Финансы и финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
недостаточные темпы развития экономики;
диспропорции развития экономической системы;
отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Содержание

Введение 2
1.Финансы в системе экономических отношений. 6
1.1 Сущность и функции финансов. 8
1.2 Признаки и особенности финансов. 14
1.3 Сущность и структура финансовой системы. 19
2. Финансовая системы РФ. 28
2.1. Государственный бюджет. 32
2.2. Внебюджетные фонды. 40
2.3. Государственный кредит. 42
2.4. Фонд страхования. 45
2.5. Фондовый рынок. 52
Заключение. 53
Список использованной литературы. 56

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

издержки  производства,  но  и  получают  прибыль,  имеют   самостоятельный,автономный  бюджет;  в  центральном  государственном  или  местном  бюджетах фиксируются лишь финансовые  результаты  их  деятельности.  Те  предприятия, деятельность  которых  нельзя  определять  с  точки   зрения   эффективности

(поскольку  производят  социально  значимую  продукцию),  финансируются   из государственного  бюджета, т.е.  находятся  на  бюджетном  финансировании.  В государственный  бюджет включаются их доходы  и расходы.

Специальные правительственные фонды – важнейшее звено финансовой

системы современных государств. По своей  сущности  они  представляют  собой денежные фонды специального назначения.

Эти  фонды  создаются   с   целью   финансирования   выполнения

возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические  задачи, постольку нет единой классификации правительственных фондов. К  тому  же  их количество и назначение  в  каждой  стране  при  переходе  от  одного  этапа развития к другому меняются.

Правительственные фонды отличаются друг от друга  в  зависимости

от срока действия, цели использования, правового положения.

Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После

разрешения конкретной задачи  необходимость  в  конкретном  фонде  отпадает.

Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время.  Их

называют постоянными.

В зависимости от цели использования государственные  специальныефонды подразделяют на следующие:

- научно-исследовательские;

- экономические;

- социальные фонды;

- фонды личного  и имущественного страхования;

- военные фонды;

- инвестиционные  фонды.

Основная  часть   специальных   фондов   образуется   либо   за   счет

государственного  бюджета,  либо   за   счет   местных   бюджетов   (местные

специальные фонды). Их источником являются прямые  государственные  субсидии или  отчисления  от  налоговых  поступлений.  Некоторые  фонды  (личного и имущественного  страхования)   образуются  за  счет   добровольных   взносов юридических и физических лиц.

 

 

2. Финансовая системы РФ.

Что же представляет собой финансовая система России?

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании.

Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы.

Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и

социального развития, приводит к необходимости централизации вего

распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении

определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства;

перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны,

процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет

собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования

банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы

обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование

централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и

потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета,

государственный кредит.

 

 

2.1. Государственный бюджет.

 

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны,

утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.

ГБ характеризуется следующими чертами:

-носит ярко выраженный  балансовый характер. Превышение  расходов над  доходами

составляет дефицит бюджета,

-формирование и использование  бюджета базируется на сочетании

централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

-перераспределение национального  дохода и примерно 50% ВВП между

территориями, отраслями деятельности,  социальными группами населения;

-государственное регулирование  и стимулирование экономики;

-финансовое обеспечение  финансовой политики;

-контроль за образованием  и использованием централизованного  фонда денежных средств.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает

Министерство финансов РФ.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее

построения, совокупность бюджетов государства.

Организационная структура - включает республиканский бюджет, 21 бюджет

республик в составе РФ, 55 краевых  и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов   автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс.  местных бюджетов.

Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного  устройства:  единство, полнота,  реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную

систему.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие “Консолидированный бюджет” РФ.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т.е. взаимоотношения центра и регионов.

В соответствии  с законодательством РФ доходная часть территориальных

бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и налоги на имущество физических лиц для местных бюджетов.

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий,  катастроф идругих ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

Субвенция как таковая, не использованная в срок или  использованная не по

назначению, подлежит возврату.  Возврат осуществляется  в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию.

Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е. на

основе платности и возвратности.

В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых   основным

регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.

На финансовую помощь из этого фонда могут рассчитывать те регионы, у которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и  подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на  1 жителя <  95% от средней величины по РФ в целом и условная сумма  расходов окажется < 100 % плановых расходов

регионального бюджета.

Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводитсямеханизм секвестра расходов -  это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение

оставшегося текущего года. Защищенными  статьями являются зарплата,

стипендии,  государственные пособия. Покрытие  дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых

организаций.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной

классификации,  представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных кодов. Этообеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В Федеральном законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г. отмечается, что БКвключает:

-классификацию доходов  бюджетов РФ;

-функциональную классификацию  расходов бюджетов РФ;

-экономическую классификацию  расходов бюджетов РФ;

-классификацию источников  внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов РФ;

-классификацию источников  внешнего  финансирования дефицита  федерального

бюджета;

-классификацию видов  государственного внутреннего долга  РФ и субъектов РФ;

-классификацию видов  государственного внешнего долга  и внешних активов РФ;

-ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета. Бюджетный процесс

- это регламентированная  законодательством  деятельность  органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению  бюджета.  Эта

деятельность  регулируется  Законом  РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).

Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность,

балансовый метод.

Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.

Информация о работе Финансы и финансовая система РФ