переработку.

  • Плата за толлинг может быть в виде денежных средств или в виде части законченной продукции.
  • Экономическую прибыль в основном получает владелец материалов, продающий их конечному пользователю; обработчик получает только плату за обработку. Обработчик должен убедиться в том, что его работа адекватно компенсируется.
  • В некоторых случаях толлинг подлежит государственному квотированию.

Владелец сырья использует толлинг, если: сам владелец не является обработчиком; владелец не имеет достаточного мощностей для обработки всего его сырья, но имеет достаточный рынок для реализации конечного продукта; другое предприятие может обработать сырье гораздо дешевле.

Предприятие-обработчик может прибегнуть к толлингу, если: оно в настоящий момент не имеет иных средств финансирования и способов приобретения сырья и хочет продолжать операции с надеждой получения иных способов приобретения сырья в ближайшем будущем; ему нужно увеличить загрузку мощностей для распределения постоянных затрат.

Взаимозачет. При взаимозачете две или более стороны погашают денежные обязательства друг перед другом путем поставки товаров. Хотя это и не денежная сделка, любое принятие товара от поставщика до поставки товаров другой стороне равносильно краткосрочному займу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Под финансами корпораций подразумеваются денежные отношения, связанные с формированием и расширением денежных ресурсов у предприятий, входящих в корпорацию, и их использованием на выполнение обязательств перед предприятиями-участниками корпорации, финансово-кредитной системы и государством, а также на обеспечение функционирования, как предприятий, так и корпораций в целом.

Финансовая система корпорации – это обособленная финансовая система, в которой имеется свое «государство» (управляющая компания), кредитная система (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и т.п.), и «субъекты финансовой системы» (коммерческие и производственные предприятия), через которые идет формирование и использование финансовых ресурсов корпорации.

Информация о работе Финансы корпораций: экономическая сущность и специфика